Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы психологии и педагогики".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсюда вывод: понятие «психика» шире понятия «сознание».

Задание 4.Сравните понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Наиболее общим является понятие «человек» - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно – логическим мышлением, логической памятью и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства не являются наследственными, а формируются у человека прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. «Индивид» (от лат. «individuum»- неделимое) - человек как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при организации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитарно-гигиенических условий работы.

В психологии понятие «личность» является одним из осново полагающих. «Личность, - писал С. Л. Рубинштейн, - образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Для того, чтобы стать личностью, человек должен усвоить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его индивидуальность выражается в наличии особых, свойственных только ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности. Предпосылка ее формирования - анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов и способностей индивида.

Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем отметить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «индивидуальность» дает ответ на вопрос, чем данный

человек отличается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.
Задание 5. Опишите одно из направлений в психологии (гуманистическое направление, бихевиоральное направление, психоанализ, гештальт-психология, когнитивное направление, феноменологическое направление). Укажите время возникновения, основоположников, представителей и основные положения направления.
Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология возникла в начале ХХ века. Один из ее основателей – Макс Вертгеймер (1880 – 1943). Центральной становится проблема целостности и утверждается новый предмет психологии – целостные структуры психики. Сознание представляет собой не сумму элементов, а целое, так, например, мы воспринимаем мелодию, а не отдельные звуки. То есть анализу должны быть подвергнуты целостные восприятия, а не отдельные ощущения. Единицами анализа выступили «гештальты» как целостные образования. Были открыты более ста законов, по которым работает наше восприятие. Например:

– закон прегнантности (четкости, законченности формы); поле восприятия стремится к структурированию наиболее простым, «экономным» образом, и в нем будут господствовать симметричные, замкнутые, близко расположенные фигуры;

– закон фигуры и фона; фигура – более яркая, крупная, переоценивается во всех отношениях, замкнута, оформлена, ближе к нам, занимает главенствующее положение в поле; фон аморфен, кажется расположенным за фигурой, плохо локализован в пространстве.

Закономерности функционирования гештальтов рассматриваются не только как закономерности восприятия, но и всей психической жизни человека. Важным итогом деятельности гештальтпсихологов стали разработанные методики экспериментального исследования восприятия, мышления, личности и полученная в результате богатая феноменология.

Представители гештальтпсихологии: В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин, К. Дункер.
Задание 6. Дайте характеристику типов темперамента. На каждый тип темперамент приведите в качестве примера героя фильма, мультфильма или литературного произведения.

Сангвинический темперамент. Люди этого темперамента отличаются повышенной реактивностью и активностью при их уравновешенности. Они живо откликаются на каждое событие, впечатлительны. Эмоции и чувства возникают и сменяются у них быстро. Поэтому плохое настроение им не свойственно, если оно возникает, то без труда вытесняется мажорной гаммой переживаний. Они энергичны, горячо берутся за новое дело, но быстро остывают, могут не довести его до конца. Реактивность и активность у них сбалансированы, поэтому их легко организовывать, они без труда сдерживают свои реакции и чувства. Поведение сангвиников пластично. Они легко приспосабливаются к любой новой обстановке и новым требованиям, быстро переключают внимание, без трудностей сходятся с людьми, первыми завязывают дружбу. Легко осваивают и переделывают навыки. У сангвиников высокий темп реакции. Он проявляется в общей подвижности, в речи, в быстроте ориентировки, сообразительности, гибкости ума. Движения сангвиника быстрые и плавные, речь – громкая, быстрая, отчетливая, интонации разнообразные, сопровождаются мимикой и жестами. Сангвиники – экстраверты. Они общительны, любят компании, их часто называют «душой общества». У них пониженная сензитивность, низкая чувствительность, высокие пороги ощущений.

Например, Портос из романа А.Дюма «Три мушкетера», Винни – Пух, Мальвина, М.Ю. Лермонтов.

Холерический темперамент. Людям холерического темперамента свойственны высокая реактивность и активность. Чувства возникают у них быстро, как и у сангвиника, но отличаются высокой интенсивностью и устойчивостью. Внешнее выражение чувства отчетливое. Холерики активны, могут трудиться без устали, энергично. Поэтому холерики нервные, несдержанные, вспыльчивые, порывистые. Со всей страстностью отдаются делу, преодолевая различные препятствия. Они склонны к аффектам, сменам настроения, резки в общении с людьми. Им свойствен быстрый темп психических реакций. Говорят они быстро, сообразительные, моментально понимают суть вопроса и находят решение, движения резкие, стремительные. Холерики менее пластичны, более ригидны, чем сангвиники. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, более выражено привыкание к определенным условиям. Холерики – экстраверты.

Например, Д'артаньян, Баба - Яга, Буратино, Карабас – Барабас, А.С. Пушкин.


Флегматический темперамент. Человек флегматического темперамента отличается малой реактивностью. Только очень сильные впечатления могут вывести его из равновесия, заставить проявить свои переживания. У флегматиков чувства возникают медленно, сохраняются длительно, аффектов не бывает, мимика и жесты однообразные, невыразительные. По выражению И.П. Павлова, флегматик – «упорный труженик жизни», энергичный, может успешно выполнять работу, требующую большого монотонного напряжения; высокая активность преобладает над слабой реактивностью. Представители этого типа темперамента терпеливы, выдержанны, легко сдерживают порывы, не тратят напрасно силы, доводят дело до конца. Они ригидные, к новой обстановке приспосабливаются с трудом, ценят привычный образ жизни, привычную работу и круг общения, с трудом могут их изменить, внимание с одной деятельности на другую переключаются с трудом. Затруднена у них и переделка навыков. Темп реакций замедленный, движения медлительные, речь однообразная, не быстрая. Флегматики – интроверты. На внешние впечатления они реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей и переживаний. С новыми людьми сходятся с трудом, не любят компании, не стремятся быть в центре внимания.

Например, Атос, ежик в тумане, И.А.Крылов.

Меланхолический темперамент. Люди меланхолического темперамента высокочувствительны, поэтому легкоранимы, обидчивы, иногда слизливы. Для них характерна малая реактивность, медленное возникновение чувств, но в то же время большая их глубина, и это накладывает отпечаток на весь склад их личности. Настроения у них устойчивы, но часто носят астенический характер. У меланхоликов пониженная активность. Они не умеют и не любят работать быстро, без отдыха; легко устают, не любят новой работы, неуверенные в себе, трудности их пугают. При этом у них опускаются руки, снижается энергия. Темп психических процессов и движения у них замедленные, речь тихая, не быстра, мимика слабая, невыразительная. Меланхолики ригидные и интровертированные, замкнутые, необщительные. Они смущаются при знакомстве с новыми людьми, иногда теряются при общении с ними, склонны уходить в себя, обращаться к миру собственных мыслей, образов, чувств. В привычной обстановке они могут быть очень контактными, отличаются тактичностью, считаются с чувствами других людей.