Файл: Занятие 12 Международное уголовное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, предусматривающих договорно-правовое взаимодействие государств в борьбе с преступностью. Они могут быть классифицированы следующим образом:

  • многосторонние универсальные конвенции, договоры или соглашения, в которых содержатся нормы об ответственности за международные преступления и правонарушения;

  • многосторонние целевые конвенции, в которых имеются нормы ответственности за отдельные преступления, затрагивающие интересы многих государств или мирового сообщества;

  • многосторонние региональные конвенции, имеющие, как правило, целевой характер, предусматривающие нормы ответственности за отдельные преступления либо регламентирующие иные вопросы борьбы с преступностью в рамках определенного региона;

  • двусторонние договоры (соглашения) об оказании правовой помощи по уголовным делам, о выдаче преступников, о борьбе с отдельными видами преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств.

Перечисленные источники составляют единый комплекс договорно-правовой основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно на этой основе осуществляется установление уголовной ответственности за деяния, которые причиняют вред интересам мира и безопасности человечества и затрагивают интересы других государств.

Институционный способ в механизме международного сотрудничества включает организационный, субъектный, информационный, методический и ресурсный аспекты. Иными словами, речь идет о создании организационных структур (межгосударственных, межправительственных и профессиональных международных организаций) для реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Можно выделить направления международного сотрудничества в борьбе со следующими преступными деяниями:

  • международным и внутригосударственным терроризмом;

  • захватом заложников;

  • незаконным оборотом наркотических средств;

  • незаконным оборотом химических и ядерных материалов;

  • незаконной торговлей оружием и боеприпасами;

  • незаконными операциями в сфере высоких технологий, компьютерными преступлениями;

  • международной и национальной коррупцией;

  • незаконными банковскими операциями и фальшивомонетничеством;

  • торговлей женщинами и детьми в целях их сексуальной эксплуатации;

  • торговлей людьми в целях пересадки человеческих органов.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:


  • оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

  • выдача лиц, совершивших преступления для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

  • передача осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

  • обмен оперативной, правовой и иной информацией;

  • выполнение поручений по международному розыску;

  • обеспечение прав и свобод граждан данного государства при уголовном правосудии в другой стране;

  • подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

  • предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

  • совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

  • участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), на которых обсуждаются проблемы международного сотрудничества по предупреждению преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.

Каждая из форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью наполняется конкретным содержанием, дифференцируется и реализуется конкретным субъектом (международной организацией, государством или государственным органом), участвующим в таком сотрудничестве.

  1. Правовая помощь по уголовным делам.

Правовая помощь по уголовным делам - процессуальные действия, осуществляемые государственными правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств или международной правоохранительной организации в соответствии с положениями международных договоров и принципом взаимности.

Правовая помощь включает в себя три составляющих:

  • юридическое основание правовой помощи — международный договор или "принцип взаимности";

  • фактическое основание — запрос учреждения юстиции иностранных государств или международной правоохранительной организации;

  • содержание — уголовно-процессуальные действия (для России — действия, предусмотренные УПК РФ).

Если один элемент правовой помощи отсутствует, имеет место другой институт — содействие в борьбе с преступностью.

Оказывают правовую помощь лишь

государственные органы, к компетенции которых относится уголовное судопроизводство.

Однако имеются действия, которые могут осуществляться только конкретными органами (например, уголовное преследование лиц, а также исполнение поручений, затрагивающих права граждан и требующих согласия прокурора, осуществляются в Российской Федерации через Генеральную прокуратуру РФ).

По общему правилу, стороны взаимодействуют через свои центральные органы.

Непосредственно направлять запросы допускается лишь по отдельным договорам. По некоторым договорам, а также с государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.

Исполнение запроса осуществляется по законодательству запрашиваемого государства. По просьбе может быть применены и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны. В отдельных случаях допускается присутствие сотрудников правоохранительных органов запрашивающей стороны.

Общий срок исполнения запроса не установлен. В некоторых договорах предусматриваются специальные сроки для совершения отдельных действий.

Объем правовой помощи составляют действия, которые осуществляются по международному поручению. Перечень действий в разных государствах различен.

В числе правовой помощи:

  • вручение документов;

  • установление адресов и других данных;

  • осуществление уголовного преследования;

  • взятие лица под стражу для обеспечения выдачи;

  • выдача, наложение арестов;

  • производство обысков, выемок, изъятий, экспертиз и т.д.

Различают три вида выдачи:

  1. выдача лица для привлечения к уголовной ответственности;

  2. выдача лица для приведения приговора в исполнение;

  3. выдача на время.

Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступлений, основаниями выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности являются:

  • совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи;

  • просьба соответствующего государства о выдаче преступника.

Просьба о выдаче может быть не удовлетворена, если у запрашиваемого государства имеются основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или политическим взглядам.

Несколько иначе решается вопрос о выдаче в договорах о правовой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. При этом выдача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запрашивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.


Не выдаются:

  • собственные граждане;

  • лица, в отношении которых уголовное преследование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания;

  • лица, в отношении которых уже вынесен вступивший в законную силу и исполненный приговор за то же преступление либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу.

Выдача также не производится, если преступление преследуется в порядке частного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.

Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государству.

Если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к уголовной ответственности или осуждено, выдача таких граждан может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания.

Выдача лиц для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства.

К поручению о выдаче необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке копию вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон являются наказуемыми и за совершение которых гражданин был приговорен к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено, оно может быть выдано на время расследования конкретного преступления, в отношении которого поступило требование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.

Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор иностранным судом.

Передача осужденных для отбывания наказания регулируется как общими договорами о правовой помощи, так и специальными соглашениями —
Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 19 мая 1978 г.), Европейской конвенцией о передаче осужденных лиц (1983 г.), двусторонними соглашениями (например, с Латвией 1993 г.).

Общие правила передачи осужденных таковы:

  • обращаться с заявлением о передаче осужденного могут сам осужденный и его родственники;

  • передача осужденных производится лишь после вступления в силу обвинительного приговора;

  • вопрос о передаче согласуется между центральными правоохранительными органами;

  • передача не производится, если:

  • по законодательству государства, гражданином которого являются осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;

  • в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;

  • в государстве гражданства осужденного истек срок давности или имеется иное основание, препятствующее исполнению наказания;

  • осужденный имеет постоянное место жительства в государстве, судом которого вынесен приговор;

  • не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.

Согласно ст. 472 УПК РФ, если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден российский гражданин, не является преступлением по законодательству РФ либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством или международным договором РФ, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства.

Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указывает:

  1. наименование суда иностранного государства, дату и место постановления приговора;



  1. сведения о последнем месте жительства осужденного в Российской Федерации, месте его работы и роде занятий до осуждения;