Файл: Особенности методики обучения истории в старшей профильной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. В организации самостоятельной работы нужно учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.
Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
6. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам.
7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Основные формы проверки и учета знаний, умений и компетенций
Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, учащимся и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.
Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием.
Формы (методы) контроля по степени индивидуализации:
-
индивидуальный; -
групповой; -
фронтальный (массовый)
Формы (методы) контроля по способу предъявления (манере исполнения):
-
устный; -
письменный
Формы контроля по способу подачи контролирующих заданий:
Традиционные | Нетрадиционные |
|
|
Различают следующие виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся:
-
предварительный – фиксирование исходного уровня обученности для проектирования учебного процесса, выбора его оптимального варианта, то есть, установление готовности обучающихся к изучению нового материала; -
текущий (промежуточный) – диагностика степени усвоения учебного материала каждым обучающимся для корректировки учебного процесса, стимуляции учебного труда обучающихся; -
периодический (тематический) – оценка результатов усвоения каждым обучающимся определенной темы (раздела); -
итоговый – выявление соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям программы.
Существуют следующие типы контроля знаний, умений и навыков обучающихся:
-
внешний контроль (осуществляется учителем, учеником–старшеклассником или родителями по просьбе учителя за деятельностью обучающихся); -
взаимный контроль (осуществляется учеником за деятельностью одноклассника); -
самоконтроль (осуществляется учеником за собственной деятельностью);
Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.
При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение обучающихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей.
Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок, на формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.
При обучении самоконтролю особое внимание следует уделять ознакомлению и овладению обучающимися приемами проведения контролирующих действий. Обучать различным видам проверок, относящимся ко всем приёмам самоконтроля. Умение проводить самоконтроль полезно довести до уровня, при котором систематически выполняются контролирующие действия даже при отсутствии установки на самоконтроль.
Основные приемы самоконтроля:
-
сверка с образцом (ответом); -
повторное решение задачи; -
решение обратной задачи; -
решение задачи различными способами; -
моделирование ситуации; -
примерная оценка искомых результатов; -
проверка на частном случае.
Приемы и средства реализации межкурсовых и межпредметных связей
Средствами реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть разнообразные: вопросы, задачи, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметного содержания.
Приёмы осуществления межпредметных связей можно условно разделить на две группы: обычные методы и приёмы, но ориентированные на установление межпредметных связей, и новые, специфичные для межпредметных связей и обогащающие сложившуюся систему методов обучения.
К первой группе относятся: домашние задания по другим предметам, включение в изложение учителя учебного материала другого предмета, беседа на воспроизведение знаний из другого предмета, применение наглядных пособий, приборов, фрагментов диафильмов по другим предметам, постановка проблемных вопросов, решение количественных и познавательных задач, кроссвордов межпредметного содержания, сообщения учащимися по материалам другого предмета.
Ко второй группе относятся следующие методические приёмы: работа с учебниками по нескольким предметам на уроке, изготовление и использование комплексных наглядных пособий, обобщающих учебный материал нескольких предметов, выполнение письменных контрольных работ, которые разрабатываются и оцениваются учителями ряда предметов: комплексные задания, межпредметные тесты, дифференцированные по предметам, групповые задания, введение межпредметных тетрадей, групповая работа учителей по организации изучения межпредметной учебной проблемы и другое.
Межпредметными могут быть задачи, которые требуют подключение знаний из различных предметов или задачи, составленные на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
Комплексные наглядные пособия имеют существенное значение для обобщения знаний из разных предметов в процессе обучения. Это обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, карты, диафильмы и т.д. Они позволяют учащимся наглядно увидеть ту совокупность знаний из разных предметов, которая раскрывает тот или иной вопрос межпредметного содержания. Большое значение в усвоении связей между знаниями, получаемыми учащимися при изучении различных предметов, имеют специальные составляемые тесты. Они дополняют содержание текста учебника и глубже раскрывают отдельные вопросы программы.
В качестве средств реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть использованы кроссворды межпредметного содержания, которые позволяют учащимся закрепить термины, используемые в нескольких учебных предметах, осознать межпредметный характер смежных понятий. Важно ведение межпредметных тетрадей, в которых систематизируются знания учащихся из разных учебных предметов, раскрывающие определенную комплексную проблему.
Задача использования межпредметных связей в обучении побуждает учителей к творческому поиску новых специфических приемов обобщения и систематизации знаний, учащихся на разных предметах. В практике обучения находят применения такие приёмы, как включение учебного материала другого предмета в изложения учителя, беседа с воспроизведением знаний из другого предмета; работа с наглядными пособиями, приборами; решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания; сообщения, доклады учащихся по материалу другого предмета; работа с учебниками нескольких предметов на уроке.
Осознание учащимися связей между знаниями по разным учебным предметам важно для формирования самостоятельного обобщения. На основе межпредметных связей рождаются разнообразные методические приёмы проблемного обучения.
Осуществление межпредметных связей в процессе обучения с помощью разнообразных методических приёмов и средств значительно активизирует познавательную деятельность учащихся.
Дидактические требования к межпредметному уроку:
1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов;
2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов;
3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений;
4. Межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в необходимости привлечения знаний из смежных предметов;
5. Межпредметный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов;
6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов.
Методика использования краеведческого материала
Краеведческий материал позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории.
Краеведческий подход имеет ряд преимуществ в познавательном отношении:
1. Введение на уроке местного материала создает своеобразную психологическую ситуацию, характеризующуюся «живым ощущением» исторического прошлого;
2. Местный материал привлекается в качестве конкретной иллюстрации общих исторических событий;
3. Привлечение местного материала дает широкие возможности для самостоятельной умственной деятельности, для внесения в нее элементов поиска на наиболее доступном и близком материале;
4. Представляет одну из форм связи обучения с жизнью;
Разнообразна и методика использования краеведческого материала на уроке. Краеведческий материал на уроке может прозвучать как яркий эпизод в рассказе учителя или в докладе школьника. Он может быть представлен документом из местного архива. Краеведческий материал может быть привлечен в форме цифровых данных, чтобы стать на уроке предметом анализа.