Файл: Техническое задание информационной системы (В качестве предметной области выбрана тема Проектирование информационной системы "Поликлиника") Этап разработки раздела Общие сведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Техническое задание информационной системы

(В качестве предметной области выбрана тема «Проектирование информационной системы “Поликлиника”»)

  1. Этап разработки раздела «Общие сведения»:

  • Полное наименование ИС: «Информационная система “Поликлиника”»;

  • Шифр темы: 00001.

  • Предприятие-разработчик системы: ООО «BIOSfera» ул. Тверская 25, тел. 365-99-19.

  • Предприятие-заказчик системы: Городская поликлиника №1

  • Система создается на основании технического задания (ТЗ). ТЗ на ИС является основным документом, определяющим требования и порядок создания информационной системы, в соответствии с которым проводится разработка ИС и ее приемка при вводе в действие. Кроме того, при создании системы используются ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы», ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплексность и обозначение документов при создании автоматизированных систем».

  • Плановый срок начала работ: 12.01.2023г.

  • Плановый срок сдачи работ: 17.05.2023г.

  • Информационная система создается на коммерческой основе.

  • Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работы по созданию системы определяется после получения начальной версии продукта, в которой должны быть реализованы все основные функции, определенные в ТЗ и утвержденные заказчиком.




  1. Этап разработки раздела «Назначение и цели создания системы»:

  • Вид автоматизируемой деятельности: автоматизация деятельности управления медицинским учреждением, получение и распределенное хранение информации о пациенте.

  • Перечень автоматизируемых процессов: учет пациентов; учет движения пациентов (амбулаторные и стационарные этапы); ведение истории болезни; составление расписаний работы врачей и отделений; подготовка отчетов, результатов обследований, другой документации; взаимодействие отделений, диагностических подразделений, лабораторий, а также взаимодействие с другими медицинскими учреждениями.

  • Наименование и значение показателей, которые будут достигнуты в результате внедрения БД: уменьшение времени прохождения пациентом регистратуры, оформления документов при посещении и осмотре; перевод всего документооборота в электронный вариант; автоматизация взаимодействия между отделениями; предоставление быстрого доступа ко всей необходимой информации о пациенте; предоставление полной и гибкой системы отчетности.


  1. Этап разработки раздела «Характеристики объекта автоматизации»:

  • Краткие сведения о предприятии.

Городская поликлиника №1 деятельность которой планируется автоматизировать, занимается оказанием первичной медико-санитарной помощи. Важнейшим звеном в данной деятельности является специалист по оказанию медицинской помощи (врач общей практики, медицинский специалист узкого профиля). В зависимости от того, насколько автоматизирована их работа, можно судить об эффективности работы специалиста, конкретного отделения и всего медицинского учреждения в целом. Каждый день поликлиника принимает пациентов, оформляет новые личные медицинские карты пациента, вносит изменения в текущие медицинские карты, открывает/закрывает больничные листы, подготавливает отчеты о результатах обследований, ведет запись на прием к специалистам этой поликлиники, а также оформляет направления в другие медицинские учреждения.

Пациент, регистрируясь в системе может самостоятельно внести личные данные такие как Ф.И.О., дата и место рождения, номер страхового полиса, хронические заболевания, выявленные ранее. Вся эта информация поступает в базу данных. Далее он может осуществлять запись на прием к специалисту к которому запись открыта на данный момент. Медицинский работник в свою очередь может регулировать открытие и закрытие записи. При оформлении какой-либо документации (личные медицинские карты, больничные листы, отчетность о результатах обследований) информация берется из базы данных, в которую она вносилась специалистом и в случае регистрации личного кабинета пациентом.

  • Организационная структура

Организационная структура медицинского учреждения показана на рисунке 1.

Главный врач














Лечебно-профилактический отдел

Отдел кадров

Бухгалтерия

Заместитель главного врача по лечебной работе

Заместитель главного врача по экономике

Заместитель главного врача по кадрам



Заместитель главного врача по АХО





Административно-хозяйственный отдел


Рисунок 1. – Организационная структура медицинского учреждения.

  • Описание автоматизируемых процессов, информационные потоки автоматизируемых процессов.

Информационная система состоит из трех больших модулей: поликлиника, стационар и диагностические подразделения. Данные модули выделены по принципу прохождения лечения пациентом. Больной может приходить на амбулаторное лечение в поликлинику, а при необходимости лечь в стационарное отделение. В итоге мы получаем два связных, но непересекающихся этапа лечения (так как пациент не может одновременно находиться на амбулаторном и стационарном лечении), что удобно для моделирования двух подсистем.

Некоторые диагностические подразделения могут работать без прямого контакта с пациентами (клинико-биохимическая лаборатория). Данная возможность реализована с помощью отдельного интерфейса и набора сущностей, взаимодействующих с остальной системой как внешний блок. Эта система может размещаться как на внутреннем, так и на внешнем сервере, что позволяет дать доступ к ней максимальному количеству медицинских учреждений.

При рассмотрении взаимодействия модулей можно выделить также приемное отделение рисунок 2, которое не имеет прямого отношение к лечебному процессу, а осуществляет прием населения и регистрирует все перемещения пациентов в ходе лечебного процесса. Например, на амбулаторном этапе пациента могут направить, а госпитализацию. А после госпитализации порекомендовать процедуры для скорейшего восстановления здоровья, которые нужно проходить в поликлинике. Все переходы назначения и действия регистрируются системой.


Конечно, модульность не должна означать разделение информации о пациенте. Разделения на модули подразумевают лишь минимизацию связей между ними, для возможности оперировать ими отдельно.


Поликлиника

Приемное отделение
Направление на госпитализацию


Отделение лучевой диагностики

Клинико-биохимическая лаборатория

Стационар


Госпитализация

Выписка

Результаты обследования

Заявки на обследование

Рисунок 2. – Взаимодействие модулей.

Приемное отделение. Основной сложностью реализации регистратуры является то, что неизвестно, какое количество данных о пациенте будет доступно, так как больной может прийти самостоятельно, перевестись из другого лечебного учреждения или же поступить экстренно. А так как приемное отделение является отправной точкой для дальнейшего ведения пациента по информационной системе, необходимо знать, на какие данные мы можем рассчитывать. Для решения этой проблемы информация о пациенте разведена на две сущности:

- Пациент

- Амбулаторная карта

Амбулаторный этап предназначен для обследования пациента, назначения лечения или принятия решения о госпитализации пациента. В ходе этого этапа при каждом обследовании дополняется карта диагнозов, которая заводится на первичном приеме. Основными сущностями данного этапа являются:

- Клинический случай

- Амбулаторная карта


Клинический случай содержит в себе Посещения, по которым прослеживается общая динамика обследования и лечения пациента. Изменения и дополнения вносятся в Амбулаторную карту.

Также на этом этапе находится дневной стационар, работа которого основана на назначениях, сделанных во время посещения. При согласии пациента пройти лечение в поликлинике назначения передаются из модуля поликлиники в регистратуру модуля дневного стационара.

Стационарный этап. В стационарном модуле собирается и обрабатывается информация со всех блоков информационной системы. При выписке больного формируется и предоставляется полный набор документов по его лечению, в том числе и статистическая карта, форма которой утверждена Министерством здравоохранения Российской Федерации. Карта заполняется автоматически на основе данных, полученных на всех этапах диагностики и лечения.

Основной сущностью стационара является:

- Врачебное заключение

В системе сделана проверка структуры документов стационарного этапа. Например, не может быть создано два выписных эпикриза или не может быть создан любой другой документ, если нет первичного осмотра.

Также в системе реализован «ввод на основании». Для сильно связных типов заключений (например, предоперационный эпикриз и протокол операции, которые соответствуют одной и той же операции) вводится соответствие между ними. Так, при добавлении нового протокола операции нужно выбрать предоперационный эпикриз, на основании которого он будет создан.

При написании предоперационного эпикриза автоматически создается заявка на операцию, которая попадает ко всем сотрудникам, задействованным в операции. После внесения необходимой информации заведующим операционным блоком выставляется номер операционной и время, и заявка переходит в состояние подтвержденной.

В данном блоке учитываются данные стационара о предполагаемой либо точной дате выписки больного, на основании этих данных составляется предварительное расписание госпитализации новых больных.

Диагностические подразделения. В подразделение приходит заявка, после обработки которой перед проведением исследования пациент подписывает соглашение на исследование. На результаты исследования пишутся заключения, которые фиксируются в карту пациента. Диагностический модуль состоит из нескольких частей., соответствующих видам проводимых исследований. В подсистеме биохимической лаборатории программно реализован подсчет некоторых параметров анализов.