Файл: Характеристика судна, организация службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выполнение ТО № 2 возлагается на судовые команды и береговые производственные участки (БПУ). При выполнении ТО № 2 проводятся одновременно все работы ТО № 1.

В состав работ ТО № 2 входят: вскрытие смотровых и вентиляционных отверстий, снятие дугогасительных камер, проверка состояния контактных поверхностей и при необходимости зачистка или замена контактов, проверка правильности работы (взаимодействия) аппаратуры, проверка легкости хода подвижных частей, контроль за состоянием аппаратуры и т. д.

Судовое снабжение

ТО № 2 электрооборудования, в зависимости от ответственности и частоты использования, проводится в следующие сроки:

Рулевое устройство, импульсные отмашки, аккумуляторы, система ДАУ, ГЭУ, сигнальные огни,

пожарная и авральная сигнализация -- 1 раз в 10 дней ГРЩ, АРЩ, зарядные устройства, генераторы эл.об. котельной установки, компрессоров, подруливающего устройства, станции ППВ аварийный ДГ -- 1 раз в месяц Электродвигатели шпиля, брашпиля, пожарных, трюмно-осушительных, балластных и грузовых насосов -- 1 раз в 3 месяца Лебедки шлюпочные и люковых закрытий, трансформаторы -- 1 раз в 6 месяцев

После проведения ТО№2 необходимо замерить сопротивление изоляции электрооборудования и проверить его работоспособность.

Независимо от ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовыми приборами необходимо перед вводом судна в эксплуатацию, не реже одного раза в месяц в течение навигации и перед постановкой судна на зимний отстой измерять сопротивление изоляции электрооборудования переносным мегаомметром.

Техническое обслуживание № 3 производят с полной разборкой электрооборудования. При выполнении ТО № 3 проводятся все работы ТО № 1 и 2. Выполнение ТО № 3 возлагается на судовые команды, БПУ и электроцехи судоремонтных предприятий.

Оно заключается в проверке состояния труднодоступных мест электрических машин (подшипников, обмоток статоров и роторов).

При проведении ТО № 3 производят: полную разборку электрической машины; промывку обмоток щеткой, смоченной в бензине Б-70, и продувку их сжатым воздухом от пылесоса; при необходимости — покрытие обмоток изоляционной эмалью и их сушку; промывку, проверку, набивку подшипников новым смазочным материалом и при необходимости их замену; проверку состояния крепежных деталей; сборку машин с последующим замером сопротивления изоляции, центровкой и опробованием их на холостом ходу и под нагрузкой.


Предприятиями-судовладельцами устанавливается перечень электрических машин, ТО № 3 за которыми производится во время навигации. За электрооборудованием взрывозащищенного исполнения ТО № 3 выполняется на специализированных предприятиях.

Судовое снабжение

Техническое обслуживание электроагрегатов и передвижных электростанций

Техническое обслуживание ЭА и ПЭС должно обеспечить

постоянную техническую готовность;

максимальное продление межремонтных сроков работы;

устранение причин, вызывающих преждевременный износ, неисправности и поломки составных частей;

безопасность работы;

расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов в пределах установленных норм.

В зависимости от периодичности и объема работ установлены следующие видыТО:

контрольный осмотр (КО);

ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО);

регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Контрольный осмотр выполняется перед началом работы (транспортирования) и во время работы. Личный состав расчета должен убедиться в готовности ЭА (ПЭС) к работе (транспортированию), а при обнаружении недостатков и неисправностей устранить их. При осмотре проверяется состояние ЭА, кабельной сети, ходовой части, буксировочных и тормозных средств, сигнальных устройств прицепа.

При работе ЭА проверяются:

нагрев деталей и узлов;

нет ли подтеканий, ненормальных шумов и стуков;

показания контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности;

исправность кабельной сети и заземляющих устройств.

Ежедневное техническое обслуживание проводится в конце смены. Оно преследует цель подготовить ПЭС к последующей эксплуатации. Устраняются все дефекты, обнаруженные во время работы, выполняются уборочно-моечные работы, работы КО перед началом работы, производится заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, сливается отстой с фильтров, проверяются и при необходимости подтягиваются ремни привода вентилятора.

Техническое обслуживание № 1 предусматривает выполнение всех операций ЕТО, а также ряд дополнительных смазочных, контрольно-регулировочных и крепежных работ без снятия механизмов с ЭА и без их разборки.

Судовое снабжение

Техническое обслуживание № 2 предусматривает выполнение всех работ ТО-1. Дополнительно выполняются работы, обеспечивающие надежную работу электростанции до следующего номерного обслуживания. Отдельные механизмы снимаются с ЭА и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.



Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, его стараются совместить с очередным ТО-2. При СО выполняется:

промывка системы охлаждения, замена охлаждающей жидкости, масла и топлива в двигателе соответственно наступающему сезону;

проверка системы питания топливом и промывка топливного бака;

проверка состояния аккумуляторных батарей, уровня и плотности электролита, степени заряженности.

Перед началом осенне-зимней эксплуатации готовят к работе устройства предпускового прогрева, а с наступлением весенне-летнего периода эксплуатации их консервируют.

Регламентированное техническое обслуживание проводится один раз в 6 ... 10 лет. Объем работ соответствует ТО-2, кроме того, выполняются работы по замене деталей ограниченного срока службы. Замена деталей производится по потребности.

О всех проведенных технических обслуживаниях делают запись в формуляре ПЭС, с указанием даты и объема выполненных работ, а также отметку в месячном плане эксплуатации инженерной техники.

Техническое обслуживание выполняется расчетом электростанции. Для наиболее сложных и ответственных работ привлекаются специалисты и оборудование ремонтных подразделений части.

Сокращение объема ТО, а также уменьшение отведенного для этого времени в ущерб качеству обслуживания не допускаются. Отклонение срока проведения номерного ТО от утвержденных норм допускается в пределах ±10 ч. Периодичность и трудоемкость ТО приведены в табл. 17.1.

При работе ПЭС в горных условиях, в условиях тропического климата и жарко-пустынной местности из-за неблагоприятных условий эксплуатации периодичность проведения ТО сокращается на 30% и более.

Техническое обслуживание ПЭС включает:

обслуживание первичного двигателя;

обслуживание электрической части;

обслуживание транспортного средства и имущества станции.


2.7 Методы замера сопротивления изоляции. Щитовой и переносной мегомметры

Способы измерения сопротивления изоляции

Строгое соответствие сопротивления изоляции токоведущих частей установленным требованиям является важнейшим условием бесперебойной работы электроустановки.
Как указывалось ранее, при несовершенной изоляции токоведущих частей друг от друга и от корпуса судна, т. е. при недостаточно высокой величине ее сопротивления, происходит утечка тока через изоляцию кабелей, машин, аппаратов, арматур и через корпус судна. Чем меньше сопротивление изоляции, тем больше утечка тока.

По закону Ома ток утечки Iут (в амперах) равен напряжению между токоведущими частями U (в вольтах), деленному на сопротивление изоляции между токоведущими частями Rиз (в омах), т. е.


Iут=U/Rиз, откуда Rиз=U/Iут.


Если, например, для какого-либо фидера, идущего от главного распределительного щита, сопротивление изоляции между жилами кабеля равно 550000 ом, а напряжение судовой сети — 110 в, то ток утечки в этом фидере равен
Iут=U/Rиз=110/550000=0,0002 а,


т. е. двум десятитысячным долям ампера. Предположим теперь, что от этого щита отходит всего десять фидеров, сопротивление изоляции каждого из которых равно 550000 ом (для простоты считаем сопротивления изоляции всех фидеров одинаковыми). Очевидно, что общий ток утечки во всех десяти фидерах достигнет 0,0002x10 = 0,002 а (два миллиампера).

Следовательно, сопротивление изоляции всей сети, состоящей из десяти отходящих от щита фидеров, будет равно
Rиз=U/Iут=110/0,002=55000 ом,

т. е. в 10 раз меньше сопротивления изоляции одного фидера.

Поэтому необходимо отличать сопротивление изоляции одного фидера (или какого-либо участка сети) от сопротивления изоляции всей судовой сети: последнее всегда будет в несколько раз меньше сопротивления изоляции одного фидера.

Чтобы ток утечки Iут не превосходил величины, допускаемой для нормальной работы электроустановки, надо обеспечить должную величину сопротивления изоляции Rиз, а для этого прежде всего необходимо знать в каждый момент состояние изоляции, т. е. уметь измерять ее сопротивление.

На судах измерение сопротивления изоляции производится: а) под напряжением с помощью измерительных приборов, установленных на главном распределительном щите и б) при снятом напряжении с помощью переносных мегометров


На щитах электрических станций постоянного тока для измерения сопротивления изоляции применяются высокоомные вольтметры, а на щитах электростанций переменного тока — щитовые мегомметры. Измерение сопротивления изоляции при снятом напряжении производится переносным мегомметром. Они дают более точные результаты.

Правила и нормы измерения сопротивления изоляции

Нормы допустимых величин сопротивления изоляции, порядок и сроки производства необходимых измерений определяются действующими «Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования».

Согласно этим Правилам сопротивление изоляции отдельных осветительных фидеров по отношению к корпусу судна должно быть не менее 0,5 мгом для установок, находящихся в эксплуатации, и не менее 1,5 мгом для новых установок.

Для силовых фидеров эти величины должны составлять соответственно 0,5 и 1 мгом, а для электрических машин мощностью до 100 кет и напряжением до 500 в — 1 и 2 мгом и т. д.
Общее сопротивление изоляции судовой сети, находящейся под напряжением, измеряют через каждый час прибором, установленным на главном распределительном щите. Результаты измерения заносятся в вахтенный журнал по электрочасти.

В случае пониженного сопротивления изоляции необходимо последовательной проверкой и отключением найти группу с низким сопротивлением, затем отключить эту группу от щита и искать дальше место повреждения переносным мегомметром. Правилами запрещается отыскивать место повреждения под напряжением, т. е. без отключения группы от щита.
Помимо ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовым прибором, необходимо производить измерения переносным мегомметром:



  1. один раз в месяц — всех фидеров, машин и приборов с занесением результатов замеров в специальный журнал;

  2. перед каждым выходом в море и после окончания рейса — электрической схемы рулевого управления;

  3. перед началом и после окончания грузовых операций — электроприводов грузовых лебедок и кранов;

  4. перед заходом в порт — электроприводов брашпилей и швартовных шпилей и лебедок.

Установки (электрические машины, кабельные линии и т. п.) с пониженным сопротивлением изоляции должны быть выведены из действия для проведения необходимых мер по повышению изоляции до установленных норм.