Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделяют два типа тревожности:

  • Личностная тревожность – это ситуативно-устойчивые проявления

тревожности, которые связаны с наличием у индивида соответствующей личностной черты. Личностная тревожность представляет собой устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге.

  • Ситуативная тревожность – может характеризоваться субъективно

переживаемыми эмоциями: беспокойством, напряжением, озабоченностью и нервозностью. Это эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, имеющая различия по интенсивности в времени протекания.[4]

Тревожность не всегда является негативным явлением, поскольку какой-то уровень беспокойства может быть благоприятен для человека. Такая тревожность называется полезной, ее задача - обеспечить безопасность субъекта на уровне личности. Уровень беспокойства свидетельствует о внутреннем отношении ребенка к какому-либо типу ситуации, а также о характерах взаимоотношений взрослых с детьми в семье, сверстниках, детских садах и школах. Если показатели превышают оптимальный уровень, можно сказать, что уровень тревожности повышен. Высокие уровни тревожности ребенка могут свидетельствовать о недостаточном эмоциональном приспособлении к различным социальным условиям. У детей с высоким уровнем трезвости могут формироваться установочные отношения к себе, как к слабой и неумной личности. Впоследствии у детей с повышенной тревожностью может возникнуть неуверенность. Тревожный дошкольник боится ошибки, в ней нет никакой уверенности в целом человеке. Также высокие уровни тревоги и недоверия в себе сказываются на самочувствии ребенка, а комплекс может привести к агрессии в поведении ребенка.[15]

Особенности проявления тревожности:

1. При повышенной тревожности дети реагируют на эмоциональные сообщения о неудаче.

2. Повышенная тревожность затрудняет процесс адаптации в стрессовой ситуации.

3. У детей проявляется боязнь неудач, которая доминирует над стремлением к достижению успеха.

4. Личностная тревожность предрасполагает к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций, которые несут в себе угрозу.[4]

Особенности тревожных детей, старшего школьного возраста.

В детских садах тревожные детки не пользуются в группе всеобщей признательностью, а также не находятся в изолированном состоянии. Такие ребята малообщительны, очень неуверенны в себе, обеспокоены, замкнутые, безынициативные, не обладают лидерскими качествами, не обращают внимания на общение. В других детях проявляется желание доминировать над тревожными, в этом случае в детях с высокой тревогой возникают внутренний конфликт, и возникает неуверенность. Таким образом, при отсутствии благоприятных отношений со своими сверстниками тревожный ребенок обретает состояние напряжения и напряжения, создающее чувство неуверенности, подавления или агрессии. Также у ребенка может проявляться отчужденность и формирование негативного отношения к окружающим людям, ненависти и стремления к уединению. [15]


Дети не уверены в себе, неустойчивы в самооценке. Постоянно чувствующийся детьми страх перед незнакомцами приводит к крайне редкому проявлению инициативы. Будучи послушным, они предпочитают игнорировать окружающих, вести себя около дома и детского сада, пытаются точно выполнить требования воспитателей и родителей – не нарушать дисциплину, убрать игрушки за собой. Такие дети называются скромными и скромными. Впрочем их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы не оказаться в не удаче.[4]

В исследованиях динамики возрастной тревоги и агрессии Т.В. Лавреневой дошкольники не могут показывать страхи и слезы, научились не только подавлять чувства, но сознательно их подавлять, использовать их, информировать окружающих об их переживаниях, влиять на окружающую среду.

У дошкольников агрессивное поведение может проявляться вспышкой раздражения, излишней активности, неуважения, жесткости и драки. Также многие дети могут ощущать выражение прямого или косвенного вербального агрессивности. Он может выражать жалобы, агрессивные фантазии или даже прямой угрозу и обиду.[16]

Исследование тревожности и агрессии детей старших дошкольных возрастов в связи со взаимоотношениями с детьми заключалось в важности взаимоотношений между детьми и родителями, их влияния на тревогу и агрессию у ребенка, а также в их воздействии на тревогу и агрессию. В этом исследовании выяснилось, что конфликтная ситуация в семье и неблагоприятная ситуация в семье сильно влияют на развитие тревоги и агрессии у ребенка. А если у ребенка нет эмоционального контакта, то он склонен выражать агрессию на себе. Проблемы взаимоотношений между детьми и родителями сильно влияют на тревогу и агрессию ребёнка. Поскольку на примере семейных взаимоотношений ребенок учится взаимодействовать со своими людьми, учится формам взаимоотношений и поведения, которые у него сохраняются на протяжении всей жизни. [16]

В итоге, можно отметить, что агрессия и беспокойство являются взаимосвязанными характеристиками. Многие из исследователей изучали агрессию и беспокойство, их особенности и связи. Исследования свидетельствуют о значимости проявлений тревоги и агрессии в дошкольных возрастах. Тревожная и агрессивная реакция возникают из разных факторов

, но, прежде всего, ученые отметили важность отношений между детьми и родителями, поскольку именно в семье ребенок начинает получать первые социальное знание. Проблемы с общением родителей, эмоциональное холодное состояние, ругани и так далее. Всё это может вызвать у ребенка повышенную тревогу и агрессию, поэтому он перенесёт негативные опыты из семьи на жизнь и, возможно, в будущем, в семью. Взаимодействие группы в саду с воспитателями также может усилить или уменьшить эту негативную динамику - высокую тревогу и агрессию. Однако, проведенные исследования в большей степени определяют качества старших дошкольников, а младших дошкольников почти никто не исследовал, поэтому данная проблема в младшем дошкольном возрасте видится очень актуальной.

Выводы по результатам анализа психолого-педагогической литературы:

По итогам теоретического исследования проблемы повышения трезвости и агрессии у младших дошкольников, можно констатировать, что эта проблема не полностью исследуется.

Дошкольник в детском саду впервые попадает в социальную среду, где, вместе с другими ребятами, приобретает социальный опыт взаимодействия, а также задатки учебного процесса. Для дошкольников окружающий мир познается с помощью игры, игры ролевых игр служат дошкольнику основной источником познания социальной роли в взрослом обществе. В этот возраст дети активно развивают мысли и речи, учатся контролировать свои эмоции и освоить оккультный мир под действием взрослых и ориентируются на них как на эталоне. Такие отрицательные явления, как повышение тревожности и агрессии, сильно влияют на младшие дошкольники. В исследованиях выяснилось, что тревога и агрессия развиваются уже в детском возрасте, которые могут сильно повлиять на дальнейший развитие ребенка. Таким образом, ребенок с высокой тревогой будет не уверен, ожидает неудачи. Такой дошкольник испытывает страх, агрессию, которая способна выступать в качестве защитного механизма. У ребенка возникают разные факторы тревожности и агрессии. Исследователи утверждают, что здесь важнейшим фактором становятся отношения между детьми и родителями, поскольку ребенок из семьи получает первые социальное знание. Когда ребенок тревожится в детском саду, он оказывается в небольшой социальной группе, в которой он обретает социальную статусность. Такой статус до сих пор называют социометричным. Социометрия – это внешний показатель адаптации дошкольника к группе ребенка. И дети, имеющие низкий социометрический статус, проявляют себя замкнутыми, тревожными, неуверенными. Воспитатели не всегда внимание уделяют таким детям. Они называются скромными и тихими ребятами, но не работают с ними.


Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Организация исследования

Целью данного исследования являлось выявление характеристик тревожности и агрессивности у старших дошкольников.

Исследование проводилось в городе Сызрань, Самарская область в

структурном подразделении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад №17» в 2023 году в период с 09.02 г по 21.06.

В исследовании приняли участие старшая и подготовительная группы детского сада. В исследовании участвовали дети в возрасте 5-6 и 6-7 лет.

Исследование проводилось в группе. Был обеспечен оптимальный уровень психологических условий: проветренное помещение, отсутствие отвлекающих факторов, хорошее освещение, оптимальная температура воздуха, материалы предоставлены в полной мере (листы для заполнения тестов, цветные карандаши).

Исследование проводилось в первой половине дня. Время работы с диагностическими методиками составило 25 минут. В ходе работы установилась доброжелательная, помогающая и поддерживающая атмосфера общения, комфортный психологический климат.

2.2 Методы исследования

Для определения уровня тревожности, агрессии у детей старшего дошкольного возраста был выбран метод проективного теста и беседы. Так как, для детей старшего дошкольного возраста, для изучения характеристик личности подходит использование проективных тестов, и такие данные могут считаться достоверными.

Для проведения исследования были использованы два теста, общее время заполнения, которых не превышало 25 минут.


  1. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)


Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 5-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям. Показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.