Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1372

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

125
Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются.
При необходимости изменений сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк та- кого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в пере- возочный документ перевозчиком, заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика. Не допускается оформление одним пере- возочным документом перевозок:
– грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;
– грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предос- торожности с грузами, которые не требуют таких мер;
– грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных особых норм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил.
Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содер- жат кодированную информацию. Места для кодирования информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками местах блан- ков перевозочных документов.
Оформление перевозочных документов в электронном виде — элек- тронная накладная производится:
– грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об элек- тронном обмене данными или обмене электронными документами меж- ду грузоотправителем и перевозчиком;
– перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной накладной;
– грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об элект- ронном обмене документами между грузополучателем и перевозчиком.
Перевозка грузов по электронной накладной осуществляется в сопровож- дении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается электронный оригинал накладной, подписанный электронной цифровой подписью перевозчика. Подтверждением получения электрон- ного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость,
подписанная электронной цифровой подписью грузополучателя.

126
12.5. Заполнение накладной грузоотправителем
На лицевой стороне накладной грузоотправитель указывает скорость перевозки, данные о вагоне, наименование перевозчика и его код, стан- цию отправления, станцию назначения, полное наименование грузоотпра- вителя и грузополучателя, их коды согласно общероссийскому класси- фикатору предприятий и организаций (ОКПО), почтовые адреса, наиме- нование юридического или фамилия, имя и отчество физического лица,
осуществляющих расчеты за перевозку груза при отправлении и выдаче и код плательщика, станции передачи и их коды, количество мест, род упа- ковки, наименование груза и его код, массу груза, если она определена отправителем либо с его участием. Цифрами и прописью указывается общее количество мест и прописью общая масса предъявленного к пере- возке груза, а также указывается способ определения массы (если она определялась грузоотправителем либо с его участием). Кроме того, ука- зываются сведения о запорно-пломбировочных устройствах, их типе и контрольных знаках и объявленная ценность груза, номер согласованной заявки на перевозку грузов и на какое число назначена погрузка.
По грузам, требующим соблюдения особых мер предосторожности при перевозке и хранении, грузоотправитель в верхней части накладной ука- зывает предусмотренные правилами перевозок данного груза надписи и отметки, характеризующие особые свойства груза.
За правильность внесенных в накладную сведений грузоотправитель разборчиво расписывается и указывает свою фамилию и инициалы.
На оборотной стороне накладной в графе 1 грузоотправитель подтвержда- ет правильность размещения и закрепления груза в соответствии с требовани- ями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и кон- тейнерах. В графе 2 «Особые заявления и отметки отправителя» в случаях,
предусмотренных правилами перевозок грузов и техническими условиями,
грузоотправителем делаются соответствующие отметки (наименование при- лагаемых документов, количество поддонов, сведения о съемном или несъем- ном оборудовании, которое не выдается грузополучателю вместе с грузом,
профилактические меры для предохранения груза от смерзания и др.).
Порядок заполнения накладных формы ГУ-27, ГУ-29-О, Гу-27у-ВЦ при- веден в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.


127
12.6. Проверка и визирование накладной
Заполненную накладную грузоотправитель до предъявления груза к пе- ревозке должен предъявить станции для получения разрешения (визы) на завоз груза, занятие подвижного состава и его погрузку. В графе «№ визы»
указывается номер, присвоенный перевозчиком при визировании наклад- ной. Присвоение перевозчиком номера визы удостоверяется подписью пе- ревозчика на станции отправления. При заполнении электронной накладной в нее вносятся данные о должности, фамилии и инициалах представителя перевозчика, производившего визирование электронной накладной. Обыч- но накладные представляются в товарную контору, а визирование их произ- водится начальником станции или по его поручению заведующим товарной конторой, старшим товарным кассиром, начальником грузового района или заведующим контейнерной площадкой. Прежде чем завизировать наклад- ную, необходимо тщательно проверить полноту ее заполнения и соответ- ствие внесенных в нее данных требованиям Правил. При этом проверяют:
– предусмотрена ли перевозка данного груза в принятой заявке на перевозку грузов;
– соответствует ли наименование станции Тарифному руководству
№ 4 (книга 2) и открыта ли эта станция для выполнения коммерческих операций с данным грузом;
– специализацию станций в узлах при предъявлении повагонных от- правок с выгрузкой на местах общего пользования;
– нет ли временного запрещения или ограничения перевозки груза на данную станцию по Книге записи этих ограничений и запрещений
(форма ГУ-14);
– полноту сведений о наименовании грузополучателя, его коде и ад- ресе (расположен ли он в районе станции назначения);
– соответствует ли наименование груза Тарифному руководству № 1;
– при перевозке мелких отправок — соответствие массы и длины одного грузового места роду вагона согласно Правилам перевозок гру- зов мелкими отправками;
– внесены ли грузоотправителем плата за перевозку и причитающие- ся перевозчику платежи за предыдущую перевозку груза, а также пре- доплата за оформляемую перевозку, если иное не предусмотрено Уста- вом или договором.
При предъявлении к перевозке скоропортящихся и опасных грузов,
перевозимых в цистернах и в открытом подвижном составе, проверяет-

128
ся также, предусмотрена ли Правилами такая перевозка. Особое внима- ние обращается на наличие в накладной штемпелей об опасности груза,
номере аварийной карточки. Для грузов, вывозимых за пределы Рос- сийской Федерации, товарный кассир должен проверить наличие в на- кладной таможенных отметок, штампов и печатей, разрешающих вывоз груза за границу. Недопустимы сокращенные и малопонятные наимено- вания получателя, которые применяются на предприятиях и в учрежде- ниях, но не имеют широкой известности. Сокращенное и неточное на- звание получателя, неполный адрес его и неправильный код могут выз- вать затруднения при выдаче груза.
При использовании АРМ товарного кассира (АРМ ТВК) при локаль- ном режиме работы проверка правильности заполнения накладной и ее визирование производится автоматически.
В АРМ ТВК в режиме «визирование» товарный кассир вводит инфор- мацию с предъявленной накладной для проверки в автоматизированном режиме вышеперечисленных сведений. По итогам выполнения задач про- верки накладной выдается общая справка с запросом о присвоении номе- ра визы. Номером визы в АРМ ТВК является счетчик порядковых номе- ров регистрации накладных. При положительном решении о присвоении номера визы на экран подается номер (номера) визы, который переносит- ся товарным кассиром в накладную. Данные о завизированных наклад- ных переписываются в массив таксировки по визе.
12.7. Объявление ценности груза
В целях защиты интересов грузоотправителя ему предоставляется право объявления ценности грузов, предъявляемых к перевозке (ст. 16
Устава). Оформление перевозочных документов на такие грузы должно осуществляться в порядке, установленном Правилами перевозок желез- нодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью.
Объявление ценности обязательно при предъявлении к перевозке дра- гоценных металлов, камней и изделий из них, музейных и антикварных ценностей, предметов искусства и иных художественных изделий, грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуще- ствлением предпринимательской деятельности. Объявленная грузоотпра- вителем ценность груза не должна превышать действительной стоимости.
Объявление ценности в отношении указанных грузов вынуждает перевозчика уделять их перевозке повышенную заботу и внимание, что


129
требует определенных дополнительных организационно-технических мер. За объявленную ценность грузов взимаются сборы, указанные в
Тарифном руководстве № 1. Они зависят от объявленной ценности и расстояния перевозки. Сбор за объявленную ценность предотвращает также возможность завышения грузоотправителем размера объявлен- ной им ценности. В целях повышения достоверности размера объяв- ленной грузоотправителем ценности груза станция на основании ста- тьи 27 Устава имеет право проверять ее соответствие фактическому состоянию груза. При предъявлении к перевозке грузов с объявлен- ной ценностью грузоотправитель вместе с накладной представляет стан- ции отправления опись на перевозку грузов с объявленной ценностью.
Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью составляется в трех экземплярах (см. п. 26.3).
12.8. Прием к перевозке груза, отгружаемого
с мест общего пользования станций
Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит прием к перевозке и оформление документов на станции отправ- ления, устанавливается перевозчиком.
Завоз груза в места общего пользования станций производится гру- зоотправителем по предварительно заполненной накладной в дни, пре- дусмотренные визой перевозчика. На станциях с централизованным завозом и вывозом грузов они завозятся организациями, осуществля- ющими транспортно-экспедиционное обслуживание. Принимая груз к перевозке, приемосдатчик обязан потребовать от грузоотправителя ори- гинал накладной с визой (разрешением) перевозчика на ввоз груза на станцию (при отгрузке с мест общего пользования станции) и на по- грузку и проверить правильность заполнения накладной. При отправ- лении пакетированных грузов приемосдатчик обязан проверить нали- чие в накладной записи о том, что груз сформирован в пакеты, и от- метки об использованных средствах пакетирования (тип, количество,
принадлежность).
Принимая груз на склад станции или для его погрузки с автотранс- порта непосредственно в вагон, приемосдатчик обязан:
– проверить соответствие предъявленного к перевозке груза данным,
указанным в накладной (число мест, массу груза, вид упаковки);

130
– проверить наружным осмотром исправность груза, его упаковку на соответствие стандарту, обеспечение сохранности груза и пожарной безопасности при транспортировании; при приеме груза в пакетах про- верить наличие и сохранность пакетов, средств пакетирования и соот- ветствие их количества данным, указанным в накладной;
– установить наличие на грузовых местах транспортной маркировки и соответствие ее требованиям Правил и ГОСТ 14192-96;
– при приеме грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд,
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, мел- кими отправками убедиться, что отправитель составил опись грузовых мест, объявил их ценность, и проверить массу каждого места взвешива- нием их на товарных весах.
Несоответствие упаковки груза стандарту или техническим условиям, а также предъявления груза без упаковки или груза в поврежденном состоя- нии, если об этом не указано грузоотправителем в накладной, отсутствие или неясность маркировки является основанием для отказа в приеме груза к перевозке. О приеме груза к перевозке приемосдатчик записывает в Кни- гу приема груза к отправлению (форма ГУ-34). Подробный порядок запол- нения книги указан в Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, утвержденной МПС России. По окончании указанных операций


131
приемосдатчик на оборотной стороне накладной в графе «Ввоз груза по частям» записывает данные о ввозе груза, удостоверяя их своей подписью,
и пересылает ее в товарную контору. Порядок приема груза к перевозке на каждой станции имеет свои особенности, зависящие от местных условий. В
таблице 12.1 приведен график приема груза в склад станции. Аналогичные графики разрабатывают для приема к перевозке в местах необщего пользо- вания и по прямому варианту «автомобиль—вагон».
При наличии АРМ приемосдатчика вводится информация о приеме груза в память ЭВМ. С этого момента начинается бездокументный учет принятого груза, заменяющий книгу приема груза к отправлению. При ввозе груза по частям информация вводится на каждую завезенную часть.
12.9. Определение массы груза
Грузоотправитель в соответствии со статьей 26 Устава при предъяв- лении грузов для перевозки должен указать в накладной их массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
Кроме того, указывается предельная погрешность ее измерения. Опре- деление массы предъявляемых к перевозке грузов может производить- ся разными способами: путем взвешивания на товарных, вагонных и элеваторных весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем и по- средством обмера. Определение массы груза согласно трафарету, в со- ответствии со стандартом, расчетным путем, посредством обмера про- изводится только грузоотправителем.
Однако в целях обеспечения безопасности движения определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допусти- мой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешива- ния. Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользова- ния; грузоотправителями при обеспечении ими погрузки в местах обще- го и необщего пользования. Масса грузов, перевозимых в контейнерах,
во всех случаях определяется грузоотправителем. Порядок и техноло- гия взвешивания грузов и методы измерения массы грузов приведены в
Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и технологическом обслуживании весовых приборов на железных доро- гах России.


132
Общая масса груза в вагоне, контейнере согласно трафарету опреде- ляется путем суммирования массы, указанной на каждом грузовом мес- те, а по стандарту — умножением стандартной массы одного грузового места на количество мест, указанных в накладной. Расчетным путем целе- сообразно определять массу изделий, имеющих одинаковую массу шту- ки или погонного метра. По обмеру может определяться масса грузов,
имеющих относительно небольшую объемную массу, путем умножения объема заполненной грузом части кузова вагона на его объемную массу.
При перевозке грузов со съемным оборудованием и реквизитами крепле- ния, а также материалов для утепления вагонов, которые при выдаче груза снимаются с вагона и выдаются грузополучателю вместе с грузом, масса указанных приспособлений, материалов входит в массу груза, а те, кото- рые не выдаются грузополучателю, включаются в массу тары вагона. Масса несъемного оборудования включается в массу тары вагона.
Способ определения массы груза, а также кем была определена масса груза, указываются в соответствующих графах накладной.
Результаты производимых перевозчиком взвешиваний грузов на вагонных весах, а также на товарных весах регистрируют соответ- ственно в Книгах перевески (формы ГУ-36 и ГУ-107). Порядок ве- дения книг изложен в Инструкции по ведению станционной коммер- ческой отчетности.
12.10. Технология выполнения операций в товарной конторе
на станции отправления
В товарной конторе, получив накладную, проверяют правильность оформления приема груза приемосдатчиком. Обращают внимание на правильность и полноту внесенных в накладную приемосдатчиком све- дений, заверены ли они его подписью.
При оформлении перевозки груза накладной формы ГУ-27 товарный кассир или коммерческий агент на основании оригинала накладной (ли- ста 1) заполняет компьютерным способом машинопечатную форму ГУ-
29у ВЦ (дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и квитан- цию о приеме груза). Типографский номер дорожной ведомости пере- носит в оригинал накладной. При оформлении перевозки груза наклад- ной формы ГУ-29-0 товарный кассир или коммерческий агент присваи- вает номер отправки по Книге нумерации грузовых отправок и печатает его под копирку во всех листах. При оформлении перевозки груза на-

133
кладной формы ГУ-27у-ВЦ в товарной конторе на основании оригинала накладной формируют компьютерным способом дорожную ведомость,
корешок дорожной ведомости и квитанцию о приеме груза.
Оформляя накладную, товарный кассир проставляет в графе «Место для особых отметок и штемпелей» отметки о порядке прикрытия вагона в составе поезда, об ограничении их по массе, роду подвижного соста- ва или габариту, «не спускать с горки» и др. Определяется провозная плата и проставляются требуемые данные о ней в накладной и дорожной ведомости, определяется срок доставки груза и проставляется в дорож- ной ведомости и в квитанции о приеме груза. При наличии в товарной конторе АРМ ТВК все операции по оформлению перевозочных доку- ментов производятся в автоматизированном режиме (распечатка пере- возочных документов, визирование, таксировка, проставление срока доставки и др.). Таксировка может производиться вручную и в автома- тизированном режиме при наличии АРМ ТВК. Для производства такси- ровки на АРМ ТВК в локальном режиме работы товарному кассиру не- обходимо последовательно заполнить поля, выдаваемые на экране, не- обходимые для расчета провозных платежей. В случаях, когда условия расчета провозной платы после заполнения стандартных полей не обес- печиваются введенной информацией, в режиме таксировки имеется спе- циальное поле «тарифные отметки». При выполнении таксировки для грузоотправителей, не рассчитывающихся через ТехПД или РАФТО,
после присвоения номера отправки производится запрос о порядковом номере квитанции разных сборов формы РС-97, по которой будут взыс- каны платежи за перевозку. Таксировка предъявленной накладной в АРМ
ТВК производится по всем видам сообщений и отправок в двух режи- мах. В режиме «таксировка» оформление всех листов накладной и ва- гонного листа производится товарным кассиром ручным способом на основании информации, получаемой товарным кассиром из АРМ ТВК
(номер отправки, тарифные отметки, срок доставки и т.д.). Режим «такси- ровка + печать» позволяет оформлять все листы накладной на печатаю- щем устройстве АРМ ТВК компьютерным способом и печатать их на бумаге формата А4 или рулонной.
В каждом из двух режимов таксировки предусмотрено три варианта работы «виза», «клиент», «порожние».
В режиме «виза» осуществляется работа по накладным, которые были предварительно завизированы через АРМ ТВК, т.е. на них указан номер