Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Клюевская средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам. директора по УВР И.О. директора:

Председатель: __________/О.Н. Падерина/ _______/И.В. Кабашная/

________/Л.И. Верховых/ «_____»______20___г. «_____»______20___г. «_____» ______20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
География
2017 – 2018 учебный год


Класс – 5

Количество часов – 68

Учитель Е.Ю. Арван

Квалификационная категория – I

п. Клюевка

2017

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

  2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Клюевская СОШ».

  4. Примерных программ по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2017 г. Авторы – составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя

Программа ориентирована на УМК:

  • Учебник «Начальный курс – География» 5 класс -предметная линия учебников А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» -2016 г.

  • Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2017г.

  • Атлас 5 класс издательство «Дрофа» 2017г.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:


  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

  • предпрофильной ориентации.

Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.

При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:



  • освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика - «влажность воздуха» и др.);

  • универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:

  • информационный;

  • исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);

  • проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);

  • использование ИКТ;

  • алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);

  • методы развития способностей к самообучению и самообразованию,

  • самостоятельная работа,

  • внеучебная деятельность.

Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе: в VI- 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.


В V, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана в 5 классе на 68 часов, из них практических работ -26, контрольная работа - 5.

При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты изучения географии начальный курс:

Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:


- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;