Файл: Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39 хранения). Поэтому в ряде случаев закономерно применение в одном здании двух сеток колонн: одна для помещений, в которых находятся автомобили, а другая
− для всех прочих.
Наиболее простой и экономичной конструктивной схемой здания является схема с одинаковыми пролетами и высотой (рис. 3.6, а). Применение такой унифицированной схемы позволяет снизить затраты и сократить сроки строительства. Кроме того, единая высота здания позволяет при необходимости производить перепланировку помещений с меньшими затратами. Однако с технологической точки зрения эта схема имеет и ряд недостатков: большую глубину и высоту производственных участков, отсутствие верхних фонарей дневного света.
Рис. 3.6. Схемы конструкций производственных зданий АТП
В некоторой степени отмеченные недостатки устраняются применением схемы (рис. 3.6, б), при которой пролеты имеют переменный размер, а центральный пролет оборудуется зенитным фонарем. Так же, как и по предыдущей схеме, здание имеет одинаковую высоту и является относительно простым по конструкции.
В ряде случаев исходя из технологических соображений используют схему, в которой применяются центральный пролет и боковые разной высоты (рис.
3.6, в). За счет перепада высот здесь возможно и естественное освещение.
Для многоэтажных стоянок автомобилей при выборе сетки колонн необходимо учитывать, что сокращение числа колонн улучшает условия маневрирования и повышает эффективность использования площади. Однако это требует увеличения шага колонн, что приводит к увеличению размера перекрытия и высоты этажа, а следовательно, к увеличению длины рампы.
Удовлетворительным считается такой шаг колонн, при котором между ними можно установить не менее трех автомобилей.
Объемно-планировочное решение многоэтажных зданий базируется на двух типах зданий
− единой и смешанной этажности. Многоэтажная часть здания предназначена в основном для помещений хранения автомобилей, а одноэтажная часть
− для производственных помещений. При этом одноэтажная часть может быть пристроена к многоэтажной с одной или нескольких сторон.

40
Односторонняя пристройка по сравнению с многосторонней, обеспечивает наибольшие технологические удобства и относительную простоту здания, но в архитектурном отношении уступает им.
Здания единой этажности в градостроительном и, в частности, архитектурном, конструктивном и экономическом отношениях обладают явными преимуществами по сравнению со зданиями смешанной этажности, но в технологическом отношении значительно уступают им. Здания единой этажности целесообразно использовать для стоянки автомобилей.
3.4. Основные положения унификации объемно-планировочных решений
Важнейшим из этих требований является индустриализация строительства, предусматривающая монтаж здания из сборных унифицированных, в основном железобетонных конструктивных элементов (фундаментные блоки, колонны, балки, фермы и пр.), изготовляемых индустриальным способом.
Для индустриализации строительства необходима унификация конструктивных элементов в целях ограничения номенклатуры и числа типоразмеров изготовляемых элементов. Это обеспечивается конструктивной схемой здания на основе применения унифицированной сетки колонн, которые служат опорами покрытия или междуэтажного перекрытия здания.
Сетка колонн измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном направлениях; меньшее расстояние называют шагом колонн, а большее
− пролетом. Размеры пролетов и шагов колонн, как правило, должны быть кратны 6 м. В виде исключения при должном обосновании допускается принимать пролеты 9 м.
Одноэтажные производственные здания АТП в основном проектируются каркасного типа с сеткой колонн 18x12 и 24x12 м. Применение сетки колонн с шагом 12 м позволяет лучше использовать производственные площади и до 5 %
снизить стоимость строительства по сравнению с аналогичными зданиями с шагом колонн 6 м.
Для многоэтажных зданий в настоящее время железобетонные строительные конструкции разработаны для сеток колонн 6x6, 6x9, 6x12 и 9x12 м. При этом на верхнем этаже допускается укрупненная сетка колонн (18x6 и
18x12 м). Многоэтажные здания с более крупной сеткой колонн требуют применения индивидуальных конструкций, что в определенной мере сдерживает более широкое применение многоэтажных АТП как для легковых, так и для грузовых автомобилей.
Высота помещений, т. е. расстояние от пола до низа конструкций покрытия, (перекрытия) или подвесного оборудования принимается с учетом обеспечения требований технологического процесса, требований унификации строительных параметров зданий и размещения подвесного транспортирующего оборудования (конвейеры, тали и пр.). При отсутствии подвесных устройств высота производственных помещений исчисляется от верха наиболее высокого автомобиля врабочем его положении плюс не менее


41 0,2 м до выступающих элементов покрытия или перекрытия, но не менее 2,8 м.
Высота производственных помещений, в которые автомобили не въезжают, также должна быть не менее 2,8 м.
Несмотря на многие преимущества унифицированного строительства, применение для всего здания какой-либо единой стандартной сетки колонн не всегда обеспечивает рациональное планировочное решение, вызывая в ряде случаев ухудшение условий маневрирования подвижного состава, недостаточное использование полезной площади, наличие технологических неудобств и усложнение планировки.
3.5. Требования к взаимному расположению помещений в плане здания
Взаимное расположение производственных помещений в плане здания зависит от их назначения, производственных связей, технологической характеристики выполняемых в них работ (однородны или неоднородны), строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
В общем планировочном решении основными являются помещения для постов ТО и ТР, которые специализируются по видам воздействий и назначению постов.
Расположение зон ТО и ТР определяется схемой и графиком производственного процесса. Зоны следует располагать так, чтобы пути движения подвижного состава были кратчайшими и исключали затруднения при его маневрировании. Так, например, желательно предусматривать прямой
(без маневрирования) въезд автомобилей в зону ЕО (уборочно-моечных работ) и оттуда после обслуживания на стоянку, не прибегая к выезду из здания (в случае, когда зона ЕО и стоянка расположены в одном корпусе).
Расположение зон должно обеспечивать как последовательное прохождение автомобилями различных видов ТО, диагностирования и ТР
(например: ЕО - ТО-1; ЕО - ТО-2; ЕО - Д-1; ЕО - Д-2; ЕО - ТР; ЕО -ТО-1; ЕО -
ТО-2 - ТР), так и независимое. При блокировании помещений в одном здании указанные связи осуществляются через помещения хранения или посты ожидания (подпора), расположенные в соответствующих зонах.
При размещении предприятия в двух зданиях, из которых одно предназначается для хранения подвижного состава, а другое

для производства
ТО и ТР, исходя из условий рациональной организации движения, помещения для ЕО рекомендуется располагать в первом из них. При расположении производственных помещений в двух зданиях, в одном из них целесообразно проводить ЕО, а в другом - ТО и ТР. Если хранение подвижного состава или его части происходит в здании с производственными помещениями, то помещение для ЕО и ТО-1 следует располагать смежно со стоянкой, обеспечивая при этом возможность сообщения между ними через стоянку.
При этом, если стоянка автомобилей служит также и местом ожидания ими своей очереди обслуживания и ремонта, то необходимо предусматривать внутренние проезды автомобилей.


42
При отсутствии в здании помещения для хранения автомобилей поточные линии ЕО, ТО-1 и ТО-2 должны иметь подпорные посты.
Одиночные посты и поточные линии диагностирования следует располагать так, чтобы после них автомобили могли проезжать в любую производственную зону непосредственно или через стоянку.
Зона постов ТР по характеру производственного процесса должна быть непосредственно связана со всеми вспомогательными производственными участками, которые обычно располагаются смежно с зоной ТР по периметру здания.
В общем планировочном решении возможны различные варианты расположения постов ТО и ТР, а также помещений производственных участков
(рис. 3.7). Расположение производственных участков и складов определяется их технологическим тяготением к основным зонам ТО и ТР.
Рис. 3.7. Варианты расположения постов и производственных помещений (последние заштрихованы)
Однородный характер отдельных видов работ, выполняемых на производственных участках, которые технологически связаны с постовыми

43 работами данного вида ТО и ТР, позволяет выделить соответствующие посты и участки в определенные группы (рис. 3.8):
• посты уборочно-моечных работ, помещения для насосной и сушки спецодежды, аппаратная (пульт управления), очистные сооружения;
• посты ТО-1 и ТО-2, участки ремонта электрооборудования, ремонта приборов системы питания, аккумуляторный, склад смазочных материалов с насосной, промежуточная кладовая, посты Д-1 и Д-2;
• посты разборочно-сборочных работ ТР, агрегатный участок, склад агрегатов, промежуточная и инструментально-раздаточная кладовые.
К этой же группе тяготеют слесарно-механический участок и склад запасных частей и материалов;
• посты ТР снятия и установки колес подвижного состава, шиномонтажный и вулканизационный участки, склад шин и камер;
• кузнечно-рессорный и медницкий участки, склад металла;
• сварочный и жестяницкий участки (с постами), арматурный участок, склады ацетилена и кислорода;
• окрасочный участок с постами подготовки, окраски и сушки, краскоприготовительная, склад красок, насосная автоматического пожаротушения, очистные сооружения;
• деревообрабатывающий участок (при необходимости с постом), обойный участок, склад пиломатериалов.
Рис. 3.8. Группирование производственных участков и их связи с основными производственными зонами.
При планировке необходимо исходить из целесообразной блокировки помещений в пределах перечисленных групп, а также блокировки между группами.


44
Так, кузнечно-рессорный, медницкий и сварочный участки по условиям однородности выполняемых в них работ располагаются обычно смежно.
Окрасочный, жестяницкий, арматурный, обойный и деревообрабатывающий участки по условиям технологического процесса также размещаются в одном блоке помещений. При этом окрасочный и деревообрабатывающий участки размещают так, чтобы была возможность свободного въезда в них из зоны ТР без больших маневров автомобиля или непосредственно с территории предприятия. Слесарно-механический и агрегатный участки целесообразно группировать вместе рядом со складами запчастей, агрегатов и материалов.
Смежно со слесарно-механическим и агрегатным участками рекомендуется размещать инструментально-раздаточную кладовую.
Другие помещения и участки имеют меньшую степень зависимости в общем технологическом процессе, однако и их размещение должно быть органически увязано единой компоновочной схемой производственного здания или нескольких зданий АТП. Так, кузнечно-рессорный и медницко- радиаторный участок могут иметь тяготение к агрегатному участку по принципу единства процессов ремонта и восстановления узлов и деталей или к сварочно-жестяницкому участку по характеру выполняемых работ (и те, и другие относятся к группе тепловых работ).
Посты ТО-1 и общего диагностирования могут располагаться в блоке с постами ТО-2; посты углубленного диагностирования в равной степени имеют производственную связь с постами ТО-2 и ТР.
Участок ОГМ может размещаться в блоке со слесарно-механическим участком, сварочно-жестяницким участком, постами зоны ТР.
В зависимости от конкретных условий и возможностей, которые представляют, в частности, при реконструкции существующие здания и помещения, варианты сочетаний и расположений отдельных производственных участков, складов и вспомогательных помещений могут быть самыми разнообразными. Посты ТР по замене агрегатов и узлов могут размещаться совместно с индивидуальными постами ТО-2 в общем ремонтном зале, здесь же могут быть устроены и специализированные посты для шиномонтажных работ. При наличии в предприятии нескольких производственных зданий в отдельном корпусе-профилактории могут располагаться посты ТО-1, ТО-2 и общего диагностирования, выполняемые на поточных линиях.
В практике проектирования получил распространение прием размещения в отдельно стоящем здании производственных участков, требующих устройства постов на проездных линиях (особенно для автопоездов), и в то же время их изоляции от других помещений с целью локализации производственных вредностей, т. е. участка мойки подвижного состава и окрасочного участка.
Могут применяться варианты расположения в отдельном корпусе комплекса участков кузовных работ, комплекса складских помещений и т. п. Но во всех перечисленных и любых других возможных планировочных вариантах должны соблюдаться принципы комплектования производственно-складских помещений по технологическому признаку взаимного тяготения.


45
В многоэтажных зданиях, когда невозможно разместить все производственные помещения на первом этаже, их следует располагать в вышележащих этажах или на антресолях. В первую очередь это относится к помещениям для электротехнических, карбюраторных и обойных работ и во вторую

для слесарно-механических и агрегатных работ, а также частично для склада запасных частей. Взрывоопасные производства (окрасочный участок, зарядную аккумуляторных батарей и др.) следует размещать на верхних этажах.
Непосредственное сообщение между производственными помещениями следует предусматривать: для помещений шиномонтажных и вулканизационных работ со складом шин; аккумуляторных участков с помещением для заряда аккумуляторов (через тамбур-шлюз); насосной для масел со складом смазочных материалов.
По противопожарным требованиям не допускается непосредственное сообщение стоянки автомобилей
(зоны хранения) с участками: аккумуляторным, вулканизационным, сварочным, медницким, деревообрабатывающим, обойным, окрасочным, а также со складом масел.
Помещения, в которых выполняются работы по топливной аппаратуре и другие, требующие естественного освещения, следует располагать по наружному периметру здания. Аналогично рекомендуется располагать тупиковые посты, оборудованные канавами и подъемниками.
Вспомогательные помещения

отдел управления производством, комнаты мастеров, комнату отдела технического контроля

размещают максимально приближенными к производственным участкам, к объектам своего организационно-технологического влияния.
Помещения технического назначения (вентиляционные камеры, тепловые пункты и др.) располагают в центре соответствующих нагрузок и в той части здания, со стороны которой наиболее близко проходят подводящие инженерно- энергетические коммуникации.
3.6. Технологическая планировка зон ТО и ТР
Технологическая планировка зон ТО, ТР и производственных участков представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта. По ней расставляется и монтируется оборудование.
Степень проработки и детализации технологической планировки зависит от этапа проектирования.
Для разработки общего объемно-планировочного решения зданий предприятия, в ряде случаев недостаточно иметь только площади отдельных помещений, рассчитанных по удельным показателям, а необходимо знать геометрические размеры и конфигурацию отдельных зон и участков, что требует укрупненной проработки их планировочных решений. Это прежде всего относится к зонам ТО и ТР, особенно при поточном методе организации