Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электродвигатель включается нажатием одной из кнопок S1 или S2, при этом подается питание на реверсивный контактор К1 или К2 соответственно. После замыкания силовых контактов К1.1 или К2.1 получает питание катушка К4 контактора, включающего своими контактами К1.4 обмотки статора на «звезду» и катушку КЗ реле времени. По истечении промежутка времени, достаточного для разгона двигателя, контакт КЗ.2 в цепи катушки К4 размыкается, а в цепи катушки К5 замыкается контакт К3.1. Катушка К4 обесточивается, ее контакты К4.1 размыкаются, а вспомогательный контакт К4.2 в цепи катушки К5 замыкается, подавая ей питание. Контактор К5, сработав, замыкает силовые контакты К5.1, соединяя обмотки двигателя «треугольником», а вспомогательным контактом К5.2 обесточивает катушки КЗ и К4. Для остановки двигателя нужно нажать кнопку S3 «Стоп».
От перегрузок и коротких замыканий двигатель защищает автоматический выключатель F1Q. Нулевая блокировка осуществляется контакторами К1 и К2.
Электропривод якорно-швартовых механизмов
Рисунок 2.6 Электропривод брашпиля
В положении «1 выбирать» контакт I командоконтроллера размыкается, контакт III остается замкнутым (что при замкнутом блок- контакте контактора Л обеспечивает прохождение тока по его катушке) и замыкаются контакты IV, VI и VIII. При замыкании контакта IV через катушку тормозного магнита ТМ протекает ток и тормоз растормаживается. Вследствие замыкания реверсивных контакторов VI и VIII ток проходит в цепи якоря электродвигателя, и последний начинает вращаться с ползучей скоростью, так как в цепи якоря включено последовательно все пусковое сопротивление Р1 — Р5 и параллельно — сопротивление Р6 — P7.
Если нагрузка велика, то вращающий момент, развиваемый электродвигателем при подобном положении командоконтроллера, не в состоянии преодолеть эту нагрузку, и электродвигатель только выбирает слабину в передаточном механизме шпиля, осуществляя так называемое предварение пуска.
В положении «2 выбирать» контроллера размыкается контакт IX, отключающий сопротивление Р6 — Р7, замыкается контакт X, шунтирующий первую ступень пускового сопротивления P1 — Р2. Электродвигатель при больших нагрузках приходит во вращение, а при малых — увеличивает скорость вращения.
В последующих положениях контроллера поочередно замыкаются контакты XI, XII и XIII, выводя из цепи якоря сопротивления Р2 — Р3, Р3 — P4, P4 — Р5. Электродвигатель постепенна увеличивает скорость вращения.
При повороте маховика контроллера в сторону «Травить» вместо контактов VI и VIII замыкаются контакты V и VII, направление тока в якоре изменяется, и электродвигатель реверсируется.
Рисунок 2.7 Электропривод шпиля
При подаче на схему напряжения загорается сигнальная лампа ЛС, встроенная в командоконтроллер. В нулевом положении командоконтроллера все катушки контакторов и реле отключены.
Рукоятка командоконтроллера при переводе из нулевого положения в положение «1 выбирать» проходит через нефиксированное положение А. При этом контакт К1 командоконтроллера замыкается и подключает катушку реле напряжения PH. Реле срабатывает и одним контактом шунтирует контакт К1, а вторым размыкает цепи катушек электромагнитного возврата тепловых реле 1РТ — 4РТ. При дальнейшем передвижении рукоятки командоконтроллера контакт К1 размыкается, но катушка PH, заблокированная собственным контактом, остается включенной.
В положении рукоятки командоконтроллера «1 выбирать» замыкаются контакты К2 и К4. При замыкании первого из них включается контактор направления вращения В, а второго — замыкается контактор малой скорости М. Контактор М своим блок-контактом включает катушку тормозного контактора Т, электродвигатель растормаживается и начинает работать на малой скорости.
При переводе рукоятки командоконтроллера в положение «2 выбирать» размыкается контакт К4 и замыкается контакт К5. В результате тихоходная обмотка отключается, а быстроходная включается. Электродвигатель переходит на работу с большой скоростью вращения.
Контакторы скорости М и Б электрически сблокированы между собой: в цепи катушки каждого из них включены нормально закрытые блок-контакты контактора другой скорости.
Такая блокировка исключает возможность одновременного включения обоих контакторов. Аналогичную блокировку имеют и контакторы направления вращения В и Н. Для большей надежности эти контакторы, кроме электрической, имеют еще и механическую блокировку.
Электропривод пожарного насоса
Рисунок 2.8 Электрическая схема электропривода пожарного насоса
Во время эксплуатации судна автоматический выключатель QF постоянно включен, выпрямитель VD находится под напряжением, поэтому катушки реле времени KT1, KT2 получают питание, а их контакты KT1 (в цепи выпрямителя VD) и KT2 (в цепи контактора «звезды» КM1) включены.
При нажатии кнопки SB1 (SB2) замыкается цепь питания контактора «звезды» КM1, который, сработав, замыкает обмотку статора «звездой» контактами КM1.1 и одновременно замыкает свой контакт КM1.4 в цепи линейного контактора КM3 и размыкает контакт КM1.3 в цепи катушки контактора «треугольника» КM2. Линейный контактор КМ3 срабатывает, совершая следующую коммутацию: замыкает контакты КМ3.1 в силовой цепи двигателя, включает контакты КМ3.2 в цепи контактора «треугольник» КМ2 (готовит к работе контактор КМ2), КМ3.3 в цепи линейного контактора КМ3 (шунтирует контакт КМ1.4), размыкает контакт КМ3.5 в цепи реле времени KT1 и контакт КM3.4 в цепи выпрямителя VD. Двигатель начинает работать с ограничением пускового тока. Реле времени KT1, потеряв питание, с выдержкой времени разомкнет контакт KT1 в цепи выпрямителя VD. Реле времени KT2, лишившись питания, с выдержкой времени разомкнет свой контакт KT2 в цепи контактора «звезды» КM1. Последний возвратит свои контакты в исходное положение (контакты КM1.1 и КM1.2 разомкнутся, а контакт КM1.3 замкнется) и обеспечит включение питания контактора «треугольник» КM2. Контактор КM2 замкнет контакты КM2.1 соединяющие обмотку статора треугольником, контакты КМ2.3, включающие сигнальные лампы HL1, HL 2 и разомкнет контакт КM2.3 в цепи контактора «звезды» КM1. Пуск окончен, электродвигатель работает с полной нагрузкой.
2.6 Общие требования по техническому обслуживанию судового электрооборудования
ТО судового электрооборудования должно осуществляться в соответствии с утвержденными судовладельцем планами – графиками технического обслуживания (ПГТО), определяющими номенклатуру, состав, периодичность и трудоемкость работ без вывода судна из эксплуатации.
ТО электрооборудования включает комплекс операций по поддержанию изделия в исправном состоянии при использовании его по назначению в течение всего срока службы.
ТО электрооборудования предусматривает осмотровой, инструментальный контроль и оценку технического состояния изделия или его элементов с выполнением ТО с установленной периодичностью.
Объем и периодичность проведения ТО для конкретного электрооборудования устанавливаются в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации заводов - изготовителей, при отсутствии последних - в соответствии с рекомендациями ПГТО.
График ТО электрооборудования по срокам проведения работ необходимо координировать с графиком предъявления электрооборудования на освидетельствование Регистру.
Судовое снабжение
ТО электрооборудования в зависимости от объема и сроков проведения работ подразделяется на ежедневные осмотры и периодическое ТО.
Ежедневным осмотрам подлежит электрооборудование (основное и резервное) ответственных устройств и механизмов:
1) главные, вспомогательные и аварийные генераторы;
2) гребные электродвигатели;
3)щит электродвижения, главный распределительный щит (ГРЩ) и аварийный распределительный щит (АРЩ), а также принадлежащие им трансформаторы;
4) электроприводы рулевого устройства, подруливающих устройств и винта регулируемого шага (ВРШ);
5) электроприводы якорно-швартовных устройств;
6) электроприводы осушительных и пожарных насосов;
7) электроприводы вспомогательных механизмов главной энергетической установки;
8) электрооборудование других устройств и систем, действие которых непосредственно влияет на безопасность плавания, движение судна и управление им.
Ежедневным осмотрам подлежит также электрооборудование механизмов, устройств и систем, выполняющих производственные функции в соответствии с назначением судна (холодильная установка, технологическое и промысловое оборудование и т.п.).
При ежедневных осмотрах должно контролироваться исправное техническое состояние электрооборудования, готовность к действию генераторов и электрооборудования механизмов, предназначенных для работы в автоматических режимах. ТО электрооборудования должно выполняться силами судового электротехнического персонала с привлечением при необходимости лиц, ответственных за заведование судовыми техническими средствами, или членами судомеханической службы, ответственными за исправное состояние электрооборудования, при отсутствии электротехнического персонала.
Работы по ТО электрооборудования, которые не могут быть выполнены силами судового экипажа, должны выполняться силами базы технического обслуживания судовладельца, специализированными организациями, или специалистами предприятий-изготовителей (фирм) при нахождении судна в порту.
Выполнение работ по ТО электрооборудования должно быть подробно отражено в журнале технического состояния.
Работы по ТО электрооборудования должны фиксироваться в машинном электротехническом журнале.
До начала и после окончания работ по ТО электрооборудования необходимо произвести проверку его сопротивления изоляции.
Работы по ТО электрооборудования должны выполняться с соблюдением требований Правил техники безопасности и Правил пожарной безопасности.
ТО, как правило, должно производиться при снятом напряжении.
Особое внимание следует уделить мерам по предотвращению случайной (ошибочной) подачи напряжения на электрооборудование во время проведения работ по его ТО в обесточенном состоянии.
Изменения, вносимые в штатные схемы и конструкции электрооборудования в процессе эксплуатации судна, должны выполняться с разрешения судовладельца и после согласования с Регистром технической документации.
Все изменения штатных схем и конструкций электрооборудования, произведенные в процессе ремонта, модернизации или переоборудования, должны быть внесены в эксплуатационную документацию.
Общие положения технического обслуживания
Судовое снабжение
Техническое обслуживание электрооборудования
Правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним предусматриваются технические обслуживания (ТО) трех видов: № 1, 2 и 3.
Техническое обслуживание № 1 включает в себя работы, не требующие разборки электрооборудования. Оно выполняется силами судовых команд. Во время ТО № 1 проводится повседневный контроль за надежной работой электрооборудования ответственного назначения и периодический контроль (не реже одного раза в месяц) за остальным электрооборудованием.
В состав работ ТО № 1 входят: контроль за чистотой внешних поверхностей, осуществляемый внешним осмотром; контроль сопротивления изоляции по щитовым приборам; проверка состояния и крепления кабельных трасс и одиночных кабелей.
ТО№1 генераторов, ГРЩ, АРЩ, зарядных щитов и аккумуляторов,
эл.об. рулевого устройства, системы управления главных и вспомогательных двигателей, машинных и рулевых телеграфов и указателей, эл.об. ГЭУ и механизмов, обслуживающих главные двигатели, ДГ, котельные установки и станции пожарная сигнализации должно производиться ежедневно.
ТО№1 проводит ответственный по заведованию данного оборудования.
Техническое обслуживание № 2 связано с частичной разборкой электрооборудованияи заключается в проверке исправности электрооборудования, в установлении соответствия технических параметров нормам и состоит в контроле за состоянием трущихся и токоведущих частей.