Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы психологии и педагогики".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объяснение, зачастую, отличается краткостью и четкостью. Оно может быть употреблено на лекции, но в большинстве случаев к нему обращаются преподаватели на семинарских, практических, лабораторных занятиях. Данный метод хорошо интегрируется с рассказом, беседой, демонстрацией.

Лекция – это такой метод обучения, суть которого заключается в монологическом изложении преподавателем информации по изучаемой дисциплине. Различают лекцию-метод обучения и лекцию- форму построения обучения. Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой двухчасовое изложение учебного материала. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение.

Дискуссия состоит в том, чтобы обогащать студентов новыми научными знаниями, убеждать их в истинности учебной информации, способствовать формированию взглядов и убеждений. Обучаемые помимо понимания и сопоставления новых знаний, они тренируются отстаивать свою точку зрения, вести научные беседы. Метод наиболее часто используется на семинарских и практических занятиях, но его также используют и на лекциях для активизации деятельности обучаемых. Он способствует появлению и развитию познавательной активности студентов.

Консультирование. Как метод обучения не получил широкого внедрения в учебный процесс. Консультирование проводится эпизодически –например, перед экзаменами, в силу чего свою функцию выполняет не полностью. Если педагог стремится усовершенствовать теоретические знания и способности слушателей, ему необходимо выяснять не только то, какими знаниями и умениями они владеют, но и то что они не знают и какими умениями не обладают. Такая возможность открывается при использовании метода консультирования.

Аудиовидеодемонстрация. Это инновационный метод обучения, который используется в учебно - воспитательном процессе с появлением телевидения.

Демонстрация. Более простой и доступный метод, который не имеет обособленного значения, но, способствующий активизации познавательной деятельности слушателей, путем сопровождения устного изложения учебного материала, облегчающий обучение, поскольку делает материал более ясным и доступным.

Вышеизложенный метод играет особую роль в становлении жизненных взглядов, убеждений, мировоззрения личности, тех или иных индивидуально или профессионально значимых качеств
, которые реализуют воспитательную и развивающую функции обучения. Магистральная роль при реализации метода принадлежит также преподавателю. Поэтому от него требуются углубленное знание учебного материала, способность изложить его четко, образно, интересно. Методическая культура преподавателя помогает ему обогатить рассматриваемый метод параллельным применением других методов: дискуссии, объяснения, демонстрации и т.д. Этот метод является важнейшим на лекциях. Его также применяют на семинарских, практических, лабораторных занятиях, или даже во время педагогической практики.

Диалогически построенное устное изложение учебного материала. Так называемый метод - беседа. Цель которого заключается в обеспечении усвоения научных знаний, фактов, закономерностей, понятий, формирование взглядов, мировоззрения и убеждений. Преподаватель работает с обучаемыми при помощи тщательно спланированной системы вопросов, благодаря которой студенты подводятся к восприятию научной информации и ее пониманию. Этот метод рассчитан на применение индивидуальных знаний и их систематизацию. На этой основе студенты развивают умения делать новые выводы, активизируется логическое мышление и память студентов. Продуктивное использование метода обеспечивается тесными познавательными и эмоциональными взаимодействиями преподавателя и студентов, а также умением субъектов учебно-воспитательного процесса логически и рационально мыслить, строить систему вопросов и ответов. Данный метод применяется на различных формах занятий.

Преподаватели играют важнейшую роль в формировании студента как личности, а вышеизложенные методы, способствуют эффективному протеканию процесса обучения.
Задание 19. Опишите одну из педагогических технологий с указанием ее положительных и отрицательных сторон
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемное обучение форма активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний.



Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1) создание проблемных ситуаций,

2) обучение обучающихся в процессе решения проблем,

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия,

2) ёмкое содержание,

3) увлекательная форма,

4) доступный для обучающийся уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.

Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока.

Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

1) актуализации знаний и умений;

2) осознания и осмысления блока новой учебной информации;

3) закрепления и систематизации знаний;

4) применения знаний в новой учебной ситуации;

5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Наиболее эффективная форма– блоковый проблемный урок.

Правила моделирования проблемно-блокового урока следующие:

  1. При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3 - 4 логические части.

  2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.

  3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью:


а) актуализация знаний;

б) осознание и осмысление учебной информации;

в) закрепление новых знаний.

4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в

репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.

5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.

6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.

7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает педагог.

8. На этапе диагностического контроля педагог проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если обучающиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.

Достоинства: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

Недостатки: в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Задание 20. Охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития.

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.

2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения.


3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Основной

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пединститутов/ Под ред. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., ЧеРо, 1996.

  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972

  4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

  5. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995.

  6. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М,: Политиздат, 1990.

  7. Столяренко Л.Д. Введение в психологию: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону, 1995.

  8. Таратунский Ф.С., Таратунский Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учеб. пособие для пединститутов. - Мн.: Изд-во "Университетское", 1988.

  9. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969

  10. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. 1994

Дополнительный

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.

  2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.

  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание: конфликт!" - Новосибирск, "Наука", 1989.

  4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пединститутов/ Под ред. Петровского. - М.:Просвещение, 1979.

  5. Гамезо М.В.,Домашенко И.А. Атлас по психологии :Информационно-методические материалы к курсу "Общая психология": Учебное пособие для студентов пединститутов. - М: Просвещение, 1986.

  6. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.: Политиздат, 1991.

  7. Доценко Е.Л. Не будь попугаем, или как защищаться от психологического нападения. - Тюмень, 1994.

  8. Зигерт Р., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

  9. Козлов Н. Как относиться к себе и к людям или практическая психология на каждый день. - М., 1995.

  10. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. - М.: Стрингер, 1992.

  11. Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника.- М.: Знание, 1991.



  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1972.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е, М., Политиздат, 1977.

  14. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991.

  15. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск : Изд-во "Петроком", 1992.

  16. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика, 1990.

  17. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. - Н.Новгород: Изд-во Ай Кью, 1992.

  18. Практические занятия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1972.

  19. Петровский А.В. Психология о каждом из нас, М.: Изд-во Росс. открытого ун-та, 1992.

  20. Богословский В.В., Бочкарева Т.И., Великороднова А.И. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1979.

  21. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М.: МГУ, 1982.

  22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., "Педагогика", 1973.

  23. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

  24. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т1. - М.: Мир, 1992.

  25. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т2. - М.: Мир, 1992.

  26. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

  27. Линдеман Х. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. - М., 1980.

  28. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976.

  29. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.

  30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1994.

  31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение)/ Пер. с англ. - СПб.: Питер-Пресс, 1997.