Файл: Особенности методики обучения истории в старшей профильной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО просвещения РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Факультет исторический
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

«Особенности методики обучения истории в старшей профильной школе»

Выполнил:

Студент группы ЗФ-205-269-2-1

Мороз Александр Сергеевич

Руководитель практики:

Доцент кафедры

Отечественной истории и права

Фурен Лина Ефимовна

Челябинск

2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.Возрастные особенности учеников 10 ­– 11 классов (педагогический и психологический аспекты)……………………………………………………….3

2.Литература, используемая для подготовки к урокам и для организации самостоятельной подготовки учащихся старших классов……………………..5

3.Используемые информационные технологии для подготовки к уроку и для организации самостоятельной работы старшеклассников……………………..7

4.Методика организации учебного процесса в старших классах………….......8

5.Выводы…………………………………………………………………………22

6.Анализ уроков………………………………………………………………….24

1. Возрастные особенности учеников 10 ­– 11 классов (педагогический и психологический аспекты).

Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений, становление нравственного самосознания.

Немаловажную роль в процессе становления личности играет необходимость выбора профессии. Подростковый и ранний юношеский возраст - это время профессионального самоопределения. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для школьника этого возраста как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации, раскрытия своих возможностей, профессионального самоопределения.

Кроме того, этот возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных особенностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. Следует учитывать при этом, что общие умственные способности человека к пятнадцати-шестнадцати годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого их роста, как в детстве, уже не наблюдается. Но они продолжают совершенствоваться. В учении, например, формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление, направленное на познание общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития, - это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно.


Особенно быстро в юношеском возрасте развиваются специальные способности – «способности к отдельным конкретным видам деятельности». Их можно определить как индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения». Формирование специальных способностей в огромной степени обусловлено характером и направленностью обучения.

Становление личности, новая социальная позиция и особенности умственного развития старшеклассника изменяют для него и значимость учения, его задач, содержания, форм и методов.

Учащиеся старшей школы оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего, насколько он отвечает собственным представлениям о будущей деятельности, их привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность.

Юноши и девушки начинают больше интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией, их интерес к обучению носит избирательный характер. Но часто они неоправданно исключают из своего поля зрения не менее важные для себя вопросы, считая их несущественными и не имеющими значения для познания избранной области знания. Поэтому учителю очень важно сформировать у старшеклассников правильные представления о задачах обучения, о той роли, которую играет тот или иной раздел обучения в жизни общества, основываясь на интересе учащихся к отдельным разделам предмета, развить этот интерес до интереса ко всему предмету и процессу обучения.

Следующей характерной особенностью учебной деятельности учащегося старших классов является ее активизация и до определенной степени самостоятельность и творчество. Юношеский возраст, сталкивая личность школьника с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, стимулирует и актуализирует ее творческий потенциал. Действительно, старшеклассник способен ориентироваться в новой ситуации, он сам видит вопрос, задачу и стремится самостоятельно найти подход к ее решению; его привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Появляется стремление к самообразованию - характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста. В то время как подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение.

Важно, однако, иметь в виду, что общие возрастные характеристики являются усредненными. В

педагогической работе необходимо, наряду с возрастными особенностями детей, учитывать также и индивидуальные особенности, которые могут существенно различаться у детей одной возрастной группы.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса.

Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти, другие – слуховой, третьи – зрительно-двигательный и т.д. У одних более выражено наглядно-образное мышление, а у других – абстрактно-логическое.

Задачей учителя, таким образом, является выявление и развитие индивидуальных интересов старшеклассников, воспитание желания познавать и объяснять окружающие явления, помощь в формировании научного мировоззрения учащегося, оценке математики как науки и нахождении ее места в общей системе знаний и интересов ученика.
2. Литература, используемая для подготовки к урокам и для организации самостоятельной подготовки учащихся старших классов.

1.Рабочая программа по истории 10 класс. Рудакова Е.В. 2023 г.

2.Программа «История ­– профильный уровень» (10-11 класс). Мустафина З.Р. 2023 г.

3.Рабочая программа «История Российской культуры» 10-11 класс. Артюхова В.В.

4.Рабочая программа элективного курса по истории: «История и культура Южного Урала». Суслина С.Н. 2023 г.

5.Рабочая программа учебного предмета история для обучающихся 10-11 класса. Ельчанина Н.П. 2023 г.

6.История России в 3-х частях под ред. А.В. Торкунова. Горинов М.М., Данилов А.А. – М., Просвещение, 2020 г.

7.Всеобщая истории. Базовый и Углубленный уровень. Сороко-Цюпа О.С. – М., Просвещение, 2020 г.

8.Поурочные разработки по истории России к УМК Горинова, Данилова. Чернов Д.И. – М., Просвещение, 2021 г.

9.Поурочные разработки по всеобщей истории к УМК Сороко-Цюпы. Чернов Д.И. – М., Просвещение, 2022 г.

10. Переписка Вильгельма II и Николая II накануне Первой мировой войны

11.Газета «Русское слово»

12.Статья Г.В. Плеханова «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен» (апрель 1917 г.)


13.Сборник статей А.Ф. Керенского «Издалека» (Париж, 1922 г.)

14.Государство и революция. В.И. Ленин.

15.Приказы наркомов СССР.

16.Декреты ВЦИК.

17. Воспоминания участников диссидентского движения.

18.Дневники жителей блокадного Ленинграда.

19.Доктрина Монро

20.Австро-Венгерский ультиматум Сербии.

21.Немеций социализм. О.Шпенглер.

22.Гроздья гнева. Д.Стейнбек.

23.Воспоминания Вилли Брандта.

24.Устав Лиги Наций.

25.Антикоминтерновский пакт 1936 г.

26.Картины А.Матисса «Очертания Нотр-Дам ночью», «Танец», «Зеленая полоса»

27.Все войны России. Бобер Д.И. (школьный справочник). М. ­– Вако

28.История России в таблицах и схемах. Чернов Д.И. (школьный справочник). М. ­– Вако

29.Справочник по истории России. Чернов Д.И. М. – Вако

30.Проблема интегрированного и дифференцированного курсов обществоведения в общеобразовательной школе. Боголюбов, Л.Н.

31.Психология развития ребенка. Выготский Л.С. М. – Эксмо

32.Проблема самостоятельной познавательной деятельности. Горностаева З.Я.

33.Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников. Амонашвили Ш.А. М. – Педагогика

34.Историческое краеведение. Ашурков В.Н. М. – Просвещение

35.Дивисенко Л.Я. Современные метода и технологии преподавания. – 2022.

36.Алексеева Л.В. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания для профильного обучения. – 2018.
3.Используемые информационные технологии для подготовки к уроку и для организации самостоятельной работы старшеклассников.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. https://infourok.ru/

3. https://resh.edu.ru/

4. https://uchi.ru/

5. https://www.youtube.com/

4.Методика организации учебного процесса в старших классах

Организация самостоятельной работы учащихся

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.


При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания нужно руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Важными являются принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых порах у учащихся формирую простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.