Файл: Коррекционные задачи уроков чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коррекционные задачи уроков чтения.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, по­могает понять и правильно оценить явления, осознать себя, найти свое место в жизни. Все усилия педагогов направляются на то, чтобы воспитать у детей с нарушениями речи потреб­ность в чтении, привить любовь к книге. Каждый урок в спе­циальной школе выполняет комплекс задач, направленных на осуществление требований программы и коррекцию недо­статков развития учащихся, т. е. уроки объяснительного вообще и внеклассного чтения в частности выполняют образова­тельные, воспитательные и коррекционные задачи.

К задачам образовательного характера относят: овладение навыком беглого плавного, сознательного, выразительного чтения, развитие кругозора. Воспитательные задачи - мораль­но-этическое и эстетическое воспитание. Решение этих задач достигается путем изучения идейно-тематического содержа­ния текста. Коррекционные задачи обусловлены речевым не­доразвитием. Это задачи максимального обогащения словаря, развития связной устной и письменной речи учащихся, за­крепления навыка грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.

Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной)

школе V вида.

Сказка – наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, чёткость и определённость характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи.

К работе над сказкой предлагаются следующие рекомендации:

  • При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно – практическую деятельность детей или проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия. Например, перед чтением сказки «Колобок» целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели из чего он испечён, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторые из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки. Показывать предметы, описанные в этой сказке нецелесообразно. Во – первых, потому, что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для понимания сюжетной линии и особенно идейного содержания, а во – вторых показ уведёт в сторону от основного смысла, будет отвлечённым и не запомнится вне контекста. Та же принципиальная позиция в отношении выбора слов для работы с ними в подготовительной части урока сохраняется и в старших классах. При чтении сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» кроме кратких сведений об авторе уместно показать учащимся изображение злого тролля с зеркалом в руке и Снежной Королевы. Демонстрационный материал должен создать образы злого маленького колдуна и холодной красивой женщины.

  • Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в сочетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета. Так, начиная чтение сказки «Колобок», учитель может нарисовать дом с завалинкой, открытым окном, в окне поместить фигурку деда, у завалинки – изображение старухи. Колобок появляется на окне рядом с дедом, затем, по мере чтения сказки, он перемещается на завалинку, потом на траву, которую рисуют мелом, и катится по прочерченной дорожке на встречу с зайцем. Ту фигурку зайца, которая рассматривалась в подготовительной части урока, теперь помещают напротив колобка и т.д.

  • Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, её не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение – рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведёт как бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующими жестами и мимикой. В отличие от стихотворения сказка может быть прослушана в граммофонной или магнитофонной записи. В любом случае нужно создать тот настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает, им проникнутся переживаниями героев.

  • Анализ сказки следует проводить без акцентирования на том, что что – то является вымыслом, а что – то правдой жизни. Иначе сказка перестаёт быть сказкой, пропадает её очарование. В связи с данным положением вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом деле.

  • Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой работе, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали её, обрати при этом внимание на характер действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях.

  • Школьники должны быть хорошо подготовлены к пересказу сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная – отдельными частями по заданию учителя или по выбору самих детей.

  • При обучении пересказу в младших классах эффективно использовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диафильм, каждый кадр, которого озвучивается детьми. Нежелательно слушать одного рассказчика. Это всегда утомляет детей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется количеством эпизодов сказки, картинок, кадров диафильма.

  • Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, но цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.

  • Сказки хорошо делятся на части, легко озаглавливаются. Для того, чтобы ученики не забыли те специфические слова, которые употреблены в сказке и которые детям следует использовать при пересказе, их записывают на доске в соответствии с каждым пунктом плана.



Методика работы над басней в специальной (коррекционной)

школе V вида.

Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием

Рекомендации к работе над басней:

  1. при подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни;

  2. учитывая сложность языка басни, можно проводить чтение басни по частям с одновременным разбором каждой. После такого разбора учитель прочитывает басню в целом, демонстрируя образец выразительного чтения;

  3. несмотря на нравоучительный характер басни, анализу подлежит прежде всего ее конкретное содержание. Только после детального разбора можно задать учащимся вопрос, в ответе на который и будет заключена мораль басни. Работа над моралью басни отчасти совпадает с работой над аллегорией.

  4. пересказывать басню не следует, рекомендуется после анализа басни читать текст по ролям, учить наизусть, драматизировать.


Методика работы над стихотворением в специальной (коррекционной) школе V вида.

Стихотворение – это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру.

Методика работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой чтения рассказов. Направлена на выяснение сюжета, раскрытие характера действующих лиц, идей произведения. Учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками или кадрами фильма.

Методика работы с лирическим стихотворением. Лирическое стихотворение всегда образ и методика работы должна быть нацелена на создание у детей образного восприятия стихотворения, на проникновение в чувства поэта. К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей. Читает стихотворение учитель, желательно по памяти. При анализе важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части. Ведущие приемы при анализе лирических произведений – рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, работа над выразительным чтением произведения. Пересказывать лирическое стихотворение не рекомендуется.

Специфика в работе над стихотворением – формирование навыка выразительного чтения у учащихся, работа над образными средствами языка.



Методика работы над изложением в специальной (коррекционной) школе V вида.

Учителю необходимо основательно готовится к уроку, на котором проводится контрольное изложение.

Общепринятой является следующая методика проведения изложения. После изучения текста для будущего изложения учитель определяет слова, выражения и предложения, с которыми необходимо познакомить детей за несколько дней до соответствующего урока. На уроке, когда проводится изложение, рассматриваются слова и словосочетания, значение которых зависит от контекста (фразеологизмы, слова, употреблённые в переносном значении). Их учитель объясняет во вступительном слове к изложению и записывает на доске.

Полезно накануне организовать чтение текстов или предложений на тему, близкую теме изложения. Предварительная лексико-стилистическая подготовка даёт возможность рационально использовать время на самом уроке, больше внимания уделить определению основной мысли текста и усвоению языковых средств.

В методике преподавания изложения можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся.

  1. Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

  2. Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

  3. Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

  4. Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

Как справедливо заметил А.В. Текучев, «Требование к плану будет зависеть от вида предстоящего изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания».

В соответствии с программой по развитию речи ученик должен уметь составить простой план повествовательного текста, используя в соответствии с поставленной задачей разные способы оформления заголовков.


Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста.

  1. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

  2. Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости — фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

  3. Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

  4. Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

  5. Самостоятельное написание изложения. Оказание индивидуальной помощи.

  6. Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

  7. Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, выставление отметки — на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

а)        точности и последовательности передачи содержания текста;

б)        ошибок в построении предложений;

в)        неправильного употребления слов;

г)        наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

12.  Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с первоначальным текстом с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских изложений, разобрать орфографические ошибки.


Работа организуется следующим образом:

  • учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

  • учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

  • учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

  • учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

  • осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

д)        организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

Требования к текстам для изложений

Лучшие тексты для изложений отличаются единством и замкнутостью содержания. Текст для пересказа нередко представляет из себя такой отрывок из произведения, в котором есть компоненты известий из текста прежде всего по признаку единства содержания, и рассматривается он уже не как часть литературного произведения, а как самостоятельное повествование, описание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Следовательно, требования к тексту для пересказа должны быть строже, чем к компоненту. Прежде всего должны быть строже требования к единству содержания. Не следует пользоваться текстом, если тема слабо намечена или недостаточно развита. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста. Под структурой текста для изложения следует понимать:

  • предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений;

  • отчётливую связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а так же связи смежных предложений;

структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.

Методические особенности работы над различными типами изложений в начальной школе

Изложение – традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.

Методика работы над подробным изложением

Понятие об изложении вводится во 2 классе. Для 1 этапа работы удобнее всего использовать подробное изложение по зрительно воспринимаемому тексту. На 2 этапе все знания об изложении закрепляются, систематизируются.