Файл: Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19 того, параметры элементов ПТБ, прежде всего геометрические, не соответствуют параметрам эксплуатируемого подвижного состава.
Большинство проектов, по которым построены АТП для грузовых автомобилей, рассчитано в основном на автомобили с карбюраторными двигателями грузоподъемностью 3
−
5 т при количестве автопоездов в общей структуре парка 25
−
30 %.В настоящее время на этих предприятиях приходится проводить работы по ТО и ТР автомобилей грузоподъемностью 8, 10 и 12 т в основном с дизельными двигателями (МАЗ, КамАЗ, КрАЗ), доля автопоездов возросла до 50
−
70 %общей численности парка.
Совершенно очевидно, что размеры производственных зон и участков рабочих постов и автомобиле-мест хранения, а также их размещение в зданиях и на территории предприятий не в состоянии удовлетворить потребностей нового подвижного состава.
Существенное влияние на требования, предъявляемые к элементам ПТБ, оказывает специализированный подвижной состав, получивший в последние годы широкое распространение. Так, на АТП для перевозки грузов розничной торговли резко увеличилась численность автомобилей-фургонов, автомобилей с изотермическими кузовами и рефрижераторов. Возросло количество автомобилей-самосвалов, цементовозов, панелевозов, автомобилей- самопогрузчиков и т. д. Увеличились габаритные размеры городских автобусов.
Совершенствование конструкции автомобилей, их агрегатов,узлов и систем вызывает необходимость модернизации производственных участков и рабочих постов, оснащения их новым технологическим оборудованием.
Например, наличие гидромеханической коробки передач автобусов, применение на автомобилях электроннойсистемы зажигания, усложнение конструкции приборов системы питания требуют организации на АТП соответствующих производственных участков. Отдельно следует остановиться на газобаллонных автомобилях, использующих в качестве топлива сжиженный нефтяной или сжатый природный газ. Физико-химические свойства этих газов предъявляют к ПТБ автотранспортных предприятий специфические и жесткие требования, связанные не столько с технологическим оснащением, сколько с инженерным обеспечением, направленным на создание взрывобезопасных и пожаробезопасных условий эксплуатации зданий и сооружений.
В отличие от других типов подвижного состава для приема газобаллонных автомобилей на существующие АТП необходимо провести комплекс строительных и инженерно-технических мероприятий по приспособлению
ПТБ. К ним относятся: устройство естественной вентиляции, аварийного освещения и автоматического контроля воздушной среды помещений. Кроме того, они затрагивают системы инженерного обеспечения производства
−
вентиляцию, канализацию, сигнализацию, энергоснабжение.
В настоящее время на АТП технологические процессы ТО и ТР подвижного состава не в полной мере соответствуют требованиям научно- технического прогресса. В то же время разработаны и постоянно
20 совершенствуются методы контроля технического состояния автомобильной техники, способы диагностирования агрегатов, узлов и систем, приемы выполнения крепежных и регулировочных работ, способы ремонта деталей, методы разделения и специализации труда ремонтных рабочих, новые эксплуатационные материалы и способы их применения.
Внедрение прогрессивных технологических процессов невозможно осуществить без применения новых видов оборудования, средств механизации и инструмента. Но даже и при сохранении традиционной технологии процесс обновления существующего оборудования и оснащения предприятий недостающими моделями оборудования должен происходить постоянно и непрерывно.
Необходимость оснащения существующих предприятий оборудованием обусловлена многими факторами: это и моральный износ отдельных образцов, и физическое старение оборудования в результате длительной эксплуатации, и внедрение специального оборудования, обеспечивающего новые потребности производства.
Наличие на существующих ATП оборудования явно не удовлетворяет фактическим потребностям.
Так, оснащенность технологическим оборудованием по стоимости составляет лишь 45
−
50 %.
Недостатки существующих технологических процессов, дефицит технологического оборудования приводят к нарушениям технологической дисциплины, низкому качеству работ и, как следствие, к преждевременному появлению неисправностей подвижного состава.
Существенное влияние на эффективность использования ПТБ оказывают такие факторы, в которых технические аспекты тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными (уровень и система оплаты труда, производительность труда рабочих, качество работ по ТО и ТР, санитарно- гигиенические условия труда, вредное влияние производства на окружающую среду).
1.7. Основные направления развития и совершенствования ПТБ
При отнесении предприятий автомобильного транспорта к тому или иному виду воспроизводства ОПФ руководствуются следующим.
Новое строительство предусматривает возведение комплекса зданий и сооружений основного (для ТО, ТР и хранения подвижного состава), административно-бытового и технического назначения (трансформаторная подстанция, насосная, компрессорная и т. п.) вновь создаваемого АТП, а также зданий и сооружений филиала или отдельного производства действующего АТП, сооружаемых на новом земельном участке с целью создания дополнительных производственных мощностей, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на самостоятельном балансе.
К новому строительству относится также возведение на новом земельном участке АТП, сооружаемого взамен предприятия, подлежащего ликвидации по
21 той или иной причине: технической, санитарной, градостроительной, экологической, социальной и т. п.
Расширение АТП предусматривает строительство (дополнительно к имеющимся) новых зданий и сооружений на существующей территории предприятия, а также увеличение площади существующих зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки их с целью создания дополнительных производственных мощностей.
К расширению действующих АТП относится строительство на вновь отведенном земельном участке нового филиала или производственного подразделения с целью увеличения мощности предприятия, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на балансе действующего АТП.
Реконструкция АТП предусматривает переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием технологических процессов, внедрением нового прогрессивного оборудования, повышением эффективности функционирования ПТБ, улучшением санитарно-гигиенических условий труда, осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны окружающей среды. В отличие от расширения реконструкция АТП осуществляется, как правило, без увеличения площади зданий и сооружений.
При реконструкции
АТП должно обеспечиваться увеличение производственной мощности за счет устранения диспропорций между отдельными элементами
ПТБ, повышения уровня механизации производственных процессов, роста производительности труда без увеличения общей численности производственных рабочих.
При реконструкции
АТП допускается производить расширение существующих зданий и сооружений, а также их новое строительство в случаях, когда:
• параметры существующих зданий и сооружений не отвечают требованиям технической эксплуатации новых типов подвижного состава (например, автомобилей особо большой грузоподъемности, автопоездов и сочлененных автобусов, автомобилей с двигателями, работающими на газе и т. п.), а также не позволяют обеспечить внедрение новых прогрессивных технологических процессов или нового оборудования;
• существующие здания и сооружения имеют значительный моральный и физический износ, препятствуют дальнейшему развитию ПТБ предприятия и в силу технических или экономических условий подлежат полному или частичному сносу.
Техническое перевооружение АТП предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства или отдельных элементов ПТБ без увеличения общей мощности предприятия.
Техническое перевооружение проводится с целью:
• замены морально устаревшего и физически изношенного основного технологического оборудования;
22
• модернизации природоохранных объектов (очистных сооружений производственных сточных вод, средств очистки загрязненного воздуха, удаляемого в атмосферу);
• подключения предприятия к централизованным источникам теплоснабжения, электроэнергии, водоснабжения;
• внедрения бессточных оборотных систем водоиспользования;
• переустройства инженерных сетей и коммуникаций, систем отопления и вентиляции;
• внедрения средств научной организации труда, автоматизированных систем управления, электронно-вычислительной техники.
При техническом перевооружении допускается частичная перестройка существующих зданий и сооружений в том случае, когда это связано с заменой оборудования, усилением несущих конструкций, заменой перекрытий, а также частичная перепланировка без увеличения площади производственно-складских помещений.
Увеличение площади производственно-складских помещений допускается производить только в том случае, когда это обусловлено габаритными размерами нового подвижного состава или техническими параметрами технологического и инженерного оборудования.
1.8. Роль проектирования в развитии производственно-технической базы
АТП
Качество реконструкции, расширения, технического перевооружения и нового строительства ПТБ во многом определяется качеством соответствующих проектов, которые должны отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к капитальному строительству. Основное требование заключается в обеспечении высокого технического уровня и высокой экономической эффективности проектируемых предприятий, зданий и сооружений путем максимального использования новейших достижений науки и техники с тем, чтобы новые или реконструируемые АТП ко времени их ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности и условиям труда, уровню механизации, себестоимости и качеству производства, эффективности капитальных вложений.
Задача повышения эффективности капитальных вложений и снижения стоимости строительства является частью проблемы рациональной организации автомобильного транспорта и охватывает широкий круг эксплуатационных, экономических, технологических и строительных вопросов. Решение этой задачи обеспечивается в первую очередь высококачественным проектированием предприятий, которое в значительной мере предопределяет рациональное использование основных фондов и высокую эффективность капитальных вложений.
23
Основными необходимыми условиями высококачественного проектирования являются:
• надлежащее обоснование назначения, мощности и местоположения предприятия, а также его соответствие прогрессивным формам организации и эксплуатации автомобильного транспорта;
• производственная кооперация с другими предприятиями, централизация технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
• выбор земельного участка с учетом кооперирования внешних инженерных сетей;
• унификация объемно-планировочных решений здания с применением наиболее экономичных сборных конструкций, типовых деталей промышленного изготовления и современных строительных материалов;
• широкое применение типовых и повторное использование экономичных индивидуальных проектов;
• широкое использование зарубежного опыта.
Особую роль при разработке проектов играет технологическое проектирование, результаты которого во многом определяют технический уровень производства ТО и ТР автомобилей и служат основой для разработки других частей проекта, что оказывает существенное влияние на качество проекта в целом. В основе технологического проектирования должны быть положены современные технология и организация производства ТО и ТР автомобилей, максимальная механизация производственных процессов, эффективное использование производственных площадей, рациональное взаимное расположение производственных, складских и вспомогательных помещений.
Контрольные вопросы
1. Назовите типы ПАТ и их функции.
2. Как подразделяются АТП по назначению, принадлежности и производственной деятельности?
3. Какова основная задача ПТБ?
4. Дайте краткую характеристику ПТБ.
5. Назовите пути развития ПТБ.
6. Охарактеризуйте формы развития ПТБ.
7. Назовите факторы, влияющие на эффективность функционирования ПТБ.
8. Каковы основные направления развития и совершенствования ПТБ?
9. Охарактеризуйте роль проектирования в развитии ПТБ.
24