Файл: Особенности методики обучения истории в старшей профильной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок на краеведческом материале нередко проводится наглядным методом, путем экскурсии в музей, к памятникам и памятным местам. Максимальную конкретизацию и образность учебного материала дают уроки-экскурсии в школьный и районный музеи. Эффективно будет дать ученикам творческие задания перед экскурсией: сделать зарисовку понравившегося экспоната, сделать записи для последующего написания отчета, мини-сочинения, статьи в школьную историческую газету, составить план экскурсии, записать понятия, касающиеся данной темы, приготовить вопросы экскурсоводу. На основе местного краеведческого материала могут быть проведены целые уроки. Краеведческий материал может быть вкраплен в ткань урока для конкретизации изложения, убедительности анализа.
На уроках рекомендуется применять следующие приемы установления связи местного материала с материалом основного курса истории страны:
1.Составление тематических таблиц, в которые наряду с общеисторическим включается местный материал;
2. Составление сложного плана изучения темы, где фиксируется место включения местного материала, его объем, содержание, которое будет рассматриваться;
3. Выявление общего и особенного в материалах общеисторического и местного значений;
4. Установление синхронности событий.
При выборе того и иного приема нужно учитывать содержание учебного материала, образовательные и воспитательные цели урока, умения и навыки учащихся. Связь между историей страны и историей края осуществляется тогда, когда она логична и педагогически целесообразна.
Принципиальное значение имеет проблема отбора краеведческого материала.
Факты и события местной истории должны:
а) являться наиболее важными и типичными для истории края;
б) быть яркими, эмоционально насыщенными и способными воздействовать не только на сознание, но и на чувства учащихся;
в) формировать у школьников умения наблюдать окружающую действительность.
Использование краеведческого материала на уроках значительно облегчает усвоение курса истории, делает знания более прочными и глубокими.
В результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся формируется определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии нашей страны.
Типы уроков истории
Современная педагогика относит к уроку, как основной форме организации учебно-воспитательного процесса в школе, следующее:
– требования, предъявляемые к современному уроку истории, его содержательные взаимосвязи с предшествующими уроками, место каждого урока в теме, разделе, курсе истории;
– образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков;
– дидактическое оборудование урока;
– планирование системы уроков по теме, разделу курса, проблемам, отражающим исторические этапы развития определенной системы или процесса общественной жизни;
– типы уроков истории, нестандартные уроки по истории, различные точки зрения на типологию уроков в методической литературе, а также факторы, обуславливающие целесообразность выбора типа урока;
– подготовка учителя к уроку, тематическое планирование, план-конспект;
– организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов, особенности уроков в младших и старших классах.
Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.
Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, входит в тот или иной тип – группу уроков, имеющую определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются их различные типы.
В развернутом виде классификация уроков представлена следующим образом:
1. Комбинированные, или смешанные, уроки.
2. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:
а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями;
б) осмысливание и усвоение обобщений;
в) уроки, на которых представлены факты и выводы.
3. Уроки закрепления знаний:
а) повторение в начале работы после длительного перерыва;
б) текущего повторения.
4. Уроки по обобщению и систематизации изученного.
5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков.
6. Уроки проверки знаний:
а) устной проверки знаний;
б) письменной проверки;
в) с проверочными заданиями и практического характера;
г) разбора проверочных работ.
Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку истории.
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.
При планировании современного урока необходимо:
– правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);
– определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом);
– связать данный урок с предыдущим и последующими уроками;
– отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
– обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
– продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
– найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:
1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;
3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);
4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
6. Обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
7. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Таким образом, современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.
5. Выводы
В процессе написания работы в первую очередь использовались примерные рабочие программы практикующих учителей по предмету история [1,2,3,4,5]. Также была задействована специализированная психолого-педагогическая литература, для ознакомления с характерными возрастными особенностями учеников 10-11 классов, а также литература описывающая принципы организации самостоятельной работы обучающихся [31,32]. Также была изучена литература, описывающая основные формы проверки и учета знаний, умений и компетенций [33]. Стоит отметить, что современный урок включает множество нестандартных компонентов, поэтому дополнительно использовалась литература, описывающая приемы и средства реализации межкурсовых и межпредметных связей и метод использования краеведческого материала. Также были изучены типы уроков истории, исходя из требований современного подхода к школьному образованию [30,34].
Анализ уроков
Урок № 1
Тема урока: Внешняя политика России в 1990-е гг.
Цель: Сформировать представление о внешней политике СССР в годы перестройки и ее итогах
Источники:
1.Поурочные разработки по истории России к УМК Горинова, Данилова. Чернов Д.И. – М., Просвещение, 2021 г.
2.История России в 3-х частях под ред. А.В. Торкунова. Горинов М.М., Данилов А.А. – М., Просвещение, 2020 г.
Тип урока: урок открытия нового знания.
План урока:
1.Политика «нового мышления» и ее результаты.
2.Распад социалистического лагеря.
Актуализация знаний:
1.Каковы были причины роста напряженности в отношениях с США и НАТО?
2.В чем выражалось нарастание кризиса мировой системы социализма?
Задание: составить схему причин падения социалистических режимов в странах ОВД и роль СССР в этом процессе.
Подведение итогов: заполнение сравнительной таблицы «положительные и отрицательные последствия политики «нового мышления»
Выдача домашнего задания, рефлексия.
Составление схемы и сравнительной таблицы по данной тематике и при консультативной помощи учителя позволит в полной мере усвоить все особенности политики «нового мышления».
Урок № 2
Тема урока: Экономический и политический кризис 1920-х гг.
Цель: Сформировать представление о социально-экономическом положении Советской России в начале 1920-х гг.
Источники:
1.Поурочные разработки по истории России к УМК Горинова, Данилова. Чернов Д.И. – М., Просвещение, 2021 г.
2.Брошюра Коллонтай «Рабочая оппозиция».
3.Доклад Ленина на X съезде РКП (б).
4.История России в 3-х частях под ред. А.В. Торкунова. Горинов М.М., Данилов А.А. – М., Просвещение, 2020 г.
Тип урока: урок открытия нового знания.
План урока:
1.Народные восстания 1920-х гг.
2.X съезд РКП (б) и введение нэпа.
3.Голод 1921-1922 гг. и его политические последствия.
Форма работы: групповая
Актуализация знаний:
1.Что представляла собой политика военного коммунизма в области управления промышленностью?
2.Что представляла собой установленная в 1918 г. продовольственная диктатура?
Задание: проанализировать программу организации тамбовских повстанцев, резолюцию, принятую на митинге в Кронштадте 1 марта 1921 г., брошюру Коллонтай «Рабочая оппозиция», доклад Ленина на X съезде РКП (б).
Подведение итогов: формулирование основных выводов по теме урока и запись в тетради
Выдача домашнего задания, рефлексия.
Изучение документов в формате групповой работы наиболее оправданно при рассмотрении темы урока.
Урок № 3
Тема урока: Российская экономика на путик рынку
Цель: Сформировать представление об экономических реформах правительства Е.Т. Гайдара.
Источники:
1.Поурочные разработки по истории России к УМК Горинова, Данилова. Чернов Д.И. – М., Просвещение, 2021 г.
2.Е.Т. Гайдар «Государство и революция».
3.История России в 3-х частях под ред. А.В. Торкунова. Горинов М.М., Данилов А.А. – М., Просвещение, 2020 г.
Тип урока: урок открытия нового знания.