Файл: Модуль 1 Формирование философской мысли Тема 1 Философия, ее предмет, проблемы и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 3006

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

121. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования – это:

  1. Методология

  2. Логика

  3. Гносеология

  4. Онтология

122. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – это:

  1. Абстрагированию

  2. Формализации

  3. Обобщение

123. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на:

  1. Фундаментальные и прикладные

  2. Теоретические и практические

  3. Естественнонаучные и социально–гуманитарные

124. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения:

  1. Эксперимент

  2. Сравнение

  3. Измерение

  4. Наблюдение

125. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для:

  1. Сциентизма

  2. Рационализм

  3. Эмпиризм

  4. Материализм

126. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:

  1. Индукция

  2. Дедукция

  3. Анализ

  4. Синтез

127. Процедура мысленного расчленения целого на части:

  1. Синтез

  2. Индукция

  3. Анализ

  4. Дедукция

128. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:

  1. Анализ

  2. Индукция

  3. Синтез

  4. Дедукция

129. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»:

  1. Парадигма

  2. Теория

  3. Гипотеза

  4. Аксиома

130. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:

  1. Дедукция

  2. Индукция

  3. Синтез

  4. Анализ

131. Стороной социального познания, рассматривающей ценностные ориентиры общественных явлений, называется:

  1. Гносеологическая

  2. Аксиологическая

  3. Онтологическая

  4. Эпистемологическая

132. Теория научного познания именуется:

  1. Онтологией

  2. Эпистемологией

  3. Гносеологией

  4. Аксиологией

133. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов:

  1. Эмпирическое обобщение

  2. Абстрагирование

  3. Формализация

134. Философское направление
, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – это:

  1. Рационализм

  2. Позитивизм

  3. Сциентизм

  4. Сенсуализм

135. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

  1. Верифицируемость

  2. Системность

  3. Формализация

  4. Неопровержимость

136. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам:

  1. Индукция

  2. Интуиция

  3. Дедукция

  4. Анализ

137.Эвристичность относится к:

  1. Вероятностным критериям научности

  2. Прямым критериям научности

  3. Косвенным критериям научности

138. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория:

  1. Идеи

  2. Бытия

  3. Сущности

Тема 3. Философия истории и основы социальной философии

139.Антропосоциогенез – это:

  1. Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

  2. Процесс развития человеческого индивида

  3. Процесс прогресса человеческого общества

140. В марксизме главным фактором в развитии общества считается:

  1. Борьба классов

  2. Форма политического устройства

  3. Способ производства материальных благ

141. Выделил социально–экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:

  1. Г. Гегель

  2. Д. Юм

  3. И. Ньютон

  4. К. Маркс

142. Глобальные проблемы – это:

  1. Проблемы, от решения которых зависит существование вселенной

  2. Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества.

  3. Проблемы, решение которых способно изменить политическую структуру мирового сообщества

143. Глубокие качественные изменения в развитии каких–либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени:

  1. Эволюция

  2. Стагнация

  3. Прогресс

  4. Революция

144. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному:

  1. Регресс

  2. Прогресс

  3. Эволюция

  4. Революция

145. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

  1. мир–системному подходу

  2. формационному подходу

  3. цивилизационному подходу


146. Идеология – это:

  1. Практически действия, направленные на достижение интересов группы людей

  2. Образное выражение мировоззрения отдельных частей общества

  3. Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей

147. Идеология относится к:

  1. Экономической сфере

  2. Социальной сфере

  3. Культурной сфере

148. Интерес – это:

  1. Конкретизированная, осознанная потребность

  2. Бессознательная потребность

  3. Абстрактная необходимость, желание

149. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

  1. Проблема потепления климата

  2. Проблема экологического кризиса

  3. Проблема борьбы с международным браконьерством

150. Класс, способный переустроить общество, по К. Марксу:

  1. Крестьянство

  2. Буржуазия

  3. Дворянство

  4. Пролетариат

151. Не является проблемой, изучаемой философией истории:

  1. Создание методология изучения событий прошлого

  2. Прогнозирование тенденций развития общества

  3. Проблема устройства (структуры) общества

152. Общественно–экономическая формация – это:

  1. Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико–юридической надстройкой

  2. Общество с присущими ему культурно–историческими особенностями

  3. Общество во всем многообразии форм его социального устройства

153. Общественное сознание – это:

  1. Отражение общественного мнения

  2. Отражение общественного желания

  3. Отражение общественного договора

  4. Отражение общественного бытия

154. Общественный прогресс – это:

  1. Переход качественных изменений в обществе в количественные

  2. Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

  3. Процесс перехода от одной формы устройства общества к другой

155. Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии:

  1. Культурные

  2. Производственные

  3. Политические

  4. Научные

156. Основатель социологии как позитивной науки:

  1. О. Конт

  2. К. Маркс

  3. Н. Коперник

  4. Ф. Гегель

157. Основной труд К. Маркса:

  1. «Критика практического разума»

  2. «Закат Европы»

  3. «Капитал»

  4. «Постижение истории»


158. Понятие общественно–экономической формации принадлежит:

  1. Кантианству

  2. Ницшеанству

  3. Гегельянству

  4. Марксизму

159. Постепенные изменения в обществе и природе:

  1. Регресс

  2. Эволюция

  3. Прогресс

  4. Революция

160. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название ... проблем.

  1. всеобщих

  2. общемировых

  3. глобальных

  4. вселенских

161. Растущая взаимозависимость различных регионов мира:

  1. Глобализация

  2. Интеграция

  3. Политический синтез

  4. Объединение

162. Сколько существует общественно–экономических формаций?

  1. Две

  2. Три

  3. Семь

  4. Шесть

  5. Пять

163. Согласно ... подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур.

  1. Цивилизационному

  2. Мир–системному

  3. Формационному

164. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории:

  1. Мировой Дух

  2. Прогресс

  3. Производственные силы

165. Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является:

  1. Классовая борьба

  2. Собственность

  3. Культура

  4. Труд

166. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является:

  1. Характер трудовых отношений

  2. Культура

  3. Классовая борьба

  4. Собственность

167. Согласно Шпенглеру, цивилизация – это:

  1. Локальная, региональная форма развития культуры

  2. Единство исторического процесса и совокупность материально–технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса

  3. Завершающая стадия в развитии культуры

  4. Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности

168. Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных типов общностей, назван здесь неверно?

  1. Этнические

  2. Государственные

  3. Территориальные

  4. Социально–трудовые

169. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

  1. Общественная жизнь формируется во многом вопреки природным факторам

  2. Общественная жизнь напрямую не зависит от природных факторов

  3. Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов


170. Фактор, который, согласно социал–дарвинизму, является основной движущей силой развития общества:

  1. Борьба за существование

  2. Классовая борьба

  3. Трудовые отношения

171. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:

  1. цивилизация

  2. культура

  3. прогресс

172. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно–экономических формаций:

  1. Г. Гегель

  2. К. Маркс

  3. И. Кант

  4. Ж.–Ж. Руссо

173. Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии:

  1. Французский материализм XVIII века

  2. Немецкая классическая философия

  3. Философия эпохи Возрождения

  4. Схоластика

174. Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался:

  1. П.А. Флоренский

  2. А.Ф. Лосев

  3. Ф.М. Достоевский

  4. В.И. Ленин

175. Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?

  1. Политика

  2. Теология

  3. Мораль

  4. Право

176. Ученый, по мнению которого предметом философии должно быть человеческое существование – внутренняя жизнь человека, выбор самого себя, своей сущности

  1. К. Маркс

  2. Г. В. Ф. Гегель

  3. Р. Декарт

  4. С. Кьеркегор

177. Ученый, который рассматривал человека внеисторически, абстрактно, как естественное, телесное существо

  1. И. Кант

  2. Г. В. Ф. Гегель

  3. Л. Фейербах

  4. Р. Декарт

178. Ученый, который видел сущность человека в его разумности, в мышлении. Мышление – достоверная реальность и критерий всего существующего

  1. Р. Декарт

  2. Л. Фейербах

  3. З. Фрейд

  4. Ф. Ницше

179. Социальная сущность человека рассматривается в работах …

  1. Р. Декарта

  2. К. Маркса

  3. Л. Фейербаха

  4. З. Фрейда

180. Личность как результат социально – исторического развития возникла в эпоху …

  1. Античности

  2. Средневековья

  3. Возрождения

  4. Нового времени

181. Иррационалистические концепции человека представлены в трудах…

  1. В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова

  2. С. Кьеркегора, Ф. Ницше, З. Фрейда

  3. Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса

  4. Сократа, Платона, Аристотеля