Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.


Выводы по результатам исследования.

Результаты обработки данных по методике «Тест тревожности» ( Р. Тюммп, М. Дорки, В. Амен) показали отсутствия значимого различия в уровне агрессии в двух выборках. На гистограммах это хорошо прослеживается. В старшей группе уровень тревожности немного выше уровня тревожности подготовительной группы. В старшей группе уровень тревожности немного выше уровня тревожности подготовительной группы. В подготовительной группе большинство детей имеют средний уровень тревожности, а в старшей группе большинство детей имеют высший уровень тревожности.

По результатам исследования с помощью проективной методики «Кактус» прослеживаются весомые различия в уровне агрессии между двумя выборками. В старшей группе имеют признаки агрессии (20%) детей. В подготовительной группе имеют признаки агрессии (50%) детей. Это говорит о разных уровнях агрессии в обеих выборках. Таким образом, на основании результатов по двум проективным методикам, различия в уровне агрессии и уровне тревожности по двум выборкам: 1-ая старшая группа, 2-ая подготовительная группа выявлены, но они не большие, т.е я могу сказать, что уровень агрессии и уровень тревожности у детей разная.

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, что высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у дошкольников, так как разница между результатами выборок незначительна.

Заключение

Проведенные анализы литературы показали важность характеристик тревоги и агрессии у детей в старшем дошкольном возрасте. На текущий момент проведенные исследования отмечают важность этих проблем. Таким образом, детям дошкольного возраста уже часть эмоций скрывается, хотя часть эмоций все равно выражена прямо. Тревожные ребята идут застенчивыми, робкими, неуверенными, боятся что что-то не справятся. В некоторых исследованиях было отмечено важность взаимоотношений между детьми и родителями. Они тесно связаны с развитием тревоги и агрессии у дошкольников, но сильно влияние могут оказывать и детский сад, где ребенок посещает группу детей, и воспитатель. В настоящее время так считается актуальной задачей изучения старшего дошкольника, разработки стандартных методик диагностики тревожности и агрессии.



В ходе проведенного исследования было предпринято попытку изучить различия и связи характеристик тревоги и агрессии в соответствии с социальным статусом старших дошкольников. Целью исследования было выяснить различия и связи характеристик трезвости и агрессии, зависящих от высокой и низкой социальной статусности группы.

Что касается дошкольников младшего возраста, то результаты нашей исследования показывают, что тревожность и агрессия имеют различие между группами низкого и высокого статуса.

Выявлено, что у дошкольников с низким социальном статусом проявляется более высокий уровень агрессии, интуиции, зависимости, неуверенности, тревожности, стремления к защите в семье, ощущение единства.

Дошкольники, имеющие высокий статус, проявляют более оптимистическую направленность, менее агрессивную, большую самоуверенность. То есть дошкольники низкой популярности в группе ощущают себя в детской группе неуверенными, тревожными, агрессивными как защитным механизмом, стремятся к защите семьи, однако при неблагоприятном эмоциональном отношении в семье они ощущают себя одиночеством.

Импульсивное развитие характерно для всех дошкольников в этот период развития, поскольку они лишь осваивают механизмы управления эмоциями.

Результаты исследования взаимосвязи характеристик тревоги и агрессии среди детей с низкими и высокими статусами показывают главные тенденции дошкольного возраста.

Дошкольники, имеющие низкий статус, связывают агрессию с завистью и зависимостью от себя. То есть, дети, которые проявляют агрессию, проявляют себя неуверенными, различными страхами, это означает, что агрессия является защитным механизмом.

Дошкольники, имеющие высокий статус группы, агрессия связана с недостаточной уверенностью, общением, открытостью и ориентацией на окружающий мир, неосмотрительностью. Может быть, это связано с уверенностью популярных дошкольников, поэтому они не боятся высказывать свои эмоции и проявлять агрегацию в негативных обстоятельствах.


Популярные дети в группе, они склонны общаться, открыто импульсивно. Импульсивный возраст считается нормам для этой возрастной категории. Старший дошкольник, популярный в группе и проявляющий замкнутый и недружелюбный характер, ищет в семье эмоциональную помощь.

Дети, с низким социальным проявляют агрессивность из-за неуверенности в себе. Они также склонны проявлять тревожность, малое количество выборов детей влияет на таких детей, они связывают агрессивность и тревожность со своей неуверенностью в себе. Дети с высоким статусом наоборот проявляют агрессивное поведение, так как проявляют большую уверенность и не боятся явно выражать свою агрессию.

Эти результаты могут быть использованы в дальнейшем эмпиографическом исследовании тревожности и агрессии у младшего школьного возраста, разработке специальных программ для профилактики тревожности и агрессии и в практических психологических исследованиях

Список используемой литературы


  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К.

Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ 1976. 134 – с

  1. Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у

дошкольников и младших школьников / Е.А. Волгуснова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика – 2015. – №1. – С. 67 – 70.

  1. Гонина О.О. Влияние особенностей общения между родителями на

эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста / О.О. Гонина // Концепт – 2014. – №3. – С. 1 – 6.

  1. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] /

А.А. Гребенюк. – Симферополь, 2001. – 453.

  1. Иванова Е.С. Об особенностях негативных эмоциональных состояний

детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Иванова // Гаудемаус – 2012. – №19. – С. 69 – 75.

  1. Какурина Л.Г. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения /Л.Г. Какурина, Д.В. Ларькова // Science Time – 2015. – №1 (13). –С. 174 – 177.

  1. Лимонцева Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей

старшего дошкольного возраста / Г.В. Лимонцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения – 2015. – №47. – С. 26 – 31. 20. Мирошниченко С.С. Исследование личностных
характеристик у детей младшего возраста, предрасполагающих к определенной степени выраженности страхов / С.С. Мирошниченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2014. – №5 (111). – С. 107 – 111.

  1. Немов Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М., 2003.

680 с.

  1. Никонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у

старших дошкольников / С.В. Никонова // Концепт – 2015. – S1. – С.1 – 6.

  1. Нурмухаметова И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика её

проявлений [Текст] / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Гялаутдинова // Вестник Башкирского университета – 2010. – №4. – С. 1326 – 1329.

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М., 1998. – 231 с.

  2. Петрайтене М.В. Возможности применения проективной диагностики в

психологическом сопровождении развития личности дошкольников / М.В. Петрайтене // Известия Алтайского государственного университета – 2014. – №2 (82). – С. 53 – 57.

  1. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности

дошкольника / Т.А. Попова, С. Сулейманова // Фундаментальные исследования – 2012. – №11-5. – С.1145 – 1148.

  1. Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего

дошкольного возраста [Текст] / И.В. Сизова // Специальное образование – 2015. – № 11. – С. 236 – 239.

  1. Смирнова В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у

детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями [Текст] / В.О. Смирнова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки – 2014. – №1. – С. 176 – 183.

  1. Токарева В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у

детей старшего дошкольного возраста в зависимости от детско-родительских отношений [Текст] / В.О. Смирнова // Фундаментальные исследования – 2013. – №8–4. – С. 970 – 973.
Приложение 1
Таблица 1 - Показатели ИТ (индекс тревожности), полченные в результате психодиагностики.


Группа д/с































Ст. гр (5-6 лет)

42,85

50

42,85

42,85

57,14

57,14

57,14

57,14

42,85

57,14

Подг.гр (6-7 лет)

50

42,85

35,71

35,71

42,85

35,71

50

50

35,71

57,14