ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отсутствующие слова заменяются собственными, которые, например при обозначении профессий, образуются от названия действия, производимого человеком данной профессии, или от названия орудия его производства; обозначение некоторых предметов, сооружений происходит от названия действия, для которого они предназначены. Подобные замены, хотя и возникают вследствие отсутствия в словаре ребенка некоторых слов, свидетельствуют о значительном успехе в речевом развитии, о появлении представлений о морфологическом анализе слов. Самостоятельное создание ребенком слов оказывается возможным благодаря выделению и последующему обобщению отдельных элементов слова.
Особенные трудности возникают у детей-алаликов при усвоении служебных категорий, значения которых, как известно, носят отвлеченный характер (союзы, частицы, предлоги). Отсюда ошибки в употреблении. Они опускаются, заменяются, сливаются с последующими словами в тексте. О недостаточном понимании назначения служебных категорий говорят и ошибки раздельного написания слов, когда дети с недоразвитием речи, опираясь на чисто формальные признаки, отделяют части слов, напоминающие им предлоги и союзы. При рассмотрении лексического оформления письменной речи детей-алаликов среди случаев неправильного использования служебных категорий следует обратить внимание на их пропуски и замены. Пропуски служебных частиц, нарушая конструкцию предложения и вводя смысловую неясность, сказываются на ее правильности. Дети-алалики, наряду с правильным их употреблением используют предлоги в другом значении.
Количественная недостаточность словарного запаса, а в еще большей мере несформированность значений приводят к своеобразному использованию слов детьми-алаликами.
Методика работы над художественным текстом в специальной (коррекционной) школе V вида.
Традиционно в методике выделяются следующие этапы анализа художественного текста:
1 этап. Подготовка к первичному восприятию текста, которая организуется в двух направлениях:
а) Содержательная подготовка. Кругозор детей ограничен, словарный запас недостаточен. До чтения текста необходимо разъяснить детям конкретное значение незнакомых слов (если их непонимание затрудняет первичное восприятие текста). Целесообразно познакомить детей с теми фактами из творческой биографии автора художественного текста, которые помогут ребёнку осознать идею произведения.
б) Эмоциональная подготовка. В процессе анализа ребёнок пытается осознать собственные впечатления и эмоции, полученные при знакомстве с художественным произведением. Поэтому очень важно эмоционально подготовить ребёнка до чтения. Особенно это относится к произведениям эмоционально-тревожной тональности. Для этих целей могут быть использованы такие приёмы как беседа, рассматривание соответствующих репродукций художественных полотен, прослушивание отрывков музыкальных произведений.
2 этап. Первичное целостное эмоциональное восприятие художественного произведения. (первичный синтез).
Анализ произведения можно проводить после целостного восприятия. Достаточная эмоциональность чтения может быть достигнута при чтении текста учителем или заранее подготовленным учеником.
Уже на этапе первичного синтеза, до чтения текста можно поставить перед детьми учебную задачу, решение которой поможет детям адекватней воспринять текст и задаст направление всему анализу. (Например: К рассказу, который я вам прочту нет иллюстраций. Подумайте какую иллюстрацию можно нарисовать.)
3 этап. Анализ художественного произведения.
В процессе работы происходит анализ предметно-логического и идейно-художественного содержания. Логика анализа обусловлена задачами урока и приёмом анализа произведения. Приём анализа – это способ осмысления литературного текста, та операция, которую производит читатель, постигая художественное произведение. Выбор приёма анализа зависит от особенностей текста.
4 этап. Вторичный синтез. На этом этапе происходит обобщение по произведению, его перечитывание, выполнение творческих работ по следам прочитанного.