Файл: "Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника." по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1857

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.


Глава 2. Экспериментально-исследовательская работа

В ходе моей исследовательской работы я помогала детям определить наиболее подходящие для игры события, установить их последовательность, обозначить действующих лиц. Внимание сосредотачивается на выбранной теме, к нему подключается воображение детей, что в целом способствует развитию самостоятельных игр.

Мною использовались приемы руководства сюжетно-ролевой игрой прямые и косвенные.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Были использованы такие приемы косвенного педагогического воздействия: организацию предметно - игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры. Особое внимание обращать на организационный период игры, в котором заключены большие воспитательные возможности, от которого во многом зависит дальнейшее ее развитие

Чтобы помочь детям в развитии сюжетно-ролевой игры, использовались разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, сюжетных картинок, когда ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, фотоальбомов о людях разных профессий, чтение художественной литературы, беседы о профессиях. Использовались и такие приемы, как рассказы об играх детей другой группы, напоминание о правилах игры, советы и т.д.

К игровым приемам относятся создание игровой ситуации, использование воображаемой ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

В процессе сюжетно-ролевой игры мы использовали словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение.

Данное исследование невозможно без объективных методов обследования.

Мною была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе учреждения дошкольного образования в средней группе.

2.1 Констатирующий эксперимент

В ходе констатирующего эксперимента я изучила уровень сформированной игровой деятельности ребенка.

По результатам констатирующего этапа эксперимента в средней группе выявили, через наблюдения

, уровень игровой деятельности ребенка находится:

на низком уровне-30%

на среднем уровне-60%

на высоком уровне-10%.

Данные, полученные на констатирующем эксперименте, позволили перейти к разработке комплекса мероприятий по развитию игровой деятельности ребенка среднего дошкольного возраста.
2.2 Формирующий этап эксперимента

Был и разработан и проведен комплекс сюжетно-ролевых игр, («магазин», «почта», «подготовка к открытию детского сада», «путешествие на корабле», «поликлиника»).

К каждой игре были поставлены цели игры, предварительная работа, совместная работа с детьми и родителями, готовился материал для игры, правила игры, роли.

В рамках обозначенных мероприятий в нашем детском саду прошли различие виды игр: дидактические.

Выкладываем узор из счетных палочек (по схеме)
Игра «Составь картинку»

Дидактическая игра «Чей домик?»

Маленький ребенок это деятель. Ребенок, играя все время стремиться вперед, а не назад. В играх детское подсознание, разум и фантазия работают синхронно, дети постоянно участвуют в осмыслении мира.

Сюжетно-ролевые

Мы с детьми много играли в разные игры, а особенно им нравятся сюжетно-ролевые игры, в которых они переодеваются, перевоплощаются.

Дети стараются быть похожими на героев сказок, перенимают их повадки, подражают их голосу. Ребенок, играя, как бы раскрывает свой внутренний мир, свои творческие способности. В играх ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия поступки своих товарищей и свои собственные. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной.

Сюжетно-ролевые игры всегда увлекают детей возможностью «прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно по-взрослому.

Игра «Магазин» очень нравится детям. Обладая фантазией, дети мысленно превращают любую находку в желаемый образ: листья - в деньги, камешки - в макароны... И вот они играют, покупают и продают. Раскладывают овощи и фрукты, предлагают попробовать, в игре дети развиваются и обучаются.

Играя, ребенок непременно творит, фантазирует, создает образы. А детское воображение помогает дополнять действительность.

Сюжетно-ролевая игра: "Семья". Дети сами распределяли роли, старались подражать взрослым.

Сюжетно-ролевая игра: "На приеме у врача"

После чтения сказок мы часто обыгрываем их, дети с огромным удовольствием исполняют роли


Работа с родителями.

Большая работа была проведена с родителями, в рамках планируемых мероприятий.

Родителям было предложено сделать со своими детьми книжки-малышки на тему «Моя любимая игрушка». Был объявлен конкурс: «Игрушка, сделанная своими руками». Были изготовлены папки-раскладушки для родителей: по темам: «Поиграйте с ребенком в семье», «Развивающие игры для детей», «Игрушка в жизни ребенка». Было проведено анкетирование родителей по теме: Игра и игрушка в жизни вашего ребенка.

По окончании этих мероприятий был проведен «Круглый стол» с родителями.

Круглый стол с родителями.

Тема: «Игра и игрушка»

Цель: показать родителям значимость игры для развития ребенка: научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.

Добрый день, дорогие родители!

Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого ребенка - игра.

Накануне нашего собрания мы провели опрос родителей и детей. Разговор конечно же шел об игре. Игра для ребенка в детском саду и дома -самое главное занятие. Конечно, детям очень хотелось, чтобы родители играли с ними чаще. Судя по ответам на вопрос, «в какие игры ребенок любит играть дома с родителями»

Взрослые называли скорее игрушки в которые они играют с детьми ( в машинки, куклы, пазлы, либо продуктивную деятельность - лепка, рисование), но не указывали конкретные игры. Единодушными были родители в ответе на вопрос «нужно ли играть с ребенком?» - «конечно нужно, это необходимо и для развития самого ребенка и для более тесного общения с ним»,так ответили 100% опрошенных. И это радует.

Одним из первых, кто указал не только на сиюминутную, но и на перспективную полезность игры, был немецкий ученый К. Гроос, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей взрослой жизни: игра девочек в куклы - это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну - проявление охотничьего инстинкта и т. п.

Он изобрел так сказать гендерный подход к игре.

Что же привлекает ребенка в игре? Сам процесс действовали. Но действие в игре - особое, ненастоящее. Уже к трем годам дети начинают осознавать различие игры и не игры, а к четырем-пяти годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формулируется ими: «Это же понарошку...», «Давай, как будто я ехал...» и т. п.

Эти «понарошку» и «как будто», то есть действия в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, - добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть, - на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий - лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с упоением ездить в машине,
построенной из стульев, и крутить купленный мамой в руль;

Уважаемые родители, ответьте на вопрос: Зачем же нужна игра? (ответы родителей).

Игра - это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. («Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.

Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга.

Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.

Главная роль игрушки (как предмета, специально созданного взрослыми для детей) в том и состоит, что она побуждает ребенка к деятельности - все более активной, насыщенной, осмысленной. И тем самым служит средством его развития. Поэтому, прежде всего осознаем: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ребенок будет с ней делать.

Наши дети живут совсем в другом мире, чем в том же возрасте жили их родители. С первых месяцев ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20, 30 лет назад. Радионяни, электронные игры, компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к телевизору с его рекламными роликами и боевиками - все эти неведомые в нашем детстве явления стали повседневными атрибутами жизни наших детей, начиная с первых лет жизни.

Давайте рассмотрим основные направления развития современных игрушек:

Можно, пусть условно, разделить на две группы весь массив игрушек для детей.

Первая группа: игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию, развитию личности. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушечные животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. Помимо кукол с их одеждой, мебелью и посудой, ребенку нужны наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин. В них входят детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно отнести игрушки, позволяющие что-либо куда-то перевозить (грузовики, поезда, машинки).