Файл: Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.
«1».
Выигрывает тот, кто первым попадет на «небо людей». Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на «небо людей».
«Анархия» Те дети, которые хотели бы попробовать жить в «беззаконном обществе», могут осуществить это желание в игре «Анархия». Начало игры происходит, как описано выше, пункт 1 -3. Дальше добавляются следующие правила: Владелец поля обвиняет попавшую на него фигуру описанным
выше образом. Если следующее за этим извинение владельца фигуры кажется владельцу поля недостаточным, то он может любым способом наказать попавшую на него фигуру, все равно будь то человек или животное. При этом никаких последствий для наказывающего не будет. По принципу: «Помоги себе сам, и тогда поможет тебе Бог», каждый, попадая на свое поле, может любым образом себя изменить, вылечить или приукрасить. Он даже может, если захочет, сам сразу же превратить себя из животного в человека. Однако если на его поле в это время будет находиться какая-то другая фигура, то ему придется подождать со своим превращением, пока он не будет один «дома». Как только фигурка человека попадет на «небо людей», то другие игроки уже больше не имеют права превращать своих животных в людей. Звери попадают тогда на «небо животных».
«Мошенничество».
Все игроки лепят в начале игры свои фигурки в форме фигуры человека. Попавшую на чужое поле фигурку не обвиняют, а наоборот, гость является «представителем» в широком смысле этого слова. Его задача — сагитировать и завербовать хозяина поля. Например, как представитель какой-то фирмы, проводящий рекламу своего продукта, или как страховой агент, уговаривающий оформить страховку, или как политик, агитирующий голосовать за свою партию, или как член религиозной секты, уговаривающий прийти на собрание верующих, либо как член спортивного общества, уговаривающий вступить в него. Хозяин поля решает, принять это предложение или нет. Если он независимо от своего решения считает рекламу навязчивой и назойливой или если он подозревает в ней «западню», то он имеет право таким образом изменить форму фигурки, чтобы это отражало характер отношения
к рекламе. Это может означать также превращение в животное. Переделанная фигурка должна тогда быть возвращена назад на ближайшее поле своего цвета. И только на следующем собственном поле владелец фигурки может опять переделать ее в целого человека.
Игра «Тюрьма
В ней выигрывает тот, чья стратегия игры окажется лучше. «Тюрьма» - игра- соперничество, игра-борьба, в которой агрессия против реального партнера может быть отреагирована в сублимированном виде на игровых фигурках. В этой игре борьба отдельных групп фигур между собой приводит игроков к пониманию важности выбора оптимальной стратегии совместных действий внутри одной группы фигур. В игре могут принимать участие от двух до четырех игроков. Игра состоит из игрового поля, игровых фигурок - по 10 «солдат» и три «капитана» для каждого игрока. «Капитаны» должны быть того же цвета, что и «солдаты», но помечены черными «шапочками». Также для игры нужен кубик.
Цель игры: Выигрывает тот, у кого хотя бы один «капитан» уцелеет. А игрок, у которого все 3 «капитана» попали в плен к противнику, выбывает из игры.
Правила игры: Участники расставляют 8 своих «солдат» и троих «капитанов» на исходных пунктах - в «домиках», которые расположены по краям игрового поля. Еще 2 «солдата» в «городской тюрьме» - на розовом поле в центре игрового поля. Младший из игроков начинает игру, затем все ходят по часовой стрелке. Игрок бросает кубик 2 раза подряд и выходит из своего «домика» либо одним, либо несколькими игровыми фигурками («солдатами» или «капитанами»). Но если на кубике при броске выпадает 6 очков, то игрок получает право дополнительного хода и может бросить кубик еще раз. Все игровые фигурки могут двигаться по игровому полю по дорожке, отмеченной белыми кружочками. Передвигаться можно в любом направлении на столько ходов, сколько очков выпало на кубике. Однако у «капитана» есть преимущество
ходить по желанию на 1 шаг меньше, чем выпало на кубике. Так, например, если на кубике выпало 5, то «капитан» может пойти на 5 или на 4 шага по своему усмотрению. Первоначальная цель игры - освободить своих «солдат» из общей «городской» тюрьмы. Это можно сделать, если какая-либо фигурка попадет точно на кружочек своего цвета на противоположной стороне поля около «городской» тюрьмы. При этом можно перепрыгивать только через фигурки своего цвета. Через фигурки противника перепрыгивать нельзя. Однако их можно захватить «в плен» и поместить в одну из своих «частных» тюрем, находящихся перед входами в «домики». Но для «пленения» необходимо попасть точно на кружок, где находится фигурка противника. Последующий ход игры обычно заключается в том, что противники пытаются освободить свои фигурки, запертые в «частных» тюрьмах игроков. Для этого надо попасть на розовые кружочки напротив «частных» тюрем. Если это удается, то освобожденные фигурки своего цвета расставляются в своем «домике» и продолжают участвовать в дальнейшей борьбе, а фигурки противников, если они также там находятся, переводятся в «городскую» тюрьму. Если фигурка преследуется противником, то в целях защиты она может спрятаться в собственном «домике», если, конечно, выпадает точное количество очков.
Игра «Тюрьма» благодаря своему контексту позволяет в процессе игры прорабатывать конфликты участников. Условия игры позволяют в приемлемой «безопасной» форме выплеснуть агрессию и другие негативные чувства, таким образом разрешить конфликт в «плоскости игры», не позволяя ему разгореться в «пространстве жизни». Игра может применяться как в семье среди ее членов (дети совместно с взрослыми), так и в группе
детей одного возраста.
Игра «Хаос»
Игра «Хаос» рассчитана на игроков старшего возраста (с 8 до 16 лет), так как требует от игроков большей концентрации внимания и сосредоточенности. Игра рассчитана на 4 игрока, но возможно и меньшее количество участников. С каждой стороны игрового поля игроки выкладывают по 6 фишек своего цвета. Затем фишки переворачиваются не цветной стороной вверх и выглядят у всех игроков одинаково. Игроки по очереди передвигают свои фишки по направлению к противоположному полю, при этом разрешается перепрыгивать через одну или несколько фишек. Задача завести 6 фишек не важно своих или чужих в дом на противоположном конце поля. Если фишек на поле много, то среди участников естественным образом возникает путаница, где чья фишка находится. В этот момент возникает много значимых социальных взаимодействий, когда участники отстаивают свою позицию, сомневаются, пытаются схитрить, учитывая реакции партнеров по игре.
ДИСКУССИОННАЯ ГРУППАС РОДИТЕЛЯМИ.
Бронхиальная астма - это хроническое психосоматическое заболевание, влияющее не только на физическое здоровье ребенка и эмоционально- личностную сферу, но и на внутрисемейные отношения. «Всякий телесный недостаток не только изменяет отношение к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми» (Выготский Л.С., 1984.).
В возникновении и формировании любого психосоматического заболевания существенную роль играют отношения между матерью и ребенком. «И здоровье, и болезнь - это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми, и у взрослых с детьми» (Ф. Дольто 1997). В результате исследования было установлено, что матери детей, страдающих бронхиальной астмой, были весьма авторитарны,
-
Если игрок, имеющий фигурку-человека - все равно – забывшись или намеренно — раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в «хлев» и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного. -
Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается. -
Последнее поле в игре — зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на «небо животных». Владелец поврежденной фигурки человека может «подлечить» себя на зеркальном поле. На «небо людей» неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число
«1».
Выигрывает тот, кто первым попадет на «небо людей». Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на «небо людей».
-
Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку без обвинения или не дожидаясь извинения.
«Анархия» Те дети, которые хотели бы попробовать жить в «беззаконном обществе», могут осуществить это желание в игре «Анархия». Начало игры происходит, как описано выше, пункт 1 -3. Дальше добавляются следующие правила: Владелец поля обвиняет попавшую на него фигуру описанным
выше образом. Если следующее за этим извинение владельца фигуры кажется владельцу поля недостаточным, то он может любым способом наказать попавшую на него фигуру, все равно будь то человек или животное. При этом никаких последствий для наказывающего не будет. По принципу: «Помоги себе сам, и тогда поможет тебе Бог», каждый, попадая на свое поле, может любым образом себя изменить, вылечить или приукрасить. Он даже может, если захочет, сам сразу же превратить себя из животного в человека. Однако если на его поле в это время будет находиться какая-то другая фигура, то ему придется подождать со своим превращением, пока он не будет один «дома». Как только фигурка человека попадет на «небо людей», то другие игроки уже больше не имеют права превращать своих животных в людей. Звери попадают тогда на «небо животных».
«Мошенничество».
Все игроки лепят в начале игры свои фигурки в форме фигуры человека. Попавшую на чужое поле фигурку не обвиняют, а наоборот, гость является «представителем» в широком смысле этого слова. Его задача — сагитировать и завербовать хозяина поля. Например, как представитель какой-то фирмы, проводящий рекламу своего продукта, или как страховой агент, уговаривающий оформить страховку, или как политик, агитирующий голосовать за свою партию, или как член религиозной секты, уговаривающий прийти на собрание верующих, либо как член спортивного общества, уговаривающий вступить в него. Хозяин поля решает, принять это предложение или нет. Если он независимо от своего решения считает рекламу навязчивой и назойливой или если он подозревает в ней «западню», то он имеет право таким образом изменить форму фигурки, чтобы это отражало характер отношения
к рекламе. Это может означать также превращение в животное. Переделанная фигурка должна тогда быть возвращена назад на ближайшее поле своего цвета. И только на следующем собственном поле владелец фигурки может опять переделать ее в целого человека.
Игра «Тюрьма
В ней выигрывает тот, чья стратегия игры окажется лучше. «Тюрьма» - игра- соперничество, игра-борьба, в которой агрессия против реального партнера может быть отреагирована в сублимированном виде на игровых фигурках. В этой игре борьба отдельных групп фигур между собой приводит игроков к пониманию важности выбора оптимальной стратегии совместных действий внутри одной группы фигур. В игре могут принимать участие от двух до четырех игроков. Игра состоит из игрового поля, игровых фигурок - по 10 «солдат» и три «капитана» для каждого игрока. «Капитаны» должны быть того же цвета, что и «солдаты», но помечены черными «шапочками». Также для игры нужен кубик.
Цель игры: Выигрывает тот, у кого хотя бы один «капитан» уцелеет. А игрок, у которого все 3 «капитана» попали в плен к противнику, выбывает из игры.
Правила игры: Участники расставляют 8 своих «солдат» и троих «капитанов» на исходных пунктах - в «домиках», которые расположены по краям игрового поля. Еще 2 «солдата» в «городской тюрьме» - на розовом поле в центре игрового поля. Младший из игроков начинает игру, затем все ходят по часовой стрелке. Игрок бросает кубик 2 раза подряд и выходит из своего «домика» либо одним, либо несколькими игровыми фигурками («солдатами» или «капитанами»). Но если на кубике при броске выпадает 6 очков, то игрок получает право дополнительного хода и может бросить кубик еще раз. Все игровые фигурки могут двигаться по игровому полю по дорожке, отмеченной белыми кружочками. Передвигаться можно в любом направлении на столько ходов, сколько очков выпало на кубике. Однако у «капитана» есть преимущество
ходить по желанию на 1 шаг меньше, чем выпало на кубике. Так, например, если на кубике выпало 5, то «капитан» может пойти на 5 или на 4 шага по своему усмотрению. Первоначальная цель игры - освободить своих «солдат» из общей «городской» тюрьмы. Это можно сделать, если какая-либо фигурка попадет точно на кружочек своего цвета на противоположной стороне поля около «городской» тюрьмы. При этом можно перепрыгивать только через фигурки своего цвета. Через фигурки противника перепрыгивать нельзя. Однако их можно захватить «в плен» и поместить в одну из своих «частных» тюрем, находящихся перед входами в «домики». Но для «пленения» необходимо попасть точно на кружок, где находится фигурка противника. Последующий ход игры обычно заключается в том, что противники пытаются освободить свои фигурки, запертые в «частных» тюрьмах игроков. Для этого надо попасть на розовые кружочки напротив «частных» тюрем. Если это удается, то освобожденные фигурки своего цвета расставляются в своем «домике» и продолжают участвовать в дальнейшей борьбе, а фигурки противников, если они также там находятся, переводятся в «городскую» тюрьму. Если фигурка преследуется противником, то в целях защиты она может спрятаться в собственном «домике», если, конечно, выпадает точное количество очков.
Игра «Тюрьма» благодаря своему контексту позволяет в процессе игры прорабатывать конфликты участников. Условия игры позволяют в приемлемой «безопасной» форме выплеснуть агрессию и другие негативные чувства, таким образом разрешить конфликт в «плоскости игры», не позволяя ему разгореться в «пространстве жизни». Игра может применяться как в семье среди ее членов (дети совместно с взрослыми), так и в группе
детей одного возраста.
Игра «Хаос»
Игра «Хаос» рассчитана на игроков старшего возраста (с 8 до 16 лет), так как требует от игроков большей концентрации внимания и сосредоточенности. Игра рассчитана на 4 игрока, но возможно и меньшее количество участников. С каждой стороны игрового поля игроки выкладывают по 6 фишек своего цвета. Затем фишки переворачиваются не цветной стороной вверх и выглядят у всех игроков одинаково. Игроки по очереди передвигают свои фишки по направлению к противоположному полю, при этом разрешается перепрыгивать через одну или несколько фишек. Задача завести 6 фишек не важно своих или чужих в дом на противоположном конце поля. Если фишек на поле много, то среди участников естественным образом возникает путаница, где чья фишка находится. В этот момент возникает много значимых социальных взаимодействий, когда участники отстаивают свою позицию, сомневаются, пытаются схитрить, учитывая реакции партнеров по игре.
ДИСКУССИОННАЯ ГРУППАС РОДИТЕЛЯМИ.
Бронхиальная астма - это хроническое психосоматическое заболевание, влияющее не только на физическое здоровье ребенка и эмоционально- личностную сферу, но и на внутрисемейные отношения. «Всякий телесный недостаток не только изменяет отношение к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми» (Выготский Л.С., 1984.).
В возникновении и формировании любого психосоматического заболевания существенную роль играют отношения между матерью и ребенком. «И здоровье, и болезнь - это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми, и у взрослых с детьми» (Ф. Дольто 1997). В результате исследования было установлено, что матери детей, страдающих бронхиальной астмой, были весьма авторитарны,