Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы психологии и педагогики".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II 16-17 века

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли итальянец Витторино да Фельтре (1378—1448), француз Франсуа Рабле (1494— 1553), англичанин Томас Мор (1478—1535) и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

Мишель Монтень (1533—1592) в своем знаменитом сочинении «Опыты» скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможностях человека. Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает

ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению.

Голландец Эразм Роттердамский (1467—1536) в педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» пишет о необходимости сочета-ния античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип активности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Каменский (1592—1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности.
III с середины 18 века

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Видя прогресс общества, прежде всего в развитии наук и просвещения, М. В. Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение академии наук и улучшение ее работы как учебно-научного учреждения. Он выступал за обучение на родном языке, его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика»). М. В. Ломоносов первым стал читать лекции для студентов на русском языке.


Он рекомендовал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

Заметный след в российской педагогике оставили Н. И. Новиков (1744— 1818) и А. Н. Радищев (1749-1802). Николай Иванович Новиков издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он впервые в русской педагогической литературе педагогику объявил наукой. В воспитании Н. И. Новиков определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. На основе их сочетания возможно формирование человека и гражданина.

Александр Николаевич Радищев связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, И для крестьян.

Широко известны также труды русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811—1848), А. И. Герцена (1812—1870), Н. Г. Чернышевского (1828—1889), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский (1824—1870), Н. И. Пирогов (1810-1881), Л. Н. Толстой (1828-1910), К. Н. Вентцель (1857-1947) и др.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. Виссарион Григорьевич Белинский выступал против крепостничества и царизма и в этом видел цель воспитания. Александр Иванович Герцен был убежден, что цель воспитания — подготовка свободной, гуманной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

Николай Гаврилович Чернышевский считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в характере как отдельных людей, так и народа в целом. Огромную роль Н. Г. Чернышевский отводил активности человека, а источником активности является потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда вытекает необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей — важнейшее условие становления личности.

Взгляды Н. Г. Чернышевского на воспитание и образование разделял Николай Александрович Добролюбов. Он критиковал ущемление права на образование в тогдашней России, стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека («чтобы всем было хорошо»). Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.


IV современное состояние науки

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П. Ф. Каптерева (учение о педогическом процессе), Шацкого (социальная педагогика),Н.К.Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А. С. Макаренко (учение о коллективе), Л. В. Занкова и Д. Б. Элько-нина (теория развивающего обучения), П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю. К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонскии (1884-1941) и А. П. Пинкевич (1884-1939).

Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 50-х — начале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику.

Существенный вклад внесли В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование.

Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совершенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократической педагогики означает:

• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;


• гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уважении и доверии;

• деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;

• создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодеятельности человека.

Современная педагогика продолжает успешно развиваться. Появляются новые образовательные технологии, методы и средства обучения. Но по-прежнему роль учителя в общественном воспитании новых поколений остаётся основной. От личности этого человека во многом зависит формирование социальных отношений между подрастающими членами общества.

Задание 17. Раскройте суть основных категорий педагогики



Развитие воспитание образование обучение

Образование – это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности.

Развитие – процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений человека. Оно характеризуется переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

Обучение – процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования. Оно включает в себя деятельность педагога – преподавание и деятельность ученика – учение.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого в целях формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательных учреждениях и охватывающее весь педагогический процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание и обучение обуславливают качественную характеристику образования – результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.

Задание 18. Дайте характеристику некоторым дидактическим методам

Дидактические методы – это способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателей и обучаемых по достижению дидактических целей и задач.

В настоящее время существует множество способов классификации, но более популярной является классификация, отражающая виды занятий. Ниже приведены методы, используемые в учебно-воспитательном процессе:

а). Теоретико–информационные методы обучения – это устное логически целостное изложение учебного материала, диалогически выстроенное устное изложение, дискуссия, рассказ, объяснение, бригадный метод, консультирование, демонстрация.

б). Практико-операционные методы обучения – представляют собой упражнения, тренировки, алгоритмы, решение задач, опыт, эксперимент, познавательные или деловые игры.

в). Поисково–творческие методы обучения – наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай» и др.

г). Методы самостоятельной работы обучаемых – чтение, программированный тренаж, видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

д). Контрольно–оценочные методы – предварительный экзамен, «экспресс», «блиц», устное выступление, ответ с места (во время занятия), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль, семинар.

Данные методы выполняют разные функции, как исключение, несколько одновременно, поэтому могут применяться с различными дидактическими целями.

Рассмотрим подробно теоретико-информационные методы обучения.

Основная задача методов обучения этой группы заключается в предоставлении преподавателям, а слушателями усвоения новых научных знаний, а также сформировать связи между ними и имеющимся у них объемом знаний.

Существует понятие рассказа, которое является, разновидностью метода устного логически целостного изложения материала. Метод рассказа применяется как на лекциях, так и семинарских и практических занятиях как вступление к освещаемой теме, а также как заключение ее. Данный метод способствует так называемому «оживлению» сложной, наукоемкой информации, предоставляющем обучаемым возможность краткосрочного отдыха. При использовании метода рассказа активную позицию занимает преподаватель.