Файл: Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я чищу зубы каждый день;
Иногда мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить;
Я всегда хочу быть первым;
Выводить из себя учителя доставляет мне удовольствие.
Правила игры. Перемешанные карточки переворачиваются текстом вниз и кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если этот участник считает, что карта ему не подходит, он передает ее дальше другому участнику или кладет в отдельную стопку - «корзину для мусора». Когда все карты распределены, участники зачитывают вслух все свои карты. Особенность этой игры заключается в том, что в ней никто отдельно не выигрывает. Напротив, в выигрыше оказываются все. Игра предназначена для детей, которые уже умеют читать. Однако в нее могут играть и более младшие дети, если помогать им читать карточки.
В выигрыше остаются все, лучше узнавая как себя самого, так и партнеров по игре. Огромную роль при этом играют разговоры в семье, которые актуализируются игрой. Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры - с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания. Обстановка, в которой
ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным терапевтическим фактором. Благодаря свободной игровой атмосфере, возникающие во время игры беседы не вызывают так много скепсиса, опасения и сопротивления, как это часто бывает в случае обычных назиданий и замечаний родителей. Игра способна сделать более конструктивными межличностные взаимоотношения и улучшить психологический климат в семье. В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм.
Интерес к игре сохраняется приблизительно до 12 лет. В связи с началом подросткового возраста и половым созреванием интерес ребенка переключается с взаимоотношений в семье на отношения в социальной группе, а также на собственные внутренние переживания.
Для подростков будут интересны уже другие, такие как «Лепешка»,
«Анархия» и «Мошенничество».
В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые
фишки. Тем самым они дают понять, как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого- то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.
Особая версия игры («Анархия») может использоваться с целью катарсиса. Другая разновидность игры («Мошенничество») учит, как привлекать людей на свою сторону (завоевывающее поведение).
Цель игры — первым прийти к конечному пункту — на «Небо людей». Попасть туда можно только целой неповрежденной фигуркой человека.
Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом. Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества игроков требуется:
Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка». В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.
«Лепешка» Базовые правила:
Дополнительные правила:
Однако «человек» может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание
Иногда мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить;
Я всегда хочу быть первым;
Выводить из себя учителя доставляет мне удовольствие.
Правила игры. Перемешанные карточки переворачиваются текстом вниз и кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если этот участник считает, что карта ему не подходит, он передает ее дальше другому участнику или кладет в отдельную стопку - «корзину для мусора». Когда все карты распределены, участники зачитывают вслух все свои карты. Особенность этой игры заключается в том, что в ней никто отдельно не выигрывает. Напротив, в выигрыше оказываются все. Игра предназначена для детей, которые уже умеют читать. Однако в нее могут играть и более младшие дети, если помогать им читать карточки.
В выигрыше остаются все, лучше узнавая как себя самого, так и партнеров по игре. Огромную роль при этом играют разговоры в семье, которые актуализируются игрой. Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры - с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания. Обстановка, в которой
ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным терапевтическим фактором. Благодаря свободной игровой атмосфере, возникающие во время игры беседы не вызывают так много скепсиса, опасения и сопротивления, как это часто бывает в случае обычных назиданий и замечаний родителей. Игра способна сделать более конструктивными межличностные взаимоотношения и улучшить психологический климат в семье. В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм.
Интерес к игре сохраняется приблизительно до 12 лет. В связи с началом подросткового возраста и половым созреванием интерес ребенка переключается с взаимоотношений в семье на отношения в социальной группе, а также на собственные внутренние переживания.
Для подростков будут интересны уже другие, такие как «Лепешка»,
«Анархия» и «Мошенничество».
В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые
фишки. Тем самым они дают понять, как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого- то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.
Особая версия игры («Анархия») может использоваться с целью катарсиса. Другая разновидность игры («Мошенничество») учит, как привлекать людей на свою сторону (завоевывающее поведение).
Цель игры — первым прийти к конечному пункту — на «Небо людей». Попасть туда можно только целой неповрежденной фигуркой человека.
Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом. Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества игроков требуется:
-
Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см. -
Цветная самоклеющаяся пленка разных цветов, соответственно количеству игроков. Например, для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. Кроме того голубого, коричневого и серебряного цветов для изготовления цветных полей. -
Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета). -
Один кубик.
Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка». В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.
«Лепешка» Базовые правила:
-
Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «хлев». -
Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.
-
Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: «ты украл у меня мой бутерброд!»). -
После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное. -
Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку». -
На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и «развить себя». Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля, даже если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего «дома». Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.
Дополнительные правила:
-
Цель игры — стать человеком и попасть на «Небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет «расколдовать животное», превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему, почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека. -
Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обрати- лись с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно». Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб.
Однако «человек» может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание