Файл: "Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника." по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1858
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры девочек ориентированы на так называемое ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, посуду, располагают их аккуратно. Ограниченное пространство для игры кажется им наиболее удобным и комфортным. Для счастья им порой вполне достаточно маленького отгороженного уголка.
Девочки любят мелкие игрушки, вышивают, вяжут, нанизывают бусы или бисер. Девочка соорудит из кубика всего один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни. И непременно заселит его жильцами.
Игры девочек развивают способность к сотрудничеству.
Игрушки для мальчиков.
Мальчики создают игрушку, изображающую транспорт, инструменты, всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых путешествий и приключений, зодчества (строительства), войны, спорта, изобретательства.
Мальчик, создав город или замок, машину или инструмент, может даже не задуматься об игрушках, которые будут жить в этом городе или пользоваться этими сооружениями. Зато он совершает со своими игрушками различные игровые действия, свободно и уверенно их изменяет по ситуации (даже ломает, если это необходимо, а не только по причине неаккуратности или неосторожности).
Мальчики старшего дошкольного возраста, как правило, энергичны, подвижны, быстры, поэтому они осваивают широкое игровое пространство. При этом игрушки и другие предметы также используются мальчиками в широком игровом пространстве.
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Поэтому они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют все предоставленное им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: забираются на шкаф, лестницу, лезут «на стенку» в прямом и переносном смысле этого слова.
Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами.
Мальчик охотно выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители.
Замечено, что дети, поведение которых безукоризненно отвечает полоролевым канонам и требованиям, показывают более низкий уровень развития интеллекта и воображения. И наоборот, дети, имеющие разноплановый опыт игрового взаимодействия (в том числе полоролевого), обнаруживают более высокие показатели развития интеллекта и воображения. Поэтому как воспитатели, так и родители с помощью гибкого распределения ролей могут деликатно корректировать те или иные негативные проявления в полоролевом поведении детей.
Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовляется, должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям.
Считается, что наибольшую пользу приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т.д. Они безопасны для здоровья и приближают к природе.
Современная игрушка. Антиигрушка.
Детские психологи бьют тревогу: что вырастет из ребятни, с младенчества окруженной чуждыми символами?
Общие выводы обзора современных игр и игрушек (в том числе и компьютерных) свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизациидетского сознания, выражающейся в преувеличении внимания к деньгам. Во-вторых, в вестернизации как ориентации на западные ценности. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации – тяга к мотивам уничтожения природы, экологической катастрофы и т.д. (при помощи таких игрушек, как трансформеры, куклы-киллеры, люди-пауки, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров»).
Например, фигура человека: лоб стёсан, все части тела (кисти рук, ноги, голова) как будто пришиты нитками. Плюс зашитый, как будто после вспарывания, живот, и швы, уродующие лицо. Что это для ребенка? Игрушка – образ, по которому он судит об окружающем мире (собственного жизненного опыта у него мало, сравнить и сказать: это правильно, а это неправильно, это – плохо, а это – хорошо, он не может). И этот неестественный образ игрушки воспримется им как абсолютно нормальное явление.
У детей, которых безобразное и страшное привлекает, повреждается инстинкт самосохранения. Играя с киборгами, монстрами и другими страшилками, происходит размывание понятий добра и зла.
И, наконец, приучение к страшным образам: куклы-монстры, игры типа «Повелитель вселенной», «Гарри Потер», игрушки для обрядов черной магии, колдовства. Эти образы-монстры, не существующие в реальном мире, внедряются в сознание и, самое ужасное, что детям это становится все более интересно, им это нравится.
Бесспорно, проблема влияния компьютерных игрушек на детское сознание заслуживает самого пристального внимания. Наверное, нельзя рассматривать влияние компьютера на психику детей однозначно. Играть в компьютерные игры с элементами жестокости и насилия и совершать насилие в жизни – все-таки разные вещи. Однако несомненно, что включение в виртуальный мир жестокости вызывает неизбежное привыкание к ней и не может пройти бесследно для психики ребенка.
Недостаток эмоционально-личностного общения заполняется виртуальным. Причем мы, родители и педагоги, «подсадившие» ребенка на «вирту», часто не склонны замечать проблему, пока она не выйдет за пределы семьи, школы, и готовы обвинять всю современную цивилизацию, только бы не прилагать усилий к изменению негативных внутрисемейных или
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.
При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: но каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно - ролевой игре, а в театрализованной он превращается в медведицу Настасью Петровну.
Дидактические игрушки
Предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бабочки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим к игрушкам относиться: мозаики, настольные и печатные игры.
Игрушки забавы
Они представляют собой смешные фигурки людей животных: клоун, кувыркающейся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, повар, ловка пекущий блины и др. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будет в ребенке острою заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувства юмора. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы помогают воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, почему она двигается. Отсюда требование, чтобы игрушка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам относиться наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяется механически, электротехнические и электронные устройства.
Спортивные игрушки
Предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка организованности. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитее координации движение блошки, волчки, серсо к, мячи, бильбоке, обручи. другие содействует развитее навыков бега прыжков, укрепляю мышцы ног, туловища, велосипеды каталки самокаты, самокаты, коньки, ролики, скакалки. Наконец, существуют спортивные игрушки предназначены для коллективных игр: настольный баскетбол, хоккей, пинг-понг.
Музыкальные игрушки
Предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки,волынки, музыкальные шкатулки. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством: пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.
Театрализованные игрушки
Это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки: сказочные персонажи, животные. Использование театрализованных игрушек требует определенного игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана - основы и крепящихся к ним фигурок.
Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
Технические игрушки
Вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов: машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
Игрушки-самоделки
Изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «аистов», элементы декораций, маски, для сюжетно - ролевой игры - «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения цели. Игрушки - самоделки дошкольник может изготовить из различных материалов неоформленных - бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт. Полуоформленные - коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы. Природных - шишки, желуди, ветки, солома, глина. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
игрушка дошкольник интеллект
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.