Файл: "Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника." по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1856
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ”Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенка-дошкольника.”
по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"
Выполнена студентом (кой): Шмалько Анастасией Владимировной
Специальности Дошкольное образование
номер группы 44.02.01
Руководитель: Харланова Юлия Викторовна
2023 г.
Содержание
Введение 3 - 4.
Глава 1. Роль детской игрушки в развитии и воспитании 5.
ребенка-дошкольника.
-
Значение игрушки в жизни детей 5 – 8.
1.2 История происхождения игрушки 8 – 10.
1.3 Игра как ведущий вид деятельности у детей дошкольного
возраста 10 -14.
1.4 Педагогические требования к подбору игрушек 14 -16.
1.5 Виды игрушек 16 -22.
Глава 2. Изучение методического влияния игрушки на
развитее ребенка 23
2.1 Констатирующий эксперимент 24
2.2 Формирующий этап эксперимент 24-30
2.3 Контрольный этап эксперимента 30
Заключение 31-32
Список используемой литературы 33
Приложение 34 - 36
Введение
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к
жизни взрослых.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства развития и воспитания ребенка. Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в начале 21 века, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают педагогическим требованиям.
Актуальность данной темы продиктована тем, что в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Объект исследования: ребенок дошкольного возраста
Предмет исследования: игрушка - как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение игрушки как средства всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастных групп в детском учреждении.
Теоретическая и методологическая основы исследования: основой исследования послужили труды таких российских и зарубежных ученых, как Абраменкова В.В.; Артемьева Е.Ю.; Баткина Л.М.; Белобрыкина О.А.; Библера В.С.; Выготского Л.С.; Голан А.; Запорожец А.В.; Зворыгина Е.; Козловского В.П.; Лосева А.Ф.; Лотман Ю.М.; Миллер С.; Мухина В.С.
Гипотеза исследования: дети выбирают игрушку в соответствии с полом и собственными личными интересами.
Научная новизна исследования: в российской литературе не достаточно специальных исследований по теме данной работы.
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены для подбора игрушек в группы детского сада и оформления игровой комнаты, а также для планирования работы воспитателя в режимные моменты свободной игровой деятельности детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ воспитательно-образовательной работы воспитателя, наблюдение за игрой детей, беседа с воспитателем, анализ игровой деятельности детей, статистические методы анализа и обработки данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного эксперимента, анкетирование.
База исследования: МДОБУ детский сад «Родничок» с.Инзер Белорецкий район РБ. В исследовании были задействованы всего 20 детей, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
1. Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенка-дошкольника
1.1 Значение игрушки в жизни детей
Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра – основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малыша усложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах научиться брать на себя роль – мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.
Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка, она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка – партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре.
«Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. У нее большие глаза с длинными ресницами, маленький яркий рот, роскошные волосы. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.
Ухарактерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества – наивность, глупость, озорство и т.д. Этих кукол любят все дети.
Куклы-герои народных сказок, мультфильмов и т.д. – также имеют характерную внешность (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но помимо этого они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас Барабас, Бармалей – плохие, злые, несправедливые и лживые. Благодаря тому, что куклы-герои сказок являются для ребенка эталонами нравственного облика, он сосредоточивает на низ весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы-герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.
Ценность игрушки заключается в следующем:
-
дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы; -
создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности; -
она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны; -
дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства; -
помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий; -
игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении; -
объединяет детей.