Файл: Методическое пособие к выполнению самостоятельной и лабораторных работ и курсового проекта по дисциплине Организация баз данных для студентов направления подготовки бакалавров.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа № 1 «Построение структуры базы данных»
Лабораторная работа № 2 «Создание запросов с помощью построителя запросов в среде MS Access»
Лабораторная работа № 3 «Работа с формами»
Лабораторная работа № 4 «Работа с отчетами»
Лабораторная работа № 6 «Создание концепту- альной модели данных в среде Power Designer»
Отчеты базируются на таблицах, между которыми установле- ны связи в окне Схема данных. При создании отчетов на основе запро- са или запросов синхронизация отчета с подчиненным отчетом выпол-
няется автоматически, если связи установлены для базовых таблиц запроса или запросов. Если связи базовых таблиц установлены кор- ректно, Microsoft Access выполнит синхронизацию главного и подчи- ненного отчетов автоматически.
Главный отчет базируется на таблице, содержащей ключевое поле, а подчиненный отчет базируется на таблице, содержащей поле с тем же именем и с тем же или совместимым типом данных. Это же условие должно выполняться для базовых таблиц запросов, если отче- ты базируются на запросах.
Перед созданием отчета убедитесь, что на компьютере настроен используемый по умолчанию принтер.
Порядок выполнения работы
В ходе выполнения работы необходимо создать отчет, содержа- щий подчиненный отчет.
Для создания отчета в окне базы данных выберите вкладку «От- четы» и нажмите кнопку «Создание отчета с помощью мастера».
В первом окне мастера отчетов выберите имя таблицы или запро- са, содержащих данные, по которым строится отчет. MS Access по умолчанию использует эту таблицу или запрос как базовый источник данных для отчета. Для удобства используйте тот же источник запи- сей, что и для главной формы в предыдущей лабораторной работе.
В следующем окне (Рисунок 15) установите уровни группировки данных (если необходимо). Нажмите кнопку «Далее».
Рисунок 15 – Мастер отчетов, окно группировки
В следующем окне выберите способ сортировки данных в отчете, нажмите кнопку «Далее» и следуйте дальнейшим инструкциям масте- ра отчетов.
Для изменения макета отчета откройте его в режиме конструкто- ра (Рисунок 16).
Рисунок 16 – Отчет, открытый в режиме конструктора
Чтобы изменить внешний вид отчета, нажмите кнопку Автофор- мат
на панели инструментов и выберите новый внешний вид для отчета.
Для изменения внешнего вида одного элемента управления, например надписи, выделите его, после чего на панели инструментов Форматирование вы-
берите другой шрифт, размер шрифта или другие параметры.
Для изменения формата отображения данных в элементе управ- ления, например в поле, убедитесь, что данный элемент выделен и
нажмите кнопку Свойства на панели инструментов для вывода окна свойств.
При необходимости добавьте в отчет другие поля из таблицы, яв- ляющейся источником данных отчета следующим образом: нажмите кнопку Список полей на панели инструментов для отображения списка всех полей базовой таблицы и с помощью мыши «перенесите» выбранное поле в отчет.
Создайте заголовок и примечание отчета, куда добавьте надпись, содержащую Ваши ФИО и № группы. Чтобы создать надпись, нажми- те кнопку Надпись на панели элементов. Затем выберите в отчете
место, куда ее следует поместить, введите нужный текст и нажмите
клавишу Enter.
Поменяйте порядок сортировки и группировки данных в отчете,
для этого нажмите кнопку Сортировка и группировка на панели инструментов для вывода диалогового окна (Рисунок 17).
Рисунок 17 – Окно сортировки и группировки данных Добавьте новые поля для группировки и сортировки, создайте за-
головки
и примечание групп.
Для создания подчиненного отчета нажмите кнопку Подчиненная форма/отчет на панели элементов, затем установите указатель в отчете на том месте, куда требуется поместить подчиненный отчет, и нажмите кнопку мыши. Выполняйте инструкции, выводящиеся в диа- логовых окнах мастера.
После нажатия кнопки «Готово» элемент управления «Подчинен- ная форма/отчет» будет вставлен в главный отчет. Кроме того, будет создан отдельный отчет, выводящийся как подчиненный отчет.
При включении в главный отчет подчиненного отчета, содержа- щего данные, относящиеся к данным в главном отчете, необходимо установить связь подчиненного отчета с главным. Связь обеспечивает соответствие записей, выводящихся в подчиненном отчете, записям в главном отчете.
При создании подчиненного отчета с помощью мастера или пу- тем переноса с помощью мыши отчета или таблицы в другой отчет, MS Access автоматически выполняет синхронизацию главного и под- чиненного отчета в следующих случаях:
Так же как и при создании подчиненных форм следует учитывать, что отчеты базируются на таблицах, между которыми установлены связи в окне Схема данных. Для подчиненного отчета используйте источник записей такой же, как и для подчиненной формы. Помните, что при создании отчетов на основе запроса или запросов синхрониза- ция отчета с подчиненным отчетом выполняется автоматически, если связи установлены для базовых таблиц запроса или запросов. Если связи базовых таблиц установлены корректно, MS Access выполнит синхронизацию главного и подчиненного отчетов автоматически.
Главный отчет основан на таблице, содержащей ключевое поле, а подчиненный отчет базируется на таблице, содержащей поле с тем же именем и с тем же или совместимым типом данных. Это же условие должно выполняться для базовых таблиц запросов, если отчеты бази- руются на запросах.
При связывании главного и подчиненного отчетов Microsoft Access использует свойства Основные поля (LinkMasterFields) и Под- чиненные поля (LinkChildFields) элемента управления «Подчиненная форма/отчет». Если по каким-либо причинам Microsoft Access не свя- зывает главный и подчиненный отчет автоматически, пользователь имеет возможность задать значения этих свойств самостоятельно.
Для открытия отчета в сложной форме создайте кнопку открытия отчета для просмотра, используя для этого мастер кнопок, по методи- ке, изложенной в лабораторной работе № 3.
Лабораторная работа № 5 «Создание SQL- запросов»
Тема:СозданиеSQL-запросов.
Разделдисциплины:Реляционныеязыки.
Цель работы: создать SQL-запросы на создание таблицы, на выборку с параметрами, на обновление записей, на удаление записей, на добавление данных, на удаление таблицы, на создание индексов.
Основы SQL
Запрос SQL — это запрос, создаваемый при помощи инструкций SQL. Язык SQL (Structured Query Language) используется при созда- нии запросов, а также для обновления и управления реляционными БД.
В среде MS Access, когда пользователь создает запрос в режиме конструктора запроса (с помощью построителя запросов), MS Access автоматически создает эквивалентную инструкцию SQL. Фактически, для большинства свойств запроса, доступных в окне свойств в режиме конструктора, имеются эквивалентные предложения или параметры языка SQL, доступные в режиме SQL. При необходимости, пользова- тель имеет возможность просматривать и редактировать инструкции SQL в режиме SQL. После внесения изменений в запрос в режиме SQL его вид в режиме конструктора может измениться.
Некоторые запросы, которые называют запросами SQL, невоз- можно создать в бланке запроса. Для запросов к серверу, управляю- щих запросов и запросов на объединение необходимо создавать ин- струкции SQL непосредственно в окно запроса в режиме SQL. Для подчиненного запроса пользователь должен ввести инструкцию SQL в строку Поле или Условие отбора в бланке запроса.
Синтаксиса написания SQL-предложений:
-
в описании команд слова, написанные прописными латински- ми буквами, являются зарезервированными словами SQL;
-
фрагменты SQL-предложений, заключенные в фигурные скоб- ки и разделенные символом «», являются альтернативными. При формировании соответствующей команды для конкретного случая необходимо выбрать одну из них;
-
фрагмент описываемого SQL-предложения, заключенный в квадратные скобки [ ], имеет необязательный характер и может не ис- пользоваться;
-
многоточие …, стоящее перед закрывающейся скобкой, говорит о том, что фрагмент, указанный в этих скобках, может быть повторен;
Описание команд SQL
Выборка записей
Инструкция SELECT. При выполнении инструкции SELECT СУБД находит указанную таблицу или таблицы, извлекает заданные столбцы, выделяет строки, соответствующие условию отбора, и сорти- рует или группирует результирующие строки в указанном порядке в виде набора записей.
Синтаксис команды:
SELECT [предикат] { * | таблица.* | [таблица.]поле_1
[AS псевдоним_2] [, [таблица.]поле_2[AS псевдоним_2] [, ...]]} FROM выражение [, ...]
[WHERE... ]
[GROUP BY... ]
[HAVING... ]
[ORDER BY... ]
где предикат — один из следующих предикатов отбора: ALL, DISTINCT, DISTINCTROW, TOP. Данные ключевые слова использу- ются для ограничения числа возвращаемых записей. Если они отсут- ствуют, по умолчанию используется предикат ALL;
* указывает, что результирующий набор записей будет содержать все поля заданной таблицы или таблиц. Следующая инструкция отби- рает все поля из таблицы «Студенты»: SELECT * FROM Студенты;
таблица — имя таблицы, из которой выбираются записи;
поле_1, поле_2 — имена полей, из которых должны быть отобра- ны данные;
псевдоним_1, псевдоним_2 — ассоциации, которые станут заго- ловками столбцов вместо исходных названий полей в таблице;
выражение — имена одной или нескольких таблиц, которые со- держат необходимые для отбора записи;
предложение GROUP BY в SQL-предложении объединяет записи с одинаковыми значениями в указанном списке полей в одну запись. Если инструкция SELECT содержит статистическую функцию SQL, например Sum или Count, то для каждой записи будет вычислено ито- говое значение;
предложение HAVING определяет, какие сгруппированные запи- си, выданные в результате выполнения запроса, отображаются при использовании инструкции SELECT с предложением GROUP BY. По- сле того как записи результирующего набора будут сгруппированы с помощью предложения GROUP BY, предложение HAVING отберет те
из них, которые удовлетворяют условиям отбора, указанным в пред- ложении HAVING;
предложение ORDER BY позволяет отсортировать записи, полу- ченные в результате запроса, в порядке возрастания или убывания
на основе значений указанного поля или полей.
Следует отметить, что инструкции SELECT не изменяют данные в базе данных. Приведем минимальный синтаксис инструкции SELECT: SELECT поля FROM таблица.
Если несколько таблиц, включенных в предложение FROM, со- держат одноименные поля, перед именем такого поля следует ввести имя таблицы и оператор « . » (точка). Предположим, что поле «Но- мер_группы» содержится в таблицах «Студенты» и «Группы». Следу- ющая инструкция SQL отберет поле «Номер_группы» и
«ФИО_студента» из таблицы «Студенты» и «ФИО_куратора» из таб- лицы «Группы» при номере группы, равном 432-1:
SELECT Группы.Номер_группы, Группы.ФИО_куратора, Сту- денты.ФИО_студента
FROM Группы, Студенты
WHERE Группы.Номер_группы = Студенты.Номер_группы AND На рисунке 17 приведен пример выполнения данного запроса.
Таблицы БД СТУДЕНТЫ
в описании команд слова, написанные прописными латински- ми буквами, являются зарезервированными словами SQL;
фрагменты SQL-предложений, заключенные в фигурные скоб- ки и разделенные символом «», являются альтернативными. При формировании соответствующей команды для конкретного случая необходимо выбрать одну из них;
фрагмент описываемого SQL-предложения, заключенный в квадратные скобки [ ], имеет необязательный характер и может не ис- пользоваться;
многоточие …, стоящее перед закрывающейся скобкой, говорит о том, что фрагмент, указанный в этих скобках, может быть повторен;
Номер_зачет- ной книжки | ФИО_студента | Дата рождения | Место рождения | Но- мер_группы |
1992412-11 | Карасев А.А. | 27.08.75 | г. Чита | 412-1 |
1992432-11 | Данилов О. В. | 27.08.75 | г. Алматы | 432-1 |
1992432-12 | Раевский А. И. | 20.05.75 | г. Бишкек | 432-1 |
1992432-22 | Глазов О.А | 04.07.75 | г. Киров | 432-1 |