Файл: Коррекционные задачи уроков чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитель читает текст, обращает внимание на смысловую целостность текста: о чём говорит заглавие, выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание. Языковая подготовка к изложению должна включать помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой, опорно-выразительными средствами, может сочетаться с работой над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны определить, какой тип речи доминирует в данном тексте. Работа над композицией включает в себя:

- повторение сведений о рассказе как о литературном жанре;

- теоретический анализ композиционных особенностей рассказа. Из каких частей состоит рассказ? Что связывает в единое целое различные части рассказа? Как схематично можно изобразить построение любого рассказа? Итак, что вы знаете о рассказе? Назовите какой-нибудь рассказ. Докажите, что это рассказ. Важно, чтобы дети вспомнили, что в основе рассказа лежит случай, эпизод, происшествие. В рассказе главное – развёртывающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места и времени действия. В рассказе 4 части: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка.

У.: Отражено ли в данной схеме содержание рассказа, который вы прослушали? (Нет, в данной схеме указаны только части, а их названия отсутствуют). Чтобы отразить в схеме рассказа его содержание, мы должны составить план (коллективная работа над планом рассказа). Составление плана опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.

Дети читают второй раз текст с установкой на детальное чтение текста (выделить основные смысловые части текста). Открывается памятка “Как подготовится к изложению”:

1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.

2. Найди в тексте опорные слова.

3. Раздели текст на части, озаглавь их.

4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.

5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

Работа над каждым пунктом памятки в отдельности. Работа над постепенным сжатием смысловых частей до формулировок плана.

Ещё раз перечитайте 1 часть и выразите её содержание в виде одного предложения. Наиболее удачный вариант записывается на доске. (Аналогично сжимается 2,3,4 части). В процессе работы над построением и языком текста учащиеся повторяют сведения о типах речи и под руководством учителя приходят к выводу, что в связном тексте все предложения связаны между собой. Для их связи используются специальные слова. Составляя план, дети решают две задачи: выделяют основные части и озаглавливают их; запоминают последовательность событий. Подготовка к устному пересказу текста, сам пересказ и написание изложения.


Методика работы над выборочным изложением

Выборочное изложение предполагает отбор материала, относящегося к определённой теме, персонажу или явлению. Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей и пересказать тем или иным способом (подробно или кратко, художественно или по-деловому). Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. На 1 этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать тему, реализовывать основную мысль высказывания. Тексты следует брать небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание младших школьников на различного рода описаниях: цветка, дерева, животного… Одновременно на уроках чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным произведениям. Выборочный рассказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.

Памятка “Как подготовиться к выборочному изложению”:

1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.

2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.

3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.

4. Подбери к ним заглавия.

5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.

6. Расскажи о герое, пользуясь планом.

Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так:

- Учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно читает текст.

- Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли.

- Выделение объектов описания.

- Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях.

- Анализ каждого выбранного детьми предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.



- Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).

По этому плану может быть построен урок выборочного изложения.

Методика работы над сжатым изложением

Сжатое изложение текста – это краткий его пересказ. В основе лежит “свёртывание” или сжатие информации. Прежде чем записать текст, ребёнок должен его обработать, но не просто отбросить ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный промежуток времени можно было вновь развернуть текст без существенной её утраты. Процесс написания сжатого изложения слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:

1 этап. Аудирование– организация учителем восприятия текста (лучше зрительно) с установкой на ознакомительное чтение.

2 этап. Выделение главных смысловых частей плана, т.е. составление плана, которое опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок. Учитель второй раз читает текст с установкой на детальное слушание: детям необходимо определить, сколько в тексте частей и выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Результатом сжатия должно стать уменьшение объёма текста по сравнению с исходным при сохранении главных мыслей. Сюда же относится и работа по сокращению текста в соответствии с составленным планом.

3 этап. Учитель начинает обучение переформулированию каждой части и выбору наиболее удачных формулировок в соответствии с основной мыслью части. Критерий отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.

Методика работы над сочинением в специальной (коррекционной) школе V вида.

Сочинение - один из видов работы по развитию письменной речи. В нем учащиеся раскрывают заданную тему, излагают свои мысли.

Сочинение заставляет вдумываться в то, что ребенок пишет, приучает к самостоятельности, самоконтролю, развивает мышление, способность рассуждать и обобщать, учит работе с книгой.


Существуют два основных типа сочинений: образный (творческий). Это рассказы, описания, личные наблюдения; связанные с изучением литературных произведений и выражающие личное отношение к произведению, к его героям.

В начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи программой предусматриваются сочинения, основанные на опыте детей: сочинения-рассказы (по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по инсценировкам), сочинения-описания (описание природы, события, фильма, спектакля и др.).

В самом начале обучения ведется работа над сочинением с использованием наглядных средств. Предъявляется ряд требований к детским сочинениям. Они должны соответствовать теме, выполняться самостоятельно, иметь правильное построение, быть аккуратно оформлены и грамотно написаны. Уже во 2 -м классе (2-е полугодие) дети усваивают, что сочинение - это не отдельные слова или предложения к картинке или картинкам, а связное высказывание, имеющее сюжет, тему.

Внимание учащихся обращается лишь на те ошибки, которые объясняются плохим усвоением изученных грамматических закономерностей. Поощряется стремление детей писать полнее, задавать больше вопросов. Учитель помогает оформить рассказ, сделать заключение.

В 3-м классе учащимся предлагается план сочинения. Увеличиваются требования к содержанию и последовательности изложения, описанию признаков, выражению своего отношения к происходящему, к наличию выводов.

В 4-м классе требования еще более возрастают. Обращается внимание на соблюдение структуры сочинения (вступление, основная часть, заключение). На отдельных примерах-образцах показывается соотношение этих частей (примерно один к трем и к одному). Хорошо, если дети творчески дополняют предыдущими или последующими событиями то, о чем пишут. В 4-м классе учащиеся составляют план сочинения сначала коллективно, под руководством учителя, а затем самостоятельно.

Сочинение имеет разные модификации. Это может быть сочинение по одной или серии сюжетных картинок, по закрытой картинке и т. д.

Рассмотрим характерные особенности этих сочинений. Сочинение по серии сюжетных картинок. После подготовительных упражнений (расстановки картинок в нужной последовательности, рассматривания, выделения главного, составления предложений к каждой картинке) учащимся показывается, как в письменном виде выразить то, что они делали устно. Для этой цели полезно провести анализ образца, записанного на доске. Иначе дети, приученные к составлению предложений по картинкам, напишут не связный рассказ, а 2-4 предложения по картинкам. Учитель вывешивает серию картинок в беспорядке; дети расставляют их правильно. Затем открывается рассказ на доске. Учащиеся, рассматривая картинки, читают текст. Путем сравнения отдельных предложений к картинкам (они тоже записаны на доске) со связным текстом учитель объясняет, что значит писать полно, связно, а не отдельными бессвязными предложениями. Обучение проводится в такой последовательности:


1) объясняются цели работы (полное и последовательное изложение Темы, соблюдение составных частей, употребление новых слов и выражений, планирование);

2) ведется работа с образцом сочинения (ее последовательность рассматривалась ранее), дети пишут уже подготовленную письменную работу;

3) самостоятельное написание сочинения;

4) работа над ошибками.

Сочинение по одной сюжетной картинке. Серия картинок представляет собой своеобразный план к сочинению. Написать сочинение по одной картинке значительно труднее, чем по нескольким. Дети должны самостоятельно представить и описать начало и конец эпизода, изображенного на картинке, установить логические связи. Важно научить внимательно рассматривать, выяснять основное содержание. Сочинение по одной картинке четвероклассники вначале пишут по коллективно составленному плану, используя опорные слова и фразы. В зависимости от уровня речевого развития работа постепенно усложняется путем применения более содержательных картинок.

Примерная схема работы:

1) предлагается одна картинка из сюжетной серии;

2) рядом пишется текст к ней, две другие картинки (например, начало и конец сочинения) перевернуты обратной стороной;

3) учитель анализирует содержание картинки, опираясь на текст;

4) затем детям предлагается передать в рисунках предыдущие и последующие события.

Анализируются рисунки, выбираются лучшие, потом открываются перевернутые картинки и сравниваются. Учитель предлагает выполнить уже знакомое задание: написать сочинение по серии картинок, использовав вместо первой и третьей рисунки, которые дети нарисовали сами. В зависимости от степени речевой готовности цели задания могут быть более или менее сложными.

Сочинение по закрытой картинке. Сочинение по закрытой картинке очень полезно для активизации интеллектуальной деятельности, развития фантазии, памяти, логического мышления, формирования грамматического строя речи.

Основные методические приемы обучения сочинениям по закрытой картинке (в 3-4-х классах) сводятся к следующему: учитель говорит, что у него интересная картинка, но он ее не показывает. Узнать, что там нарисовано, можно путем постановки вопросов и ответов на них учителем. Он отвечает на них так, чтобы у детей возникло представление о содержании. Затем учащимся предлагается самим нарисовать картинку, далее идет сравнение, анализ. Дети пишут сочинение по своим уточненным картинкам; учащиеся не делают зарисовок, а после беседы сразу пишут сочинение.