ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. и др.
В настоящее время существует большое количество международных соглашений государств по оказанию правовой помощи по уголовным делам и объединении усилий по предупреждению и пресечению преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств.
Определенный толчок развитию межгосударственных отношений по борьбе с преступностью дали трагические события сентября 2001 г. и последующие террористические акты, произошедшие в разных странах мира.
В результате было усовершенствованно национальное законодательство ряда государств, приняты международные конвенции, а по некоторым вопросам страны стали более активно и плодотворно сотрудничать.
Основу системы источников международного уголовного права составляют международные договоры.
Все международные договоры можно подразделить на два вида:
В литературе высказывается позиция, согласно которой источниками международного уголовного нрава можно признать лишь те договоры, которые носят обязательный характер для исполнения, вследствие чего выделяется основное качество источника международного уголовного права, его общеобязательность. Представляется, что данную позицию нельзя признать верной исходя из того, что нормы международного уголовного права, прежде всего применительно к Особенной части, зачастую содержатся в международных договорах, носящих рекомендательный характер.
Среди международных договоров, составляющих основу международного уголовного права, особое место занимают два основных источника:
Наибольшее значение для международного уголовного права имеет Римский статут МУС. Данный акт состоит из преамбулы и 13 частей.
В преамбуле договаривающиеся стороны определяют общие намерения борьбы с наиболее серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего мирового сообщества.
В целях осуществления этой борьбы учреждается Международный уголовный суд, связанный с системой ООН.
Римский статут МУС определяет, как материальные, так и процессуальные основы деятельности данного Суда, закрепляя тем самым и основы системы международного уголовного права, в частности классификацию преступлений, элементы состава международного уголовного преступления, принципы международного уголовного права и основы наказания. Данные положения определяют значение Римского статута как основного источника международного уголовного права.
Статут международного суда от 26 июня 1945 г. в целом не затрагивает материальное право, его основу составляют процессуальные аспекты. Интерес вызывает прежде всего ст. 38 Статута, определяющая перечень источников, на основании которых международный суд разрешает дела:
Схожая норма предусмотрена и в Римском статуте МУС, в ст. 21 которого указано, что Международный уголовный суд применяет:
Согласно рассмотренным документам в качестве источников международного уголовного права признаютсямеждународные договоры (конвенции), принципы международного праваи, в определенной степени, судебный прецедент.
Статут международного суда от 26 июня 1945 г. признает "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями", Римский статут МУС указывает на "принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов". Таким образом, безусловным источником международного уголовного права следует признать общепризнанные принципы и нормы международного права. Их основа закреплена в Римском статуте МУС
, а в его преамбуле сказано, что его участники при его заключении полностью поддерживают принципы, закрепленные в Уставе ООН.
В Римском статуте МУС также указывается на возможность применения принципов и норм права в соответствии с тем, как они были истолкованы в его предыдущих решениях, т.е. речь идет о возможности основываться при принятии решений на ранее вынесенных решениях (судебном прецеденте). На возможность применения судебных решений есть указание и в Статуте международного суда от 26 июня 1945 г., но лишь в качестве вспомогательного средства при принятии решений.
Статут международного суда от 26 июня 1945 г. также указывает еще на два возможных источника, которые он применяет:
В отличие от него в Римском статуте МУС обычай не указывается в качестве "применимого права". Применение любого обычая в международном уголовном праве представляется рискованным шагом исходя из того, что само по себе международное уголовное право предполагает затрагивание интересов не одного государства, а иногда и всего международного сообщества, что предполагает и возможное расхождение правовых обычаев различных государств.
Доктрины права в теории признаются в качестве возможного источника права. Использование доктринальных положений возможно лишь в качестве дополнительного источника, прежде всего в случаях, связанных с проблемами толкования уже изданных правовых норм. Римский Статут МУС также не называет доктрину в качестве источника права.
Римский статут МУС в случае невозможности применения самого Статута, общепризнанных принципов международного права, дает возможность применения общих принципов права, взятых из национальных законов правовых систем мира, включая, соответственно, национальные законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного преступления, при условии, что эти принципы не являются несовместимыми с Римским статутом МУС, с международным правом и международно-признанными нормами и стандартами.
В качестве вспомогательного источника международного уголовного права Римский статут МУС называет также нормы национального права в случае их совместимости с этим Статутом и общепризнанными принципами международного права.
Исходя из изложенного можно говорить о том, что на данный момент сложилась следующая система источников международного уголовного права:
В качестве вспомогательных источников международного уголовного права возможно также применение:
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является частью масштабного сотрудничества государств в разрешении глобальных социальных проблем. Оно предполагает сотрудничество государств независимо от их политических, экономических и социальных систем и приносит нередко ощутимые результаты в противодействии транснациональной и международной преступности, борьбе с терроризмом, наркомафией, торговлей людьми и др.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — важная сфера межгосударственных отношений, которое обеспечивает международно-правовой и внутригосударственный правопорядок, способствует международной и национальной безопасности.
Такое сотрудничество, основанное на международных правовых актах, представляет собой специфическую деятельность государств и других субъектов международных отношений в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.
При этом объем, основные направления и формы сотрудничества определяются содержанием и особенностями международной и внутригосударственной преступности, а также политикой государств в сфере борьбы с преступностью, развитостью правовой системы этих государств, степенью их включенности в международные отношения. Каждое из государств определяет пределы, степень и формы своего участия в сотрудничестве.
Цель международного сотрудничества, как направления уголовной политики — взаимная заинтересованность и взаимопомощь государств в совместной борьбе с преступностью, объединение усилий по противодействию преступности, затрагивающей интересы нескольких государств, групп государств или всего международного сообщества.
Цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
Задачи решаются как международными организациями, созданными для этого международным сообществом, так и самими государствами через государственные органы по конкретным направлениям деятельности и в определенных формах.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в основном государствами в лице соответствующих органов государственной власти, что позволяет выявить политическую волю, и можно обоснованно говорить о такой деятельности, как о направлении уголовной политики в сфере борьбы с преступностью.
Сложности при международном сотрудничестве в борьбе с преступностью обусловлены тем, что при взаимодействии достаточно много противоречивых факторов:
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой сложную систему отношений, включающую согласованную политику, законодательство, правоприменительную и организационную, информационную и научно-исследовательскую деятельность государств, государственных органов и должностных лиц, а также международных организаций по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями.
К настоящему времени в России сложился определенный механизм реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Он включает конвенционный или договорно-правовой и институционный или организационно-функциональный способы правового закрепления и последующего осуществления совместной деятельности.
Конвенционный способ в механизме международного сотрудничества включает в себя комплекс межгосударственных соглашений
В настоящее время существует большое количество международных соглашений государств по оказанию правовой помощи по уголовным делам и объединении усилий по предупреждению и пресечению преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств.
Определенный толчок развитию межгосударственных отношений по борьбе с преступностью дали трагические события сентября 2001 г. и последующие террористические акты, произошедшие в разных странах мира.
В результате было усовершенствованно национальное законодательство ряда государств, приняты международные конвенции, а по некоторым вопросам страны стали более активно и плодотворно сотрудничать.
-
Источники международного уголовного права.
Основу системы источников международного уголовного права составляют международные договоры.
Все международные договоры можно подразделить на два вида:
-
обязательные для исполнения участниками; -
имеющие рекомендательный характер.
В литературе высказывается позиция, согласно которой источниками международного уголовного нрава можно признать лишь те договоры, которые носят обязательный характер для исполнения, вследствие чего выделяется основное качество источника международного уголовного права, его общеобязательность. Представляется, что данную позицию нельзя признать верной исходя из того, что нормы международного уголовного права, прежде всего применительно к Особенной части, зачастую содержатся в международных договорах, носящих рекомендательный характер.
Среди международных договоров, составляющих основу международного уголовного права, особое место занимают два основных источника:
-
Статут Международного уголовного суда, принятый в г. Риме 17 июля 1998 г.; -
Статут международного суда, принятый в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.
Наибольшее значение для международного уголовного права имеет Римский статут МУС. Данный акт состоит из преамбулы и 13 частей.
В преамбуле договаривающиеся стороны определяют общие намерения борьбы с наиболее серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего мирового сообщества.
В целях осуществления этой борьбы учреждается Международный уголовный суд, связанный с системой ООН.
Римский статут МУС определяет, как материальные, так и процессуальные основы деятельности данного Суда, закрепляя тем самым и основы системы международного уголовного права, в частности классификацию преступлений, элементы состава международного уголовного преступления, принципы международного уголовного права и основы наказания. Данные положения определяют значение Римского статута как основного источника международного уголовного права.
Статут международного суда от 26 июня 1945 г. в целом не затрагивает материальное право, его основу составляют процессуальные аспекты. Интерес вызывает прежде всего ст. 38 Статута, определяющая перечень источников, на основании которых международный суд разрешает дела:
-
международные конвенции – как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; -
международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; -
общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; -
судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Схожая норма предусмотрена и в Римском статуте МУС, в ст. 21 которого указано, что Международный уголовный суд применяет:
-
сам Статут, элементы преступлений и свои правила процедуры и доказывания;
-
в соответствующих случаях, – применимые международные договоры, принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов;
-
если это невозможно, – общие принципы права, взятые им из национальных законов правовых систем мира, включая, соответственно, национальные законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного преступления, при условии, что эти принципы не являются несовместимыми со Статутом МУС и с международным правом и международно-признанными нормами и стандартами;
-
принципы и нормы права в соответствии с тем, как они были истолкованы в его предыдущих решениях.
Согласно рассмотренным документам в качестве источников международного уголовного права признаютсямеждународные договоры (конвенции), принципы международного праваи, в определенной степени, судебный прецедент.
Статут международного суда от 26 июня 1945 г. признает "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями", Римский статут МУС указывает на "принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов". Таким образом, безусловным источником международного уголовного права следует признать общепризнанные принципы и нормы международного права. Их основа закреплена в Римском статуте МУС
, а в его преамбуле сказано, что его участники при его заключении полностью поддерживают принципы, закрепленные в Уставе ООН.
В Римском статуте МУС также указывается на возможность применения принципов и норм права в соответствии с тем, как они были истолкованы в его предыдущих решениях, т.е. речь идет о возможности основываться при принятии решений на ранее вынесенных решениях (судебном прецеденте). На возможность применения судебных решений есть указание и в Статуте международного суда от 26 июня 1945 г., но лишь в качестве вспомогательного средства при принятии решений.
Статут международного суда от 26 июня 1945 г. также указывает еще на два возможных источника, которые он применяет:
-
международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; -
доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
В отличие от него в Римском статуте МУС обычай не указывается в качестве "применимого права". Применение любого обычая в международном уголовном праве представляется рискованным шагом исходя из того, что само по себе международное уголовное право предполагает затрагивание интересов не одного государства, а иногда и всего международного сообщества, что предполагает и возможное расхождение правовых обычаев различных государств.
Доктрины права в теории признаются в качестве возможного источника права. Использование доктринальных положений возможно лишь в качестве дополнительного источника, прежде всего в случаях, связанных с проблемами толкования уже изданных правовых норм. Римский Статут МУС также не называет доктрину в качестве источника права.
Римский статут МУС в случае невозможности применения самого Статута, общепризнанных принципов международного права, дает возможность применения общих принципов права, взятых из национальных законов правовых систем мира, включая, соответственно, национальные законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного преступления, при условии, что эти принципы не являются несовместимыми с Римским статутом МУС, с международным правом и международно-признанными нормами и стандартами.
В качестве вспомогательного источника международного уголовного права Римский статут МУС называет также нормы национального права в случае их совместимости с этим Статутом и общепризнанными принципами международного права.
Исходя из изложенного можно говорить о том, что на данный момент сложилась следующая система источников международного уголовного права:
-
международные договоры; -
общепризнанные принципы международного права.
В качестве вспомогательных источников международного уголовного права возможно также применение:
-
принципов и норм права в соответствии с тем, как они были истолкованы в предыдущих решениях Международного уголовного суда; -
норм национального нрава того государства, которыми бы суд руководствовался при обычных обстоятельствах, в случае их совместимости с Римским статутом МУС и общепризнанными принципами международного права.
-
Сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является частью масштабного сотрудничества государств в разрешении глобальных социальных проблем. Оно предполагает сотрудничество государств независимо от их политических, экономических и социальных систем и приносит нередко ощутимые результаты в противодействии транснациональной и международной преступности, борьбе с терроризмом, наркомафией, торговлей людьми и др.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — важная сфера межгосударственных отношений, которое обеспечивает международно-правовой и внутригосударственный правопорядок, способствует международной и национальной безопасности.
Такое сотрудничество, основанное на международных правовых актах, представляет собой специфическую деятельность государств и других субъектов международных отношений в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.
При этом объем, основные направления и формы сотрудничества определяются содержанием и особенностями международной и внутригосударственной преступности, а также политикой государств в сфере борьбы с преступностью, развитостью правовой системы этих государств, степенью их включенности в международные отношения. Каждое из государств определяет пределы, степень и формы своего участия в сотрудничестве.
Цель международного сотрудничества, как направления уголовной политики — взаимная заинтересованность и взаимопомощь государств в совместной борьбе с преступностью, объединение усилий по противодействию преступности, затрагивающей интересы нескольких государств, групп государств или всего международного сообщества.
Цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
-
организация предупреждения международной и транснациональной организованной преступности; -
меры непосредственной борьбы с ней; -
поиск, задержание и выдача в соответствии с правовой процедурой лиц, совершивших преступления в других государствах; -
обеспечение надлежащего обращения с правонарушителями, исключение пыток и других бесчеловечных средств.
Задачи решаются как международными организациями, созданными для этого международным сообществом, так и самими государствами через государственные органы по конкретным направлениям деятельности и в определенных формах.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в основном государствами в лице соответствующих органов государственной власти, что позволяет выявить политическую волю, и можно обоснованно говорить о такой деятельности, как о направлении уголовной политики в сфере борьбы с преступностью.
Сложности при международном сотрудничестве в борьбе с преступностью обусловлены тем, что при взаимодействии достаточно много противоречивых факторов:
-
сохранение государственного суверенитета и невмешательство во внутренние дела государств; -
подготовка межгосударственных договоров и соглашений требует достижения компромисса, ведущего в известной степени к ограничению, ущемлению суверенитета государств-участников; -
соблюдение основных прав и свобод граждан, гарантированных международно-правовыми актами и внутригосударственным законодательством.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой сложную систему отношений, включающую согласованную политику, законодательство, правоприменительную и организационную, информационную и научно-исследовательскую деятельность государств, государственных органов и должностных лиц, а также международных организаций по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями.
К настоящему времени в России сложился определенный механизм реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Он включает конвенционный или договорно-правовой и институционный или организационно-функциональный способы правового закрепления и последующего осуществления совместной деятельности.
Конвенционный способ в механизме международного сотрудничества включает в себя комплекс межгосударственных соглашений