Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы психологии и педагогики".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 12. Дайте характеристику основным видам мышления.
Наглядно-действенное – вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, где происходит реального преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.
Наглядно-действенное мышление характеризуется решением простейших задач посредством манипулирования объектами. Оно присуще малышам в первые годы жизни. Ранний опыт основан на познании реальности с помощью конкретных действий, благодаря которым происходит узнавание окружающего мира. Ребёнок изучает обстановку через органы чувств. Он ползает, прикасается к предметам, пробует их на вкус, на ощупь.
Наглядно-образное - осуществляется на основе образов, представлений (то есть вторичных образов) того, что человек воспринимал раньше.
Оно основано на зрительных образах. Начинает развиваться у детей с середины дошкольного возраста, является доминирующим до окончания раннего школьного возраста. Взрослый человек также на протяжении всей жизни постоянно задействует наглядно-образное восприятие. Акцент в данном случае делается на представление различных предметов, явлений, ситуаций, а также на их различные трансформации и преобразования в человеческом воображении.
Абстрактно-логическое - (отвлеченное) мышление – мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются. При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам
чувственное познание при непосредственном восприятии конкретных предметов. Абстрактно-логическое мышление позволяет создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей (понятий, суждений, умозаключений), которые выражаются словами.
Этот процесс происходит по следующей цепочке: восприятие, понимание, осмысление, обобщение. То есть человек, постигая для себя суть, смысл и значение чего-либо, в итоге создает свое индивидуальное обобщенное и абстрактное мнение относительно предметов, явлений, ситуаций, независимое от остальных членов общества.
Задание 13. Заполните таблицу «Виды воображения», давая краткую характеристику каждому из них.
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ | ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ |
Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей. Проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности. В структуре такого воображения различают два типа операций: диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляются чувственно данный опыт; ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. | Грезы – пассивное произвольное воображение, которое выступает как замена действительности. Они представляют собой связь фантазии с идеализируемым будущим. Преобладание грез в психической жизни человека может привести к отрыву его от реальной действительности и уходу в выдуманный мир, что скажется на психическом и социальном его развитии. Так, школьник, имеющий проблемы с обучением, может придумать для себя нереальную жизнь, где ему все удается. |
Воссоздающее воображение создает образ на основе словесного описания или уловного изображения воссоздаваемого объекта. В ходе такого воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа. Например, при чтении книги мы представляем образы героев. | Сновидения – пассивное непроизвольное воображение. Для образов сна характерными являются: чувственная достоверность (когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходит с ним - реальность), невероятная причудливость (необычность образов и связей между явлениями), очевидная связь с потребностями человека. Так, известный ученый Д.И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, так как постоянно думал об этом. |
Антиципирующее воображение лежит в основе необходимой для человека способности предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Антиципация будущего возможна благодаря именно скрытой реакции ожидания, установочной реакции, возникающей на основе действия воображения. Образы антиципирующего воображения, связанные с представлениями о будущем, настраивают организм на определенные действия, когда, казалось бы, нет еще повода для таких мер. В результате человек в опасной ситуации оказывается более подготовленным к встрече с "непредвиденными" обстоятельствами. | Галлюцинации – пассивное непроизвольное воображение. Они происходят под влиянием сильных переживаний (страх, тоска), при различных психических заболеваниях, под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алкоголь, психотропные препараты). Галлюцинации могут быть слуховыми, зрительными, тактильными. |
| Фантазии - это способность создавать новые образы (а так же воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Создание новых образов характеризует творческую или продуктивную фантазию, воспроизведение прежних – репродуктивную. |
| Мечты – отодвинутые во времени желания, планы, которые человек строит на будущее. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. |
Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.
Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:
-
агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми; -
гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей; -
схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются; -
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; -
заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Задание 14. Составьте схему «Виды памяти» с краткой характеристикой каждого из них.
Виды памяти
Моторная; Мгновенная; Непроизволь- Непосред- Механичес-Гене -
Эмоциональ- Кратковремен-ная; ственная; кая; тичес-
ная; ная; Произвольная. Опосредован-Логическая.кая;
Образная; Оперативная; ная. Логи-
Словесно – Долговремен- ческая.
логическая. ная.
Память моторная (двигательная) - запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений, их координации и последовательности с достаточной точностью. Моторная память в значительной мере является автоматизированной. Эта память особенно необходима танцорам, спортсменам, хирургам, а также всем людям в процессе обучения движениям.
Память эмоциональная память на переживания, эмоции и чувства.
Память образная - память на различные сенсорно-перцептивные образы (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные).
Память зрительная - сохранение и воспроизведение зрительных образов. Может быть наиболее выраженной по сравнению с другими видами памяти.
Память слуховая - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных слуховых образов (звуков, музыки, шумов, и т.п.).
Память генетическая - память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение. Это память на биологические события, происходившие в течение веков эволюции биологического вида. Память здесь используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к определенным видам поведения и образцам действия, которые являются рудиментами эволюционно важных изменений вида. Страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая должна быть у любого успешно развивающегося вида приматов с высоким коэффициентом массы тела по отношению к поверхности. Генетическую память часто называют биологической памятью.
Память словесно-логическая - запоминание и воспроизведение мыслей. Оно построено на причинно-следственной связи между запоминаемыми элементами.
Память мгновенная (иконическая) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. За это время мозг решает, нужна ли эта информация и передавать ли ее в кратковременную память. Эту память еще называют сенсорной, следовой.
Память кратковременная - память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени , от нескольких до десятков секунд (примерно 20 сек.), до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
Память оперативная - вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти.
Память долговременная - память , которая удерживает информацию длительное время. Эта память рассчитана не только на длительное хранение , но и на многократное воспроизведение при условии ее сохранения. Долговременная память не ограничена ни по времени хранения, ни по объему. Долговременная память функционирует в двух видах: с сознательным доступом и закрытая (информацию можно извлечь из памяти только специальными методами, например под гипнозом).
Память непроизвольная - запоминание и сохранение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Память произвольная - запоминание и сохранение с постановкой специальной мнемической задачи (цели) и где сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания.
Память непосредственная (натуральная) - память без использования средств. Этот вид памяти свойствен и человеку, и животным.
Развитую форму этого вида памяти называют эйдетической.
Память эйдетическая (греч. eidos - вид, образ) - способность удерживать образы виденных предметов достаточно длительное время исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают «видеть» представление визуального стимула некоторое время после того, какон удален. Эйдетизм чаще наблюдается у детей и подростков, чем у взрослых (1 из 100 - у детей, 1 из 1000 и даже из 1000 000 000 – у взрослых). Нередко встречается у художников и у примитивных народов.
Память опосредованная - память с использованием средств (слов, знаков, движений, предметов и т.д.).
Память механическая - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Оно происходит исключительно благодаря повторению, лишенному осознания смысла материала или других операций, подобно организации, логическому выводу или использованию мнемоники и т.д.
Память логическая - запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
Задание 15. Что такое ощущения и какова их роль в познании?
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.
Значение ощущений в познании человеком себя и окружающего мира:
1. Ощущения необходимы для правильных и быстрых реакций человека на происходящее в форме, например, защитных рефлексов или инстинктов.
2. Ощущения обеспечивают человека исходной, первичной информацией о мире, которая ему необходима (но недостаточна) для сознательного и разумного поведения в этом мире, особенно для его целенаправленного преобразования.
3. Получая первичные знания о мире в виде ощущений, перерабатывая
и превращая их в более глубокие знания, касающиеся сущности вещей, человек далее может их перепроверять с помощью ощущений. Другими словами, познание мира человеком мира начинается с ощущений и ими же, как правило, завершается.
4. Ощущения содержат в себе материал для других познавательных процессов человека: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. С помощью этих сложных познавательных процессов производится более глубокая переработка информации, представленной в виде ощущений. Без соответствующих ощущений невозможна обработка информации и, соответственно, получение более глубоких знаний о мире.
Задание 16. Кратко опишите этапы развития педагогической науки
I Педагогика в недрах философии.
Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика, включающая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.
Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н. э.), Платон (427—347 гг. до н. э.), Аристотель (384—322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Основной формой воспитательного воздействия стала церковная поповедь. Проповедническую деятельность вели священнослужители. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.