Файл: Реферат Исторический портрет русского императора Александра i студентка педиатрического факультета.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза.
2.1 Государственное управление
Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г ), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавщимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стала реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства. В основе-принцип единоначалия.

С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. Многие либеральные реформы связаны с деятельностью М.М.Сперанского. С 1810 г. предполагалось начать реализацию его программы реформ. Она развивала идеи разделения властей, заложенные Екатериной II. Эти реформы были настолько радикальны, что осуществить их в России удалось лишь в 1905 - 1917 гг. император александр реформа

К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств).

Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все
сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические. Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г . был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г . Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г .

В начале 1811 г . Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Высшая законодательная власть оставалась в руках императора. Предусматривалось создание представительных органов власти снизу доверху (волостных, уездных, губернских) и Государственной думы. Государственная дума обладала правом рассматривать и одобрять проекты законов и государственный бюджет, вносить предложения по поводу нужд народа и злоупотреблений местных властей.

Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Сенат превращался в высшую судебную инстанцию, избираемую Думой и утверждаемую царем. Для координации действий Думы и правительства учреждался Государственный совет. Однако фактически в 1810 г. был создан лишь Государственный совет.

Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны, они затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению. Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II. Она была ориентирована прежде всего на создание "цивилизованного" образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев общества.



Поэтому наиболее радикальные преобразования совершались не в центральной России, а, как я уже упоминала, в Прибалтике и присоединенной в 1809 г. Например, в Финляндии был введен режим политической автономии. Власть принадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно и действовала власть генерал-губернатора, назначаемого царем.
2.2 Аграрный вопрос
В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. Но все же была проявлена политическая воля к ограничению крепостного права. 1801- Ликвидация монополии дворянства на землевладение; запрещение публикации в печатных изданиях объявлений о купле-продаже крепостных.

В 1803 г. был объявлен "указ о вольных хлебопашцах". По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьян с землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие "вольных хлебопашцев".

Однако большого практического значения указ не имел. Всего было отпущено на свободу около 50 тыс. крепостных "душ" (тогда как аграрную Россию в то время населяло 40 миллионов человек).

В Прибалтике крепостное право в 1804 -1805 гг. было ограничено, а в 1816 - 1819 гг. отменено, хотя земля осталась в собственности помещиков. Эти реформы мало облегчили жизнь крестьян, да и задумывались они больше с целью поддержания авторитета страны, поэтому и проводились в основном в Прибалтике - "витрине России".

Положение крепостных крестьян несколько ухудшилось: для того, чтобы получать зерно для торговли помещики эксплуатировали крепостных. Барщина оставалась очень выгодной. Объем барщинных повинностей в 70-х гг. XVIII в. - 20-х гг. XIX в. вырос в два раза. Поэтому стремление части дворян к ликвидации крепостничества сменяется заботой о рационализации существующего барщинного хозяйства, внедрении новых сельскохозяйственных культур, способов обработки земли, новых машин.
2.3 Реформы в сфере народного образования
1803 Реформа образования. Учреждение министерства народного образования. Министерство руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями. С 1803 года в ведении министерства находилась Императорская Академия наук. Согласно Манифесту «О разделении государственных дел на особые управления» от 25 июля (6 августа) 1810 года к МНП перешло управление всеми академиями и учебными заведениями кроме военных и духовных.


Манифест об «Общем учреждении министерств» от 25 июня (7 июля) 1811 года так обозначал сферу деятельности МНП: Министерство народного просвещения ведает все учёные общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения.

В 1804—1826 годах МНП осуществляло цензуру печатных изданий через специальные цензурные комитеты, созданные при университетах. В 1826 году для этой цели было создано специальное Главное управление цензуры. Разрешено было вновь открыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда за границу. Здесь видно, что Александр не только не боялся распространения западных либеральных идей в обществе, но и приветствовал их.

С этой же целью он провел реформу народного просвещения, по которой в 1804 г. были учреждены уездные училища, губернские гимназии и университеты.

Создание привилегированных лицеев Демидовского в Ярославле(1805) и Царского(1811). Открытие университетов в Дерпте(1802), Вильно(1803), Казани и Харькове(1804), Главного педагогического института в Петербурге(1804), преобразованного в 1819 в университет. В 1805 г. в России было 3 университета. Образование на территории России шести учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства. Тем самым впервые в России появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый культурный рост российского общества. Прежде всего, это относилось к появлению широкого круга европейски образованного дворянства.
2.4 Реформы в экономике
Растет новый класс: буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли. Их экономические и духовные интересы совпадали. На землях Новороссии появились помещичьи хозяйства, работавшие на европейский рынок.

В связи с этим богатейшие землевладельцы выступали против утвердившейся со времен Петра I протекционистской, т. е. защитительной по отношению к внутреннему рынку, таможенной политики правительства. Они ратовали за введение либерального принципа свободной торговли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разрешило помещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важнейший южный торговый порт России - Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли.


В 1800 - 1806 гг. правительство разрешило беспошлинный ввоз из Европы паровых и сельскохозяйственных машин. Это была попытка решить проблему развития хозяйства техническим путем, не прибегая к ломке сложившихся общественных отношений. Тем самым проблема интенсификации хозяйства противопоставлялась проблеме модернизации общественного строя.

Сословные интересы купечества и государственных крестьян стали учитываться более полно. К началу XVIII в. на предприятиях все шире распространялся вольнонаемный труд. И уже к 1825 г. более половины рабочих в промышленности были вольнонаемными. В хлопчатобумажной, шелковой и кожевенной промышленности они составляли большинство. Права купцов расширялись.

В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право приобретать, завещать, продавать и дарить ненаселенные земли. Для богатейших купцов устанавливались льготы по наследованию имущества, переходу из губернии в губернию и из гильдии в гильдию. Купцов стали награждать медалями, занесением в книгу "знатных купеческих родов", они получали особые звания. Все это способствовало формированию сословного самосознания купечества, его сплочению в особую общественную группу.

Реализуя либеральные идеалы, правительство Александра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого из сословий добиваться осуществления своих интересов. Поэтому его деятельность сближалась с практикой европейского абсолютизма. Правда, основное внимание уделялось интересам и ценностям дворянства, в котором видели главного представителя общества. Недостаток его политики был в том, что он не обращал внимания на "непросвещенные" массы крестьянства.

Крепостные мануфактуры зачастую оказывались менее доходными. Особенно малопроизводительным был труд приписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобождена от заводских работ и переведена на положение государственных крестьян. Условия покупки рабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещиков.
2.5 Военные реформы
В 1802 году, при учреждении в России министерств, образовано было Министерство военно-сухопутных сил, причём существовавшая до того времени Военная коллегия вошла в его состав без изменений. В 1815 году министерство это было переименовано в «Военное министерство».

В 1812 году издано «Учреждение министерства военно-сухопутных сил», на основании которого, а также общего учреждения м-в, министерство должно было состоять из: департаментов артиллерийского, инженерного, инспекторского, провиантского, комиссариатского, медицинского и аудиторского; канцелярии, и особых установлений — военно-учёного комитета, военно-топографического депо и военной типографии.