ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд №3
Лиса – хитрая – (лесть, ложь)
Мартышка – глупая (глупость)
Осел - упрямый (упрямство)
Волк – злой (злость)
Стрекоза – легкомысленная
Муравей – трудолюбивый
Свинья – (невежество)
Медведь – неуклюжий (лень)
Слайд № 4
С помощью этих животных -
В баснях высмеивают:
-лесть
-ложь
-глупость
-лень
-безнравственность
-невежество
-хвастовство
- Мы узнали, вот что значит басни имеют, иносказательный характер. А что значит, нравоучительный характер, т.е. мораль басни? Чтобы ответить на этот вопрос, сейчас для вас следующее задание:
- Прочитайте, пожалуйста, басни, который я вам раздала и определите, что басня высмеивает и чему учит.
НО! Сначала, я попрошу вас прочитать басню про себя, а затем вслух. Используйте, пожалуйста, при чтении голоса героев, их повадки, и не забудьте отразить своей речью положительный герой или нет.
Чтение про себя. Выразительное чтение вслух по рядам (три басни). Ответы детей.
1. ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
- Какова мораль басни? Найдите основную мысль.
2. ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.
- Какова мораль басни?
3. СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею". -
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
- Какова мораль басни?
Слайд № 5
Чему учат басни?
дружбе
трудолюбию
усердию
честности
доброте
отзывчивости
благородству
благодарности
добывать знания
Когда вы читали статью о басне, вы узнали, что первым, кто стал использовать приём иносказание - был Эзоп.
Давайте познакомимся с ним.
Слайд № 6
Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, и бал настолько беден, что продал себя в рабство. А так как он был рабом, он не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью и рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он высмеивает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык.
- Вспомните, а благодаря кому Российским читателям стали известны Басни Эзопа?
Слайд № 7
(Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь)
Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.
Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.
Стадия Рефлексии.
- Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо работаете на уроке. А сейчас, я прочитаю вам басню И.А. Крылова. Послушайте внимательно, можете следить за моим чтением по тексту.
Волк и ягненок
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву".-
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу".-
"Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!"-
"Помилуй, мне еще и отроду нет году",-
Ягненок говорит. "Так это был твой брат".-
"Нет братьев у меня".- "Tak это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-
"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к отрицательному герою этой басни.
Слайд № 8
Синквейн:
-
Кто? -
Какой? Какой? -
Что делал? Что делал? Что делал? -
Идея (основная мысль) текста. -
Синоним заголовку или главному герою.
- Чтение 3 синквейнов вслух.
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Своеобразие лексических значений в самостоятельной письменной речи детей-алаликов. (И. К. Колповская)
Выяснение своеобразия лексического оформления письменной речи детей-алаликов и является задачей настоящей статьи. Детям предлагалось несколько видов работ. Описание картин, самостоятельные сочинения на заданную тему и др.
Результаты. При общем недоразвитии речи, характеризующем ребенка-алалика, особенно отчетливо выступает ограниченность его словарного запаса, которая обнаруживается как в активной речи, так и в понимании ребенком речи окружающих. Речевое развитие детей-алаликов сильно запаздывает, начинаясь с трех, а иногда с 7–8 лет.
Даже на уровне развернутой речи наблюдается еще недостаточное овладение словарным запасом языка. И хотя дети указанного уровня могут ответить на вопросы, составить рассказ по картинке, однако при специальной проверке обнаруживают незнание.
Несмотря на то, что у детей-алаликов в основном нарушена активная речь, у них наблюдается и недостаточное понимание речи. Дети-алалики при достаточном, хотя и обедненном, понимании обиходной речи подчас не сразу вычленяют то или иное слово из услышанной фразы, путают слова, сходные по звучанию, не всегда понимают содержание рассказов, текст задач, речь, произнесенную в быстром темпе. Недостатoчность лексической сформированности речи также проявляется и в пиcьме детей-алаликов. Обращает на себя внимание ограниченность употребляемых частей речи. Распространены существительные и глаголы; местоимения, нapeчия, прилагательные встречаются редко; служебные частицы опускаются или ис- пользуются неверно. Отсутствующие в словаре слова заменяются другими, имеющимися у ребенка словами, смешения слов, неправильное употребление кличек животных. Смешиваются также слова, сходные по звучанию. Детям-алаликам свойственны недостатки звукового анализа. Многочисленные случаи различного написания ребенком одного и того же слова в пределах одной письменной работы. Неясность и неустойчивость знаний о звуковом cocтаве слова препятствуют образованию прочных связей между звуковыми образами слов и их значениями. Замена слов происходит и в результате смешения однокоренных слов с разными приставками, придающими словам различные оттенки. Дети-алалики, испытывая трудности в морфологическом анализе, плохо овладевают смысловым значением элементов слова, в частности приставок. Не улавливая семантического своеобразия приставок, ребенок-алалик плохо дифференцирует их между собой.