Файл: Модуль 1 Формирование философской мысли Тема 1 Философия, ее предмет, проблемы и функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 3006
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
121. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования – это:
-
Методология -
Логика -
Гносеология -
Онтология
122. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – это:
-
Абстрагированию -
Формализации -
Обобщение
123. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на:
-
Фундаментальные и прикладные -
Теоретические и практические -
Естественнонаучные и социально–гуманитарные
124. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения:
-
Эксперимент -
Сравнение -
Измерение -
Наблюдение
125. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для:
-
Сциентизма -
Рационализм -
Эмпиризм -
Материализм
126. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:
-
Индукция -
Дедукция -
Анализ -
Синтез
127. Процедура мысленного расчленения целого на части:
-
Синтез -
Индукция -
Анализ -
Дедукция
128. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:
-
Анализ -
Индукция -
Синтез -
Дедукция
129. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»:
-
Парадигма -
Теория -
Гипотеза -
Аксиома
130. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:
-
Дедукция -
Индукция -
Синтез -
Анализ
131. Стороной социального познания, рассматривающей ценностные ориентиры общественных явлений, называется:
-
Гносеологическая -
Аксиологическая -
Онтологическая -
Эпистемологическая
132. Теория научного познания именуется:
-
Онтологией -
Эпистемологией -
Гносеологией -
Аксиологией
133. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов:
-
Эмпирическое обобщение -
Абстрагирование -
Формализация
134. Философское направление
, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – это:
-
Рационализм -
Позитивизм -
Сциентизм -
Сенсуализм
135. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?
-
Верифицируемость -
Системность -
Формализация -
Неопровержимость
136. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам:
-
Индукция -
Интуиция -
Дедукция -
Анализ
137.Эвристичность относится к:
-
Вероятностным критериям научности -
Прямым критериям научности -
Косвенным критериям научности
138. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория:
-
Идеи -
Бытия -
Сущности
Тема 3. Философия истории и основы социальной философии
139.Антропосоциогенез – это:
-
Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы -
Процесс развития человеческого индивида -
Процесс прогресса человеческого общества
140. В марксизме главным фактором в развитии общества считается:
-
Борьба классов -
Форма политического устройства -
Способ производства материальных благ
141. Выделил социально–экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:
-
Г. Гегель -
Д. Юм -
И. Ньютон -
К. Маркс
142. Глобальные проблемы – это:
-
Проблемы, от решения которых зависит существование вселенной -
Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества. -
Проблемы, решение которых способно изменить политическую структуру мирового сообщества
143. Глубокие качественные изменения в развитии каких–либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени:
-
Эволюция -
Стагнация -
Прогресс -
Революция
144. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному:
-
Регресс -
Прогресс -
Эволюция -
Революция
145. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:
-
мир–системному подходу -
формационному подходу -
цивилизационному подходу
146. Идеология – это:
-
Практически действия, направленные на достижение интересов группы людей -
Образное выражение мировоззрения отдельных частей общества -
Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей
147. Идеология относится к:
-
Экономической сфере -
Социальной сфере -
Культурной сфере
148. Интерес – это:
-
Конкретизированная, осознанная потребность -
Бессознательная потребность -
Абстрактная необходимость, желание
149. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?
-
Проблема потепления климата -
Проблема экологического кризиса -
Проблема борьбы с международным браконьерством
150. Класс, способный переустроить общество, по К. Марксу:
-
Крестьянство -
Буржуазия -
Дворянство -
Пролетариат
151. Не является проблемой, изучаемой философией истории:
-
Создание методология изучения событий прошлого -
Прогнозирование тенденций развития общества -
Проблема устройства (структуры) общества
152. Общественно–экономическая формация – это:
-
Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико–юридической надстройкой -
Общество с присущими ему культурно–историческими особенностями -
Общество во всем многообразии форм его социального устройства
153. Общественное сознание – это:
-
Отражение общественного мнения -
Отражение общественного желания -
Отражение общественного договора -
Отражение общественного бытия
154. Общественный прогресс – это:
-
Переход качественных изменений в обществе в количественные -
Поступательное движение общества от простых форм к более сложным -
Процесс перехода от одной формы устройства общества к другой
155. Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии:
-
Культурные -
Производственные -
Политические -
Научные
156. Основатель социологии как позитивной науки:
-
О. Конт -
К. Маркс -
Н. Коперник -
Ф. Гегель
157. Основной труд К. Маркса:
-
«Критика практического разума» -
«Закат Европы» -
«Капитал» -
«Постижение истории»
158. Понятие общественно–экономической формации принадлежит:
-
Кантианству -
Ницшеанству -
Гегельянству -
Марксизму
159. Постепенные изменения в обществе и природе:
-
Регресс -
Эволюция -
Прогресс -
Революция
160. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название ... проблем.
-
всеобщих -
общемировых -
глобальных -
вселенских
161. Растущая взаимозависимость различных регионов мира:
-
Глобализация -
Интеграция -
Политический синтез -
Объединение
162. Сколько существует общественно–экономических формаций?
-
Две -
Три -
Семь -
Шесть -
Пять
163. Согласно ... подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур.
-
Цивилизационному -
Мир–системному -
Формационному
164. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории:
-
Мировой Дух -
Прогресс -
Производственные силы
165. Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является:
-
Классовая борьба -
Собственность -
Культура -
Труд
166. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является:
-
Характер трудовых отношений -
Культура -
Классовая борьба -
Собственность
167. Согласно Шпенглеру, цивилизация – это:
-
Локальная, региональная форма развития культуры -
Единство исторического процесса и совокупность материально–технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса -
Завершающая стадия в развитии культуры -
Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности
168. Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных типов общностей, назван здесь неверно?
-
Этнические -
Государственные -
Территориальные -
Социально–трудовые
169. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:
-
Общественная жизнь формируется во многом вопреки природным факторам -
Общественная жизнь напрямую не зависит от природных факторов -
Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов
170. Фактор, который, согласно социал–дарвинизму, является основной движущей силой развития общества:
-
Борьба за существование -
Классовая борьба -
Трудовые отношения
171. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:
-
цивилизация -
культура -
прогресс
172. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно–экономических формаций:
-
Г. Гегель -
К. Маркс -
И. Кант -
Ж.–Ж. Руссо
173. Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии:
-
Французский материализм XVIII века -
Немецкая классическая философия -
Философия эпохи Возрождения -
Схоластика
174. Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался:
-
П.А. Флоренский -
А.Ф. Лосев -
Ф.М. Достоевский -
В.И. Ленин
175. Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?
-
Политика -
Теология -
Мораль -
Право
176. Ученый, по мнению которого предметом философии должно быть человеческое существование – внутренняя жизнь человека, выбор самого себя, своей сущности
-
К. Маркс -
Г. В. Ф. Гегель -
Р. Декарт -
С. Кьеркегор
177. Ученый, который рассматривал человека внеисторически, абстрактно, как естественное, телесное существо
-
И. Кант -
Г. В. Ф. Гегель -
Л. Фейербах -
Р. Декарт
178. Ученый, который видел сущность человека в его разумности, в мышлении. Мышление – достоверная реальность и критерий всего существующего
-
Р. Декарт -
Л. Фейербах -
З. Фрейд -
Ф. Ницше
179. Социальная сущность человека рассматривается в работах …
-
Р. Декарта -
К. Маркса -
Л. Фейербаха -
З. Фрейда
180. Личность как результат социально – исторического развития возникла в эпоху …
-
Античности -
Средневековья -
Возрождения -
Нового времени
181. Иррационалистические концепции человека представлены в трудах…
-
В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова -
С. Кьеркегора, Ф. Ницше, З. Фрейда -
Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса -
Сократа, Платона, Аристотеля