Файл: Реферат Исторический портрет русского императора Александра i студентка педиатрического факультета.rtf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
">http://allbest.ru
ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИКАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Реферат
Исторический портрет русского императора Александра I
Выполнила: студентка
педиатрического факультета
Папсуева Е.Ю.
Проверил:
Ассистент кафедры истории Отечества
А.Е. Есбусинова
Оренбург, 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Детство, образование и восшествие на престол
Глава 2. Либеральные реформы 1801-1815 гг.
2.1 Государственное управление
2.2 Аграрный вопрос
2.3 Реформы в сфере народного образования
2.4 Реформы в экономике
2.5 Военные реформы
Глава 3. Консервативные реформы 1816-1825 гг.
3.1 Государственное управление
3.2 Военные поселения
3.3 Реакционный политический курс
3.4 Итоги реакционного политического курса Александра I
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Короткое и противоречивое царствование Павла I шло к своему трагическому концу. Последний дворцовый переворот завершал традиции века XVIII и открывал новый век, которому будут свойственны уже не дворцовые, а более серьезные перевороты — экономические, социальные, политические. Новый век вырастал, однако, из старого. Противоречия, порожденные общественным развитием раньше, теперь развернутся с новой силой.
В эпоху правления Александра 1 Россия обрела мощный авторитет в Европе на несколько десятилетий. Во многом из-за этого именно этот век подарила нам А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова (не говоря уже о В.А.Жуковском, Е.А.Баратынском, И.А.Крылове...), а также О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, В.Л.Боровиковского.
Необходимость выбора встала перед Александром сразу же после его восшествия на престол. Как править в духе либерализма или консерватизма? Вести самобытную политику или подражать западным образцам? Давать населению больше свобод или укреплять собственную власть? Александр I правил и как либерал и как консерватор. Чего же в нем было больше? И какой из этих путей принес России больше пользы? Об этом я порассуждаю чуть ниже, но сначала скажу несколько слов об актуальности темы.
Актуальность темы исследования. Император Александр I продолжает оставаться одним из тех исторических деятелей, личность и политика которых вызывают интерес историков, публицистов, писателей. Внутри- и внешнеполитическая деятельность этого государя представляет собой важную страницу в истории России и Европы. Но особый интерес вызывают реформаторские планы и начинания Александра I.
Проблемы целесообразности проводимых властью реформ, причины их неудач или неосуществленности, проблема роли личности в политике и истории делают данную тему не только интересной, но и актуальной, особенно сегодня, когда наша страна проходит очередной этап реформирования.
Выбор пути очень часто стоял перед Россией. Он стоит и сейчас. Одни политики предлагают нам вернуться к недалекому прошлому, когда государство планировало производство, устанавливало цены, определяло зарплату; другие считают, что наилучшим вариантом для России будет возвращение к дореволюционным устоям и даже восстановление монархии; есть и такие люди, которые думают, что будущее России - рынок, свободные выборы, независимость СМИ.
Однако невозможно думать о будущем, не обращаясь к прошлому, а оно в свою очередь преподает нам важные уроки.
Во-первых, пятиться назад невозможно и противоестественно.
Во-вторых, навязывать новые реформы и законы людям, не понимающим и не принимающим их, бессмысленно, потому что это вызовет сопротивление, затем ответную жестокость и в итоге превратит государство в деспота. Поэтому лучше всего, когда реформы принимаются большинством. Для этого нужно не только разъяснять, но и проводить их с таким учетом, чтобы получающий многое, жертвовал многим. Это будет справедливо.
Целью исследования является характеристика государственной деятельности Александра I. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
-дать характеристику общественно-политического положения России на рубеже 18-19 веков
- рассмотреть особенности формирования личности и взглядов АлександраI
- рассмотреть основные направления внутренней политики 1801-1812 годы
- рассмотреть внешнюю политику 1801-1812 годов, определить причины и итоги войны
- рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику Александра I 1812-1825гг
- определить главные итоги правления Александра I.
Объектом исследования является государственная деятельность АлександраI.
Предметом исследования являются проводимые реформы и контрреформы в России в период 1801-1825 годах. Методологической основой исследования является сочетание как общенаучных методов познания (анализа, синтеза, системного, диалектического и др.), так и специально-правовых методов (информационно-правового, сравнительно-правового, историко-правового и др.).
Хронологические рамки работы охватывают период с 1801 г. (вступление на престол Александра I и начало процесса реформирования) по 1825 г. (смерть императора Александра I).
Глава 1. Детство, образование и Восшествие на престол
Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его называли в народе, Александр Благословенный, - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства. Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 г. Вдовствовующая императрица Екатерина II нарекла его в честь Александра Невского - покровителя Санкт-Петербурга. Он был любимым внуком Екатерины, которая лично руководила его воспитанием, видя в мальчике не только будущего самодержца, но и продолжателя дела, начатого Петром Великим.
Будучи еще ребенком, Александр отличался веселым нравом, послушанием, редким артистическим даром. Екатерина II писала, что в 14 лет ее воспитанник "овладел сердцами всех". Он проявил завидную способность к языкам. Например, по-английски начал говорить раньше, чем по-русски. Безусловно, в этом немалую роль сыграли наставники будущего царя. Но главным воспитателем был специально приглашенный для этого Екатериной II в Россию швейцарец Ф. Лагарп.
Он воспитывал Александра с пятилетнего возраста на протяжении одиннадцати лет, искренне и доходчиво передавая своему подопечному идеи французских мыслителей Ж.Ж. Руссо, Г. Мабли, английского историка Э. Гиббона. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Вместе с тем в последние годы царствования бабушки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой.
Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца.
В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем. Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился.
После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и буду добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора со смешанным чувством антипатии и боязни. Он ненавидел их и в то же время опасался, что они могут организовать заговор и против него, убить и его. В первые месяцы своего правления Александр I выслал многих участников заговора, а опору нашел в небольшом кругу друзей своей юности. Среди них — графы Павел Строганов, участник "Великой" французской революции, член якобинского клуба "Друзей Закона", Виктор Кочубей, князья Адам Чарторыйский, Николай Новосильцев. Именно с ними молодой император обсуждал важнейшие вопросы необходимых преобразований в стране.
Глава 2. Либеральные реформы 1801-1815 гг.
АЛЕКСАНДР I(1777-1825), российский император с 1801. Старший сын Павла I. 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота вступил на престол. Приход к власти Александра I означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Новоиспеченный император обещал "управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в Бозе-почившей Августейшей Бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великия..."
Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, республиканец и демократ по убеждениям. Но Александр не восхищался бабушкой, а наоборот жестоко и насмешливо критиковал екатерининский двор и презирал ее придворных.
В юности он мечтал о свободных учреждениях для страны и даже отмены династического преемства власти; свою задачу он видел в том, чтобы привести государство к идеальному порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно.
К началу XIX в. была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма, в которой говорилось о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными. Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закрепленных в законе. В экономике учение либерализма подразумевало свободу конкуренции и свободы договора работодателя и работника.
Однако идеи либерализма все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки их внедрения в жизнь страны порождали множество противоречий, но и оставить все как есть было невозможно, потому, что от этого зависел престиж страны в Европе.
Государь также считал, что у каждого человека должна быть своя, "внутренняя церковь", а уж каким путем человек придет к Богу, в каком храме, православном, католическом или ином, он будет ему молиться - вопрос менее существенный. Такой "либерализм" в вере был порожден не только влиянием новых идей того времени, но и отсутствием у императора каких-либо систематических религиозных знаний, прочных убеждений.
Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл "Негласный комитет" либералов - единомышленников Александра I. В него входили граф П.А.Строганов, бывший член парижского Якобинского клуба, граф В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев и польский патриот князь А.Чарторыйский.
Была проявлена политическая воля к ограничению крепостного права. В 1803 г. был объявлен "указ о вольных хлебопашцах". По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьян с землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие "вольных хлебопашцев". Однако большого практического значения указ не имел. Всего было отпущено на свободу около 50 тыс. крепостных "душ" (тогда как аграрную Россию в то время населяло 40 миллионов человек).
Многие либеральные реформы связаны с деятельностью М.М.Сперанского. С 1810 г. предполагалось начать реализацию его программы реформ.
Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны, они затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению. Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II. Она была ориентирована прежде всего на создание "цивилизованного" образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев общества. Поэтому наиболее радикальные преобразования совершались не в центральной России, а в Прибалтике и присоединенной в 1809 г. Например, в Финляндии был введен режим политической автономии. Власть принадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно и действовала власть генерал-губернатора, назначаемого царем.