Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы психологии и педагогики".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине
"Основы психологии и педагогики"
Направление подготовки: Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Специальность: Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Выполнил: студент гр.
ФИО
Принял: ст. преподаватель Федулова Е.В.
Тула – 2023 г.
Задание 1. Дайте определение понятиям «психология», «психика».
Перечислите этапы развития психологической науки. Дайте характеристику каждому из них.
Психология (от греч. Psyche – душа и logos – учение, наука) – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как качественно особой формы жизнедеятельности.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т.п.). Под понятием высокоорганизованная материя первично понимается головной мозг (в узком смысле) и центральная нервная система в целом (головной мозг и спинной мозг).
Основные этапы развития психологии
Этап и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения | |
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э. | Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охранительной и активной роли души | |
Философский, VII – VI вв. до н.э. – конец XVIII – начало XIX в. | Античная психология | Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души | Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психология Средневе-ковья | Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира | Появление собственно психологического метода - интроспекции | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс | |
Психология Возрождения и Нового времени | Сознание – его содержание и пути его формирования | Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. | Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытке ввести в предмет психологии бессознательное | |
Ассоцианистическая психология, конец XVIII – начало – XIXв. – середина XIX в. | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение | Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) | Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного | |
Экспериментальная психология, середина XIX- начало- XX . | Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы | Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов | Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). По- явление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса | |
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10-30е годы XX в. | Появление нескольких предметов психологии. Вначале -элементы Психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем - глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) | Появление новых методов, важнейшие из которых - психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) | Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых Экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии | |
Дальнейшее развитие психологических школ, 40- 60е годы XX в. | Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) | Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта | Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий | |
Современная психология, 60-е годы - конец XX в. | Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ | Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик | Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |
Задание 2. Охарактеризуйте основные методы психологии.
1 группа – объективные методы. Она включает в себя наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, беседа, интервью, метод
анализа результатов деятельности, математические методы в психологии.
2 группа – методы описательной психологии. Здесь необходимо отметить интроспекцию, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод, герменевтика.
3 группа – методы практической психологии (психотерапевтические методы, психокоррекционные методы, психотренинг и др.).
Представим краткую характеристику основных методов психологи.
Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т. е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.
Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
Виды наблюдения можно классифицировать по следующим основаниям:
1) по регулярности проведения:
– систематическое (характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность);
– случайное (наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации.
2) по месту наблюдения:
– полевое (наблюдение, которое проводится в естественной обстановке,
реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым
объектом);
– лабораторное (вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем).
3) по степени формализации:
– контролируемое или структурированное (вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для наблюдателя, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации);
– неконтролируемое или неструктурированное (в этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать; у него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения).
4) по степени участия наблюдателя:
– включенное (вид наблюдения, при котором наблюдатель и той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности);
– невключенное (вид наблюдения, при котором исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта).
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии.
Четыре основные особенности эксперимента. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьиро вать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический).
Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально
создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных.
Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.
Формирующий эксперимент—это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального
педагогического процесса. Существо этого эксперимента проявляется в его названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий,
психолого-педагогический, метод активного формирования психики, генетикомоделирующий.
Под тестом (англ. Test – проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой.
В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов.
Они могут подразделяться:
1) по особенностям используемых тестовых заданий – на тесты вербальные и тесты практические;
2) по форме процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные;
3) по направленности – на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций;
4) по наличию или отсутствию временных ограничений – на тесты скорости и тесты результативности.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-
психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы
состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании
доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.
К основным видам интервью относятся стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае предполагаются стандартные (не изменяющиеся для всех респондентов) формулировки вопросов и их последовательность. В нестандартизированном интервью исследователь руководствуется лишь общим планом опроса
, формулируя вопросы и определяя их последовательность в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.
По сравнению с результатами анкетирования интервью дает более содержательную информацию. Однако его недостатком является трудноконтролируемое влияние личности и профессионального уровня исследователя на опрашиваемого, что может приводить к снижению объективности получаемой информации. Основные преимущества анкетирования состоят в возможности выполнения массовых опросов и его профессиональной доступности.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.
Задание 3. Чем различаются психика и сознание?
Высшая степень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.
Если провести сравнение по основным критериями двух понятий, станут видны существенные различия между ними.
-
Психика присуща и людям, и животным, сознание — только людям. -
Человеческая психика представлена не одним уровнем организации, а включает сознательное и то, что выходит за пределы осознания: бессознательное, подсознательное, предсознательное. -
Психика проявляется не только как целое, но и как отдельные части: отдельные функции, отдельные психические процессы и свойства. Сознание проявляется только как функция целого. -
Работа психики — постоянный фактор жизнедеятельности человека, работа сознания — переменный фактор. -
Сознание, насчитывающее в историческом развитии сотни тысяч лет, представляет собой этап в развитии психики, развивающейся в истории сотни миллионов лет. -
Психика присуща всем возрастным периодам, сознание отсутствует в младенчестве и может исчезнуть с возрастом из-за старческих изменений организма. -
Патология сознания не сможет полностью исключить работу психики, патология психики способна сохранить отдельные функции и вызвать полную потерю сознания.