Файл: 10 authors, including Some of the authors of this publication are also working on these related projects.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Фармацевтическое консультирование пациентов — приоритетная функция фармацевтических работников. Подтверждением этого является определение профессии «фармацевт», данное совместно Всемирной организацией здра- воохранения (ВОЗ, WHO) и Международной фармацевтической федерацией
(FIP — The International Pharmaceutical Federation): «Фармацевтические ра- ботники — специально обученные и тренированные профессионалы здраво- охранения. Ответственны за обеспечение лекарствами пациентов и призваны управлять безопасным и эффективным применением лекарств».
Нормативные документы, устанавливающие правомочия и обязанности фармацевтических работников в России:
1) Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоро- вья граждан в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарствен- ных средств»;
3) приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении пра- вил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ме- дицинского применения»;
4) приказ Минтруда России от 09.03.2016 № 91н «Об утверждении профес- сионального стандарта «Провизор»;
5) приказ Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении пра- вил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечны- ми организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»;
6) постановление Правительства России от 19.01.1998 № 55 «Об утверж- дении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров дли- тельного пользования, на которые не распространяется требование по- купателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на анало- гичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
7) постановление Правительства России от 22.12.2011 № 1081 «О лицензи- ровании фармацевтической деятельности».

18
Глава 1. Законодательные основы фармацевтического консультирования
К основным функциям фармацевтических работников относятся:

продажа товаров аптечного ассортимента надлежащего качества;

предоставление достоверной информации о товарах аптечного ассорти- мента, их стоимости, фармацевтическое консультирование;

информирование о рациональном применении лекарственных препара- тов (ЛП) в целях ответственного самолечения;

изготовление ЛП по рецептам на них и в соответствии с требованиями- накладными медицинских организаций;

оформление учетной документации;

соблюдение профессиональной этики.
В 2016 г. был утвержден приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 647н
«Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных пре- паратов для медицинского применения». Согласно этому документу,
фарма-
цевтическое консультирование — это доступ к информации о порядке примене-
ния или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о правилах
отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии,
противопоказаниях, взаимодействии ЛП при одновременном приеме между собой
и/или с пищей, правилах их хранения в домашних условиях.
Для предоставления услуг по фармацевтическому консультированию допу- скается выделение специальной зоны, в том числе для ожидания потребите- лей, с установкой или обозначением специальных ограничителей, организа- цией сидячих мест.
При реализации ЛП фармацевтический работник не вправе скрывать от покупателя информацию о наличии иных ЛП, имеющих одинаковое между- народное непатентованное наименование, и цене на них относительно запро- шенных.
Это же требование дублируется в приказе Минздрава России от 11.07.2017
№ 403н. Кроме того, в нем одним из правил отпуска утверждается
обязанность
фармацевтического работника при отпуске ЛП информировать лицо, приобрета-
ющее (получающее) ЛП, о режиме и дозах его приема, правилах хранения в до-
машних условиях, взаимодействии с другими ЛП.
Предоставление пациенту достоверной и исчерпывающей информации также является нормой законодательства о защите прав потребителя. Ведь ин- формация, предоставляемая покупателю, — один из критериев выбора товара
(лекарственного препарата), не подлежащего возврату и обмену.
Качественно проведенное консультирование становится взаимовыгодным как для пациента, так и для фармацевтического работника, благодаря следую- щим пунктам:

выявление некоторых опасных симптомов заболеваний;

уменьшение числа неудач и ошибок при применении препаратов;

сокращение риска несоблюдения режима лечения;

снижение частоты нежелательных эффектов терапии;

улучшение прогноза заболевания;

получение помощи при ответственном самолечении;

повышение удовлетворенности лечением;


Глава 1. Законодательные основы фармацевтического консультирования
19

оказание поддержки в ситуациях, напрямую не связанных с лечением
(эмоциональные проблемы);

снижение расходов пациента;

повышение доверия к фармацевтическому работнику.
Оказание безопасной и эффективной фармацевтической помощи предпо- лагает наличие у фармацевтического работника современных компетенций в области клинической фармакологии, занимающей центральное место в под- готовке специалистов.
Требования к квалификации «Провизор» изложены в профессиональном стандарте, утвержденном приказом Минтруда России № 91н. Логика профес- сиональных стандартов как нормативных документов такова, что трудовые функции разбиваются на трудовые действия, необходимые знания и умения.
Можно сказать, что профессиональный стандарт — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных действий и навыков, опыта работы, не- обходимых для профессиональной деятельности.
Среди трудовых функций, касающихся розничной торговли товарами ап- течного ассортимента, чрезвычайно важное значение имеют: «Оптовая, роз- ничная торговля, отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ас- сортимента» и «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента». Трудо- вые действия, выполняемые в рамках этих функций, включают:

консультации по группам ЛП и синонимам в рамках одного международ- ного непатентованного наименования и ценам на них;

розничную продажу, отпуск ЛП по рецептам и без рецепта врача, с кон- сультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным дей- ствиям, взаимодействию с пищей и другими группами ЛП;

оказание консультативной помощи по правилам приема и режиму дози- рования ЛП, их хранению в домашних условиях;

оказание консультативной помощи по правилам эксплуатации медицин- ских изделий в домашних условиях;

оказание информационно-консультационной помощи при выборе безре- цептурных ЛП и других товаров аптечного ассортимента;

оказание консультативной помощи по вопросам применения и совмести- мости ЛП, их взаимодействию с пищей.
Среди необходимых знаний и умений провизора в профессиональный стандарт включено
распознавание состояний, жалоб, требующих консультации
врача, и знание основ ответственного самолечения.
Приведенные выше трудовые действия, знания и умения являются обозна- чением границ должного, допустимого и недопустимого при оказании фарма- цевтических услуг и фармацевтическом консультировании.
Несоблюдение требований надлежащей аптечной практики относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий (п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постанов- лением Правительства России от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фар- мацевтической деятельности»). В свою очередь, в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001


20
Глава 1. Законодательные основы фармацевтического консультирования
№ 195-ФЗ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нару- шением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией), влечет наложение административного штрафа.
Также Федеральным законом № 61 установлена ответственность за воз- мещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие применения лекарственных препаратов. В случае, если вред здоровью граждан причинен вследствие нарушения правил отпуска лекарственных препаратов, правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, возмещение вреда осу- ществляется аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность, медицинской организацией, имеющей лицензию на фармацевтическую дея- тельность, допустившими нарушения.
Формирование навыков фармацевтического консультирования и инфор- мирования невозможно без знания фармацевтической деонтологии. Консуль- тирование на должном уровне — это высокий уровень образования, квали- фикации и личных качеств фармацевтического работника. Международный и Российский этические кодексы фармацевта (Code of ethics for pharmacists,
2014, 2017; Этический кодекс фармацевтического работника России, 1997) формулируют такие ключевые этические принципы, как соблюдение индиви- дуальных интересов пациента, интересов общества, соблюдение конфиденци- альности и повышение компетентности пациента.
Таким образом, действующее законодательство утверждает обязательность фармацевтического консультирования и определяет его границы, разделяя функции фармацевтических и медицинских работников. Управление без- опасным и эффективным применением лекарственных препаратов, грамот- ная консультация — это то, что отличает профессионалов здравоохранения от
«продавцов лекарств».
View publication stats