Файл: 10 authors, including Some of the authors of this publication are also working on these related projects.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

See discussions, stats, and author profiles for this publication at: https://www.researchgate.net/publication/352836930
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Book
· June 2020
DOI: 10.33029/9704-5790-0-FKO-2020-1-208
CITATIONS
0
READS
17,076
10 authors
, including:
Some of the authors of this publication are also working on these related projects:
Empagliflozin in the treatment of CHF in normoglycemia
View project
Glycogen in hepatocytes
View project
Sergey V. Okovityi
St. Petersburg State Chemical Pharmaceutical University
173
PUBLICATIONS
399
CITATIONS
SEE PROFILE
Aleksandr Kulikov
First Pavlov State Medical University Of St Petersburg
43
PUBLICATIONS
53
CITATIONS
SEE PROFILE
E. B. Shustov
57
PUBLICATIONS
93
CITATIONS
SEE PROFILE
Dmitry Yu. Ivkin
SPCPU
90
PUBLICATIONS
150
CITATIONS
SEE PROFILE
All content following this page was uploaded by
Sergey V. Okovityi on 30 June 2021.
The user has requested enhancement of the downloaded file.

Министерство науки и высшего образования РФ
Рекомендовано Координационным советом по области образования
«Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация»
Регистрационный номер рецензии 1007 от 20 февраля 2020 года
2020
УЧЕБНИК
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Под редакцией профессора С.В. Оковитого, профессора А.Н. Куликова

ОГЛАВЛЕНИЕ
Авторский коллектив ................................................................................................... 6
Список сокращений и условных обозначений ........................................................... 7
Введение. Основы фармацевтического консультирования и информирования
(С.В. Оковитый) ........................................................................................................... 8
Глава 1. Законодательные основы фармацевтического консультирования
(Ю.А. Васягина, С.В. Оковитый) ................................................................................ 17
Глава 2. Фармацевтическое консультирование и информирование при заболеваниях у детей (Д.С. Суханов, С.В. Оковитый) ........................................ 21 2.1. Функциональные расстройства органов пищеварения у детей ................... 24 2.1.1. Фармацевтическое консультирование при функциональных расстройствах органов пищеварения у детей ...................................... 29 2.1.2. Фармацевтическая опека при функциональных расстройствах органов пищеварения у детей .............................................................. 31 2.2. Лихорадка у детей .......................................................................................... 31 2.2.1. Фармацевтическое консультирование при лихорадке у детей ........... 35 2.2.2. Фармацевтическая опека при лихорадке у детей ................................ 35 2.3. Боль у детей .................................................................................................... 37 2.3.1. Фармацевтическое консультирование при боли у детей .................... 38 2.3.2. Фармацевтическая опека при боли у детей ......................................... 39 2.4. Кашель у детей ............................................................................................... 39 2.4.1. Фармацевтическое консультирование при кашле у детей ................. 42 2.4.2. Фармацевтическая опека при кашле у детей ...................................... 43
Глава 3. Фармацевтическое консультирование и информирование при отпуске лекарственных средств для беременных и лактирующих
(С.М. Напалкова, С.В. Оковитый) .............................................................................. 44 3.1. Фармацевтическое консультирование беременных ..................................... 44 3.2. Запор при беременности ............................................................................... 48 3.3. Изжога при беременности ............................................................................. 49 3.3.1. Фармацевтическое консультирование при изжоге у беременных ..... 50 3.3.2. Фармацевтическая опека при изжоге у беременных .......................... 50 3.4. Острая респираторная вирусная инфекция и грипп при беременности ..... 50 3.4.1. Фармацевтическое консультирование при острой респираторной вирусной инфекции и гриппе во время беременности ....................................................................................... 52 3.5. Фармацевтическое консультирование лактирующих .................................. 54
Глава 4. Фармацевтическое консультирование и информирование при отпуске лекарственных средств для пожилых
(В.Ц. Болотова, С.В. Оковитый) ............................................................................... 60 4.1. Нарушения сна в пожилом возрасте ............................................................. 68 4.1.1. Фармацевтическое консультирование при нарушениях сна у пожилых ............................................................................................. 71 4.1.2. Фармацевтическая опека при нарушениях сна у пожилых ................ 72


4
Оглавление
Глава 5. Фармацевтическое консультирование и информирование при заболеваниях cердечно-сосудистой системы
(Д.Ю. Ивкин, С.В. Оковитый, А.Н. Куликов) ............................................................. 75 5.1. Артериальная гипертензия ............................................................................ 75 5.1.1. Фармацевтическое консультирование при артериальной гипертензии .......................................................................................... 80 5.1.2. Фармацевтическая опека при артериальной гипертензии ................. 80 5.2. Боль в груди .................................................................................................... 84 5.2.1. Фармацевтическое консультирование при боли в груди ................... 89 5.2.2. Фармацевтическая опека при боли в груди ........................................ 89
Глава 6. Фармацевтическое консультирование и информирование при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (Д.Ю. Ивкин, С.В. Оковитый,
И.А. Титович) ............................................................................................................. 91 6.1. Изжога ............................................................................................................ 91 6.1.1. Фармацевтическое консультирование при изжоге ............................ 93 6.1.2. Фармацевтическая опека при изжоге ................................................. 95 6.2. Боль в животе (абдоминальная боль) ............................................................ 95 6.2.1. Фармацевтическое консультирование при абдоминальной боли ... 101 6.2.2. Фармацевтическая опека при абдоминальной боли ........................ 103 6.3. Изменение характера стула ......................................................................... 103 6.3.1. Диарея ................................................................................................. 107 6.3.2. Запор ................................................................................................... 114
Глава 7. Фармацевтическое консультирование и информирование при заболеваниях бронхолегочной системы (С.В. Оковитый, А.Н. Куликов) ........ 119 7.1. Кашель ......................................................................................................... 119 7.1.1. Фармацевтическое консультирование при кашле ............................ 128 7.1.2. Фармацевтическая опека при кашле ................................................ 130 7.2. Одышка ........................................................................................................ 130
Глава 8. Фармацевтическое консультирование и информирование при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки (С.В. Оковитый) ........................ 135 8.1. Акне .............................................................................................................. 138 8.1.1. Фармацевтическое консультирование при акне .............................. 140 8.1.2. Фармацевтическая опека при акне ................................................... 142
Глава 9. Фармацевтическое консультирование и информирование при астенических состояниях (Е.Б. Шустов, С.В. Оковитый) ............................... 144 9.1. Фармацевтическое консультирование при астении ................................... 151 9.2. Фармацевтическая опека при астении ........................................................ 153
Глава 10. Фармацевтическое консультирование и информирование при боли (С.В. Оковитый) ....................................................................................... 155 10.1. Головная боль ............................................................................................. 157 10.1.1. Фармацевтическое консультирование при головной боли .......... 161 10.1.2. Фармацевтическая опека при головной боли ................................ 163 10.2. Суставная боль .......................................................................................... 163 10.2.1. Фармацевтическое консультирование при суставной боли ......... 167 10.2.2. Фармацевтическая опека при суставной боли .............................. 170


Оглавление
5
Глава 11. Фармацевтическое консультирование и информирование при острой респираторной инфекции и гриппе
(С.В. Оковитый, Н.О. Селизарова) ........................................................................... 171 11.1. Фармацевтическое консультирование при острой респираторной вирусной инфекции и гриппе ................................................................... 179 11.2. Фармацевтическая опека при острой респираторной вирусной инфекции и гриппе .................................................................................... 180
Тестовые задания ..................................................................................................... 182
Эталоны ответов ...................................................................................................... 191
Список литературы .................................................................................................. 192
Предметный указатель ............................................................................................ 202

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ
Эффективная и безопасная фармакотерапия является важной составляющей реализации концепции ответственного самолечения. Эта концепция состоит в создании условий и предпосылок к формированию у населения ответственного отношения к своему здоровью, здоровью детей и близких за счет ведения здо- рового образа жизни, более широкого и грамотного применения безрецептур- ных лекарственных средств (ОТС-препараты, от англ. over the counter) в целях профилактики или самостоятельного лечения легких недомоганий и хрониче- ских неинфекционных заболеваний при продолжении терапии, назначенной врачом. Базовые принципы ответственного самолечения включают следующее.
1. Ответственное самолечение является использованием пациентами ОТС- препаратов для симптоматического лечения и лечения легких болезней и ряда стабильно протекающих хронических заболеваний.
2. Пациент несет полную ответственность за самолечение, поэтому важно тщательно изучить аннотацию к приобретаемому безрецептурному лекар- ственному препарату.
3. Врачи и фармацевты играют важную роль в обеспечении пациентов ин- формацией об ответственном самолечении, в предоставлении помощи и реко- мендаций о рациональном использовании ОТС-препаратов.
4. Период для самолечения может меняться в зависимости от обстоятельств, но обычно не должен превышать 3–7 дней.
5. Самолечение не должно применяться, а консультация врача должна быть приоритетной, если имеются признаки серьезных психологических проблем
[тревога, депрессия, патологическая сонливость, ажитация (двигательное бес- покойство с психоэмоциональным возбуждением) или повышенная возбуди- мость].
6. Особое внимание должно быть обращено на женщин во время беремен- ности и в период кормления грудью, на детей и пожилых пациентов.
Для ответственного принятия решения о начале самолечения пациент дол- жен обладать хотя бы минимальной медицинской грамотностью, позволяю- щей отличить легкое неопасное заболевание, с которым он может справиться без помощи врача, то есть провести самодиагностику. Однако пациенты, как правило, не в состоянии адекватно оценить свое состояние, опасность имею- щихся симптомов и необходимость применения тех или иных фармакотера- певтических агентов без помощи специалиста. Более того, при самостоятель- ном использовании пациентом безрецептурных средств возникает комплекс проблем, связанных с их неправильным выбором, возможными побочными эффектами, взаимодействием лекарственных средств между собой и пищей, ошибками на разных этапах использования и др. В этой связи трудно переоце- нить роль фармацевтического работника в рамках системы «врач–провизор–
пациент» как высокопрофессионального специалиста в рациональной фар- макотерапии. Первичная консультация провизора/фармацевта может быть только рекомендательной, она не заменяет консультации врача.


Введение. Основы фармацевтического консультирования и информирования
9
Таким образом, провизор предстает нередко как первый специалист систе- мы здравоохранения, к которому обращается пациент за помощью. Это обус- ловливает необходимость пристального внимания к элементам клинической подготовки специалиста с фармацевтическим образованием, хорошему зна- нию семиотики (признаки и симптомы различных заболеваний), приобрете- нию необходимых навыков для работы с пациентами в качестве консультиру- ющего специалиста в области фармакотерапии.
Такая подготовка начинается уже при изучении дисциплин естественно- научного и медико-биологического циклов (физиология с основами анато- мии, микробиология, патология, биологическая химия) и углубляется при изучении дисциплин профессионального цикла (фармакология, клиническая фармакология). При этом основной упор делается на подготовку фармацевти- ческого работника в качестве соратника врача при проведении фармакотера- пии, способного оказывать ему всяческое содействие для правильного выбора, назначения и применения лекарственных препаратов.
Усиление клинической подготовки в рамках изучения фармацевтического консультирования позволяет специалисту с фармацевтическим образованием в дальнейшем полноценно участвовать в оптимизации лечебного процесса с использованием безрецептурных лекарственных средств (обоснование выбора необходимых лекарственных препаратов, информирование, консультирова- ние и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии).
Одним из основных компонентов в деятельности фармацевтического ра- ботника как специалиста в фармакотерапии является фармацевтическая опе- ка — комплексная программа взаимодействия провизора и пациента в течение всего периода лекарственной терапии, начиная от момента отпуска препарата до полного окончания его действия. Мероприятия фармацевтической опеки направлены на обеспечение пациента лекарственными препаратами, необ- ходимыми для решения его проблем со здоровьем, ответственного информи- рования и консультирования при их рекомендации и использовании, оценки надежности и эффективности фармакотерапии в зависимости от состояния здоровья пациента.
Важнейшими элементами фармацевтической опеки являются фармацев- тическое информирование и фармацевтическое консультирование. Под фар- мацевтическим информированием предлагается понимать предоставление информации пациентам при отпуске лекарственных препаратов [рецептурных
(Rx) или безрецептурных (ОТС)], назначенных врачом. В этом случае специа- лист с фармацевтическим образованием должен обязательно проинформиро- вать пациента о наличии препаратов с таким международным непатентованным наименованием (МНН) и их цене, возможности замены (при необходимости) референтного препарата на воспроизведенный или взаимозаменяемый, дозе, кратности и длительности приема, критериях эффективности лечения, основ- ных побочных эффектах, условиях хранения и утилизации (рис. В.1). Предпо- лагается, что все нюансы противопоказаний, гендерных, возрастных и расовых особенностей, равно как и лекарственных взаимодействий (особенно с рецеп- турными препаратами), учел врач, назначивший препарат.


10
Введение. Основы фармацевтического консультирования и информирования
После визита к врачу (Rx-препараты)
Препарат есть в наличии
Препарата нет в наличии
Предложить замену референтного препарата на воспроизведенный или взаимозаменяемый
Фармацевтическое информирование пациента:
состав (например: розувастатин, таблетки по 5 мг);
что дает применение препарата (например: уменьшает уровень липидов и холестерина в крови);
как принимать препарат: доза, кратность и длительность приема, связь с приемом пищи [на-
пример: по 1 таблетке (5 мг), ежедневно перед сном, запивая 1/2 стакана воды, длительность
лечения определяется врачом];
пищевые и лекарственные взаимодействия (например: одновременный прием гормональных
контрацептивов требует консультации врача);
критерии эффективности [например: снижение уровня холестерина в крови (при самоконтро-
ле), уменьшение развития атеросклероза, риска инфаркта и инсульта];
критерии безопасности: побочные эффекты и меры их предотвращения [имеют значение наи-
более часто встречающиеся или опасные. Например: при появлении болей или слабости в мыш-
цах (риск рабдомиолиза) прекратить прием препарата и обратиться к врачу];
хранение препарата (например: при комнатной температуре в сухом, темном месте);
утилизация препарата (например: если препарат не был использован или у него истек срок год-
ности, его необходимо сдать в специализированный пункт приема или, смешав с картофельны-
ми очистками или испитой кофейной гущей, утилизировать как бытовой мусор).
Предложить дополнительный сервис в рамках фармацевтической опеки
(например: портативный биохимический анализатор для измерения холестерина,
триглицеридов и глюкозы в крови; тест-полоски к нему)
Рис. В.1. Алгоритм фармацевтического информирования пациента фармацевтическим работником
Фармацевтическое консультирование проводится в том случае, если паци- ент обращается непосредственно к провизору/фармацевту с описанием своей проблемы или за ОТС-препаратом. В этом случае специалист с фармацевтиче- ским образованием в рамках своей компетенции и на основании полученных клинических знаний должен определить имеющиеся у пациента признаки за- болевания (рис. В.2, табл. В.1), их степень опасности и, в случае необходимо- сти, рекомендовать либо обращение к врачу, либо безрецептурный препарат
(с проведением информирования о лекарственном препарате) и дальнейшим обращением к врачу (рис. В.3).
При выявлении признаков заболевания важно задать правильные вопросы, чтобы получить нужные ответы. Вопросы следует формулировать в доступной для больного форме, так как на малопонятные для пациента вопросы нельзя