Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1369
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 11. Маршрутизация перевозок с мест погрузки
11.1. Эффективность маршрутизации
Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэффек- тивным способом организации грузовых перевозок.
Маршрутизация является предметом договора на организацию перево- зок грузов на железнодорожном транспорте, поэтому лишь участники договора вправе определять его содержание. В нем могут предусматри- ваться отправительские маршруты, формируемые на железнодорожном подъездном пути или на железнодорожной станции, группы вагонов для организации ступенчатых станционных или участковых маршрутов и др.
Под отправительским маршрутом понимается состав поезда установ- ленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железно- дорожном подъездном пути организации либо по договору с железной доро- гой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.
Отправительские маршруты проходят одну или несколько сортиро- вочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза,
сокращается работа по переформированию составов, снижается себес- тоимость перевозок, ускоряется оборот вагонов, снижается потребность в вагонах, лучше обеспечивается сохранность перевозимых грузов, по- вышается конкурентоспособность производителей товаров и железно- дорожного транспорта.
Ступенчатые маршруты формируются из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла.
Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на желез- нодорожном транспорте предусматривают, что в целях ускорения дос- тавки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов
115
перевозки грузов могут осуществляться отправительскими маршрута- ми и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Отправительская маршрутизация яв- ляется основой создания в перспективе сети логистических центров железных дорог России.
11.2. Виды отправительских маршрутов и их организация
Порядок перевозок грузов отправительскими маршрутами устанав- ливается Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.
По назначению отправительские маршруты бывают:
– прямые — при перевозке на одну станцию назначения (перевал- ки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые ваго- ны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группы);
– в распыление — при перевозке назначением на станции расформи- рования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные МПС России пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополуча- теля) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучате- лей, либо назначением на входные и распределительные станции, полу- чающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на стан- ции выгрузки.
Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку.
При наличии на направлении следования маршрутов станций измене- ния массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в со- ставе маршрута до пунктов перелома массы.
Ядро — это основная часть отправительского маршрута установ- ленной массы, которая следует без переформирования до железно- дорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.
По условиям обращения отправительские маршруты различают:
– кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под по- вторную погрузку;
116
– кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки воз- вращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется чис- ло, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.
Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной под- готовки под нее.
11.3. Основные показатели маршрутизации
Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации пере- возок установлены основные показатели:
– количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршру- тах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;
– уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов —
определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправ- ленных в маршрутах Uмрш, к общему количеству загруженных ваго- нов Uобщ
,
в процентах:
;
100
общ мрш м
⋅
=
ϕ
U
U
(11.1)
– средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их со- ставах и по родам грузов:
;
мрш мрш м
N
l
N
l
Σ
=
(11.2)
где
Σ
N
мрш
l — сумма маршруто-километров; N
мрш
— общее число мар- шрутов;
– распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам даль- ности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);
– количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;
117
– средний состав маршрутов (в вагонах) — определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных мар- шрутов;
– выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами — отноше- ние количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).
Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами станции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступенчатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов
(форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основ- ные показатели маршрутизации, проводят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.
118
Р а з д е л I V
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Глава 12. Подготовка и прием груза к перевозке
12.1. Подготовка груза к перевозке грузоотправителем
В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подгото- вить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,
качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, ваго- нов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное со- стояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стаби- лизация грузов, подверженных разложению, и т.п.), надлежащая упа- ковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки,
уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др.), дроб- ление (крупных частей металлолома) или частичная разборка крупнога- баритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспор- тной маркировки и др. При подготовке грузов к перевозке производит- ся также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитар- ным надзором).
12.2. Транспортная маркировка грузов
На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Содержание транспортной маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры маркировоч- ных ярлыков и надписей должны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Мар- кировка грузов». Транспортная маркировка состоит из основных, до- полнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.
Основные надписи должны содержать:
– полное или сокращенное наименование грузополучателя;
– полное наименование станции назначения;
119
– число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке).
Число грузовых мест и порядковый номер места должны указывать- ся в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные гру- зы в однотипной таре (например табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопу- стимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудования, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительные надписи должны содержать:
– наименование пункта отправления с указанием станции отправле- ния и перевозчика;
– железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель —
марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель —
код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2):
Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъяв- ления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных до- кументов. Наличие железнодорожной маркировки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.
Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузово- го места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию:
габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1,2 м — в крытом вагоне.
120
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на спо- собы обращения с грузом (рис. 12.1). Необходимость нанесения этих зна- ков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию.
Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.
Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информаци- онные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых мес- тах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом
Рис. 12.1. Манипуляционные знаки: 1 — осторожно хрупкое; 2 — боится нагрева; 3 — боится сырости; 4 — боится излучения; 5 — соблюдение интервала температур; 6 — скоропортящийся груз; 7 — герметическая упа- ковка; 8 — крюками непосредственно не брать; 9 — место строповки; 10 —
место подъема тележкой; 11 — верх, не кантовать; 12 — центр массы; 13 —
тропическая упаковка; 14 — штабелировать запрещается; 15 — поднимать непосредственно за груз; 16 — открывать здесь
121
случае замаркированные места укладывают по два места у каж- дой двери маркировкой наружу,
по два места у каждого продоль- ного борта платформы или полу- вагона маркировкой вверх. При перевозке грузов насыпью и на- ливом транспортная маркировка не наносится. Порядок располо- жения транспортной маркировки показан на рис. 12.2. Транспорт- ная маркировка должна быть на- несена на бумажные, картонные,
металлические и другие ярлыки.
При длительном хранении груза,
а также при транспортировании грузов в открытом подвижном составе маркировку допускается наносить непосредственно на гру- зовые места. Маркировку на яр- лыки наносят типографским, ли- тографским, электролитическим способами, печатанием, окраской по трафарету, штемпелеванием по трафарету, продавливанием,
штампованием, выжиганием, мар- кировочными машинами. Наиме- нование грузополучателя и пун- кта назначения на ярлыках, а же- лезнодорожную маркировку на ярлыках и непосредственно на таре допускается четко и раз- борчиво наносить от руки при условии обеспечения сохранно- сти надписей до получателя. На рис. 12.3 показана транспортная маркировка, нанесенная непос- редственно на ящик. Грузоотпра- вители и транспортные организа-
Рис. 12.2. Порядок расположения транс- портной маркировки: 1 — манипуляци- онные знаки; 2 — допускаемые предуп- редительные надписи; 3 — порядковый номер внутри отправки, число мест в отправке; 4 — наименование грузопо- лучателя и пункта назначения; 5 — наи- менование станции перегрузки; 6 —
железнодорожная маркировка; 7 — наи- менование грузоотправителя; 8 — наи- менование станции отправления; 9 —
масса нетто; 10 — масса брутто; 11 —
габаритные размеры грузового места
Рис. 12.3 Маркировка, наносимая непосредственно на ящик
122
ции обязаны строго соблюдать требования Правил и стандартов по мар- кировке, имея в виду, что с помощью ее устанавливается связь между грузом и перевозочным документом, определяется его принадлежность в случае разъединения от документов, осуществляется информация ра- ботников о мерах предосторожности и способах обращения с упакован- ной продукцией при транспортировке и хранении.
12.3. Договор перевозки груза
В соответствии со статьей 25 Устава при предъявлении груза для пе- ревозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку гру- за составленную в соответствии с Правилами перевозок грузов желез- нодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовы- ми актами документы. Указанная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его пе- ревозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправи- тель. Отправитель груза и его собственник не всегда совпадает в одном лице.
Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, дей- ствующий по поручению грузовладельца от собственного имени. По догово- ру перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу — грузополучателю.
По договору перевозки груза основное право перевозчика — полу- чить причитающиеся ей провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами. Основная обя- занность отправителя — оплатить перевозку груза, а основное право —
потребовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности в установленной срок и выдачи его указанному в накладной грузополу- чателю. Накладная составляется на имя определенного грузополучате- ля, а потому является именным документом. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются МПС и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодо-
123
рожном транспорте. От грузоотправителя требуется надлежащее в соот- ветствии с Правилами заполнения перевозочных документов на желез- нодорожном транспорте заполнение граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Никакие подчистки и помарки в наклад- ной не допускаются. Накладная следует вместе с грузом со станции от- правления на станцию назначения и затем выдается грузополучателю. В
подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю вы- даются железнодорожная квитанция о приеме груза, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказа- тельственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Дорожная ведомость (лист 2 накладной) имеет боль- шое значение, т.к. в ней содержатся все сведения о грузе, участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным соста- вом в пути следования. В корешке дорожной ведомости грузоотправи- тель расписывается в получении железнодорожной квитанции. Другими документами являются также прилагаемые к накладной сопроводитель- ные документы: сертификаты качества Государственной хлебной инс- пекции, сертификаты на семенной, посадочный материал и семена кар- тофеля, ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат на грузы, подконтрольные Госветнадзору, удостоверение или сертификат качества скоропортящихся грузов, сертификат, удостоверяющий отсут- ствие в грузах карантинных организмов, качественный паспорт на неф- тепродукты, таможенные документы и др.
12.4. Формы перевозочных документов
и требования к их заполнению
Перевозка грузов оформляется едиными для всех участников пере- возочного процесса на железнодорожном транспорте перевозочными документами. Перевозочный документ — транспортная железнодо-
рожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 — оригинал на- кладной (выдается перевозчиком грузополучателю); лист 2 — дорож- ная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не ме- нее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в пе- ревозке грузов инфраструктуры — один для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 — корешок дорожной ведомости
124
(остается у перевозчика); лист 4 — квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
Оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с гру- зом на станцию назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Если накладная подтверждает заключение дого- вора перевозки груза, то дорожная ведомость — документ расчетно-фи- нансового и информационного значения. По дорожным ведомостям опре- деляется выполненный объем перевозок, доходные поступления от них,
правильность расчетов, выполнение сроков доставки, осуществляется ин- формационное обеспечение автоматизированной системы ЕК ИОДВ (еди- ный комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости).
Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, подтверждает заключение договора перевозки груза, свидетельствует о приеме доро- гой груза к перевозке от грузоотправителя.
Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. Он служит для учета и отчетности и составления сообщений в системы ЕК
ИОДВ и АСОУП.
Перевозки грузов повагонными, мелкими отправками, а также по- рожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм:
Лист 1 — на бланке формы ГУ-27, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Лист 2, 3, 4 заполняется пе- ревозчиком компьютерным способом на основании листа 1.
Листы 1, 2, 3, 4 — на бланках формы ГУ-29-0. Листы 1, 2, 3, 4
накладной заполняются грузоотправителем и передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично рас- положенных граф.
Лист 1 — машинопечатной формы ГУ-27у ВЦ, листы 2, 3, 4 — ма- шинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправите- лем компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейше- го оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2, 3, 4.
Формы перевозочных документов на перевозку грузов маршрутны- ми или групповыми отправками рассматриваются в п. 27.3, при пере- возке грузов в контейнерах — в п. 25.4 учебника.
11.1. Эффективность маршрутизации
Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэффек- тивным способом организации грузовых перевозок.
Маршрутизация является предметом договора на организацию перево- зок грузов на железнодорожном транспорте, поэтому лишь участники договора вправе определять его содержание. В нем могут предусматри- ваться отправительские маршруты, формируемые на железнодорожном подъездном пути или на железнодорожной станции, группы вагонов для организации ступенчатых станционных или участковых маршрутов и др.
Под отправительским маршрутом понимается состав поезда установ- ленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железно- дорожном подъездном пути организации либо по договору с железной доро- гой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.
Отправительские маршруты проходят одну или несколько сортиро- вочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза,
сокращается работа по переформированию составов, снижается себес- тоимость перевозок, ускоряется оборот вагонов, снижается потребность в вагонах, лучше обеспечивается сохранность перевозимых грузов, по- вышается конкурентоспособность производителей товаров и железно- дорожного транспорта.
Ступенчатые маршруты формируются из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла.
Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на желез- нодорожном транспорте предусматривают, что в целях ускорения дос- тавки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов
115
перевозки грузов могут осуществляться отправительскими маршрута- ми и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Отправительская маршрутизация яв- ляется основой создания в перспективе сети логистических центров железных дорог России.
11.2. Виды отправительских маршрутов и их организация
Порядок перевозок грузов отправительскими маршрутами устанав- ливается Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.
По назначению отправительские маршруты бывают:
– прямые — при перевозке на одну станцию назначения (перевал- ки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые ваго- ны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группы);
– в распыление — при перевозке назначением на станции расформи- рования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные МПС России пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополуча- теля) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучате- лей, либо назначением на входные и распределительные станции, полу- чающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на стан- ции выгрузки.
Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку.
При наличии на направлении следования маршрутов станций измене- ния массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в со- ставе маршрута до пунктов перелома массы.
Ядро — это основная часть отправительского маршрута установ- ленной массы, которая следует без переформирования до железно- дорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.
По условиям обращения отправительские маршруты различают:
– кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под по- вторную погрузку;
116
– кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки воз- вращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется чис- ло, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.
Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной под- готовки под нее.
11.3. Основные показатели маршрутизации
Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации пере- возок установлены основные показатели:
– количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршру- тах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;
– уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов —
определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправ- ленных в маршрутах Uмрш, к общему количеству загруженных ваго- нов Uобщ
,
в процентах:
;
100
общ мрш м
⋅
=
ϕ
U
U
(11.1)
– средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их со- ставах и по родам грузов:
;
мрш мрш м
N
l
N
l
Σ
=
(11.2)
где
Σ
N
мрш
l — сумма маршруто-километров; N
мрш
— общее число мар- шрутов;
– распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам даль- ности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);
– количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;
117
– средний состав маршрутов (в вагонах) — определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных мар- шрутов;
– выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами — отноше- ние количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).
Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами станции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступенчатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов
(форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основ- ные показатели маршрутизации, проводят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.
118
Р а з д е л I V
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Глава 12. Подготовка и прием груза к перевозке
12.1. Подготовка груза к перевозке грузоотправителем
В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подгото- вить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,
качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, ваго- нов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное со- стояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стаби- лизация грузов, подверженных разложению, и т.п.), надлежащая упа- ковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки,
уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др.), дроб- ление (крупных частей металлолома) или частичная разборка крупнога- баритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспор- тной маркировки и др. При подготовке грузов к перевозке производит- ся также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитар- ным надзором).
12.2. Транспортная маркировка грузов
На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Содержание транспортной маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры маркировоч- ных ярлыков и надписей должны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Мар- кировка грузов». Транспортная маркировка состоит из основных, до- полнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.
Основные надписи должны содержать:
– полное или сокращенное наименование грузополучателя;
– полное наименование станции назначения;
119
– число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке).
Число грузовых мест и порядковый номер места должны указывать- ся в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные гру- зы в однотипной таре (например табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопу- стимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудования, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительные надписи должны содержать:
– наименование пункта отправления с указанием станции отправле- ния и перевозчика;
– железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель —
марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель —
код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2):
Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъяв- ления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных до- кументов. Наличие железнодорожной маркировки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.
Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузово- го места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию:
габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1,2 м — в крытом вагоне.
120
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на спо- собы обращения с грузом (рис. 12.1). Необходимость нанесения этих зна- ков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию.
Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.
Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информаци- онные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых мес- тах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом
Рис. 12.1. Манипуляционные знаки: 1 — осторожно хрупкое; 2 — боится нагрева; 3 — боится сырости; 4 — боится излучения; 5 — соблюдение интервала температур; 6 — скоропортящийся груз; 7 — герметическая упа- ковка; 8 — крюками непосредственно не брать; 9 — место строповки; 10 —
место подъема тележкой; 11 — верх, не кантовать; 12 — центр массы; 13 —
тропическая упаковка; 14 — штабелировать запрещается; 15 — поднимать непосредственно за груз; 16 — открывать здесь
121
случае замаркированные места укладывают по два места у каж- дой двери маркировкой наружу,
по два места у каждого продоль- ного борта платформы или полу- вагона маркировкой вверх. При перевозке грузов насыпью и на- ливом транспортная маркировка не наносится. Порядок располо- жения транспортной маркировки показан на рис. 12.2. Транспорт- ная маркировка должна быть на- несена на бумажные, картонные,
металлические и другие ярлыки.
При длительном хранении груза,
а также при транспортировании грузов в открытом подвижном составе маркировку допускается наносить непосредственно на гру- зовые места. Маркировку на яр- лыки наносят типографским, ли- тографским, электролитическим способами, печатанием, окраской по трафарету, штемпелеванием по трафарету, продавливанием,
штампованием, выжиганием, мар- кировочными машинами. Наиме- нование грузополучателя и пун- кта назначения на ярлыках, а же- лезнодорожную маркировку на ярлыках и непосредственно на таре допускается четко и раз- борчиво наносить от руки при условии обеспечения сохранно- сти надписей до получателя. На рис. 12.3 показана транспортная маркировка, нанесенная непос- редственно на ящик. Грузоотпра- вители и транспортные организа-
Рис. 12.2. Порядок расположения транс- портной маркировки: 1 — манипуляци- онные знаки; 2 — допускаемые предуп- редительные надписи; 3 — порядковый номер внутри отправки, число мест в отправке; 4 — наименование грузопо- лучателя и пункта назначения; 5 — наи- менование станции перегрузки; 6 —
железнодорожная маркировка; 7 — наи- менование грузоотправителя; 8 — наи- менование станции отправления; 9 —
масса нетто; 10 — масса брутто; 11 —
габаритные размеры грузового места
Рис. 12.3 Маркировка, наносимая непосредственно на ящик
122
ции обязаны строго соблюдать требования Правил и стандартов по мар- кировке, имея в виду, что с помощью ее устанавливается связь между грузом и перевозочным документом, определяется его принадлежность в случае разъединения от документов, осуществляется информация ра- ботников о мерах предосторожности и способах обращения с упакован- ной продукцией при транспортировке и хранении.
12.3. Договор перевозки груза
В соответствии со статьей 25 Устава при предъявлении груза для пе- ревозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку гру- за составленную в соответствии с Правилами перевозок грузов желез- нодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовы- ми актами документы. Указанная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его пе- ревозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправи- тель. Отправитель груза и его собственник не всегда совпадает в одном лице.
Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, дей- ствующий по поручению грузовладельца от собственного имени. По догово- ру перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу — грузополучателю.
По договору перевозки груза основное право перевозчика — полу- чить причитающиеся ей провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами. Основная обя- занность отправителя — оплатить перевозку груза, а основное право —
потребовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности в установленной срок и выдачи его указанному в накладной грузополу- чателю. Накладная составляется на имя определенного грузополучате- ля, а потому является именным документом. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются МПС и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодо-
123
рожном транспорте. От грузоотправителя требуется надлежащее в соот- ветствии с Правилами заполнения перевозочных документов на желез- нодорожном транспорте заполнение граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Никакие подчистки и помарки в наклад- ной не допускаются. Накладная следует вместе с грузом со станции от- правления на станцию назначения и затем выдается грузополучателю. В
подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю вы- даются железнодорожная квитанция о приеме груза, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказа- тельственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Дорожная ведомость (лист 2 накладной) имеет боль- шое значение, т.к. в ней содержатся все сведения о грузе, участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным соста- вом в пути следования. В корешке дорожной ведомости грузоотправи- тель расписывается в получении железнодорожной квитанции. Другими документами являются также прилагаемые к накладной сопроводитель- ные документы: сертификаты качества Государственной хлебной инс- пекции, сертификаты на семенной, посадочный материал и семена кар- тофеля, ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат на грузы, подконтрольные Госветнадзору, удостоверение или сертификат качества скоропортящихся грузов, сертификат, удостоверяющий отсут- ствие в грузах карантинных организмов, качественный паспорт на неф- тепродукты, таможенные документы и др.
12.4. Формы перевозочных документов
и требования к их заполнению
Перевозка грузов оформляется едиными для всех участников пере- возочного процесса на железнодорожном транспорте перевозочными документами. Перевозочный документ — транспортная железнодо-
рожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 — оригинал на- кладной (выдается перевозчиком грузополучателю); лист 2 — дорож- ная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не ме- нее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в пе- ревозке грузов инфраструктуры — один для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 — корешок дорожной ведомости
124
(остается у перевозчика); лист 4 — квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
Оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с гру- зом на станцию назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Если накладная подтверждает заключение дого- вора перевозки груза, то дорожная ведомость — документ расчетно-фи- нансового и информационного значения. По дорожным ведомостям опре- деляется выполненный объем перевозок, доходные поступления от них,
правильность расчетов, выполнение сроков доставки, осуществляется ин- формационное обеспечение автоматизированной системы ЕК ИОДВ (еди- ный комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости).
Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, подтверждает заключение договора перевозки груза, свидетельствует о приеме доро- гой груза к перевозке от грузоотправителя.
Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. Он служит для учета и отчетности и составления сообщений в системы ЕК
ИОДВ и АСОУП.
Перевозки грузов повагонными, мелкими отправками, а также по- рожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм:
Лист 1 — на бланке формы ГУ-27, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Лист 2, 3, 4 заполняется пе- ревозчиком компьютерным способом на основании листа 1.
Листы 1, 2, 3, 4 — на бланках формы ГУ-29-0. Листы 1, 2, 3, 4
накладной заполняются грузоотправителем и передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично рас- положенных граф.
Лист 1 — машинопечатной формы ГУ-27у ВЦ, листы 2, 3, 4 — ма- шинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправите- лем компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейше- го оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2, 3, 4.
Формы перевозочных документов на перевозку грузов маршрутны- ми или групповыми отправками рассматриваются в п. 27.3, при пере- возке грузов в контейнерах — в п. 25.4 учебника.