Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола(таблица 1):

Имя: Николай

Возраст: 6 лет

Таблица 1 – Образец протокола


Рисунок


Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Ему надоело играть

+




2. Ребенок и мать с младенцем

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

+




3. Объект агрессии

Хочет ударить его стулом.




+

4. Одевание

Он пойдет гулять. Надо одеваться

+




5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

+




6. Укладывание спать в одиночестве

Я всегда беру спать игрушку




+

7. Умывание

Потому что он умывается

+




8. Выговор

Мама хочет уйти от него




+

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

+




10. Агрессивность

Потому что кто-то отбирает игрушку




+

11. Собирание игрушек

Мама заставляет его, а он не хочет




+

12. Изоляция

Они не хотят играть с ним




+

13. Ребенок с родителями

Папа и мама гулят с ним

+




14. Еда в одиночестве

Пьет молоко, и я люблю пить молоко

+






Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному анализу.

Количественный анализ: На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):


х100%
ИТ = Число эмоциональных негативных выборов

14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Cтимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) (приложение 2)
2. Графическая методика «Кактус» (Модификация М.А. Панфилова)

Цель данной методики: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессии ее направленности и интенсивности. Область применения: дети с 5 лет и старше.

Материалы: лист бумаги формата А4, простой карандаш или цветные карандаши.

Проведение диагностики: детям предлагается нарисовать кактус. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение

2. размер рисунка

3. характеристики линий

4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.



Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Обработка результатов методики «Кактус» (таблица 2)
Таблица 2 - Система количественной оценки для теста «Кактус»

Личностные особенности

Отражение в рисунке

1. Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

2. Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

3. Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

4. Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

5. Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

6. Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

7. Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы



Продолжение таблицы 2

8. Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

9. Женственность

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

10. Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

11. Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

12. Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

13. Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы»



При проведении психодиагностики детей в старшем дошкольном возрасте следует учитывать, что тестирование не должно требовать от ребёнка высокого уровня произвольного контроля своих познавательных процессов. Если данное условие не будет учитываться, в результате теста возникает риск получить данные, не достаточно соответствующие настоящему уровню познавательной активности ребёнка.

Для того чтобы правильно оценить уровень развития ребенка, необходимо подбирать тестовые психодиагностика так, чтобы она одновременно была рассчитана и на произвольное, и на непроизвольное развитие когнитивных сфер. Это будет способствовать адекватному оценке степени произвольной познавательной деятельности, а наоборот, реальному уровню ее развития, если она еще не произвольная.

2.3 Обработка исследования

Результаты исследования при помощи детского теста тревожности (Р. Теммл, Н. Дорки, В. Амен).

Показатели ИТ (индекс тревожности), полученные в результате психодиагностики.(Приложение 1)

На основании данных показателей находим средние значения по I и II диагностическим выборкам.



На основании данного исследования средний балл индекса тревожности детей 2 группы ( подг.гр 6-7 лет) составил 43,56 – средний уровень; а 1 группа (ст.гр 5-6 лет) составил 50,71 – высокий уровень.( Приложение 1)

Результаты исследования при помощи проективно методики «Кактус»

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена в приложении 1.

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Егора. Л, Ильи. З, Кати. Н, Регины. М, Левы. Ж, Арслана. Ф, Артема. С в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (у Егора. Л, Ильи. З, Кати. Н, Регины. М, Левы. Ж, Арслана. Ф, Артема.).У других – слабая.(Соня. З, Юля. П, Ксюша. Т, Аня. Г, Настя. И, Двнил. З, Наум. Л, Яша. В, Элина. С, Саша. Ч, Лиза. Р, Ваня. С, Максим. Б)

При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений,