Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1373

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

134
визы. В режиме «таксировка» требуется только ввести сведения о ваго- не (номер, грузоподъемность) и фактическую массу груза нетто, после чего дается команда на производство таксировки, результатом которой является подача на экран сведений, которые переносятся товарным кас- сиром в перевозочные документы. В режиме «таксировка + печать» про- изводится ввод сведений в объеме, необходимом для формирования пе- чати комплекта дорожной ведомости (листы 2, 3, 4).
Режим «клиент» предусмотрен в АРМ ТВК для случаев, когда визи- рование документов на АРМ ТВК не производилось. В этом случае для производства таксировки товарному кассиру необходимо осуществить ввод информации с накладной.
Режим «порожние» предусмотрен в АРМ ТВК с целью сокращения вводимой информации товарным кассиром для производства таксиров- ки и оформления перевозочных документов.
Технология работы товарной конторы в режиме межмашинного об- мена между АРМ и Дорожным вычислительным центром (ДВЦ), поря- док формирования сообщения 251 рассмотрены в пункте 22.10. Во всех режимах работы АРМ ТВК определяет и выдает на печать дату истече- ния срока доставки груза, который проставляется в дорожной ведомос- ти и квитанции о приеме груза.
После завершения таксировки в накладной, дорожной ведомости, в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза к перевозке в товарной конторе ставится календарный штемпель станции о времени приема груза к перевозке. Квитанция о приеме груза к перевозке после росписи грузоотправителя в корешке дорожной ведомости выдается ему на руки. Накладная, дорожная ведомость и вагонный лист (кроме мел- ких и отправок в контейнерах) пересылаются в СТЦ. На мелкие отправ- ки и отправки в контейнерах накладная и дорожная ведомость пересыла- ются приемосдатчику для оформления вагонного листа.
12.11. Плата за перевозку грузов и грузобагажа
В соответствии со статьей 30 Устава плата за перевозку грузов, гру- зобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузо- отправителем до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки,
если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон. При не- своевременном внесении грузоотправителем указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку гру-

135
зов и грузобагажа, прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не производятся, если иное не предусмотрено Ус- тавом или соглашением сторон. Исполнением обязательств по оплате перевозки груза является факт внесения платежа перевозчику, если иное не предусмотрено договором. Расчеты по перевозке грузов осуществ- ляются в соответствии с Правилами расчетов за перевозки грузов же- лезнодорожным транспортом. Причитающиеся перевозчикам плата за перевозку грузов и иные платежи вносятся наличными деньгами, рас- четными чеками банков и акцептованными (принятыми к оплате) банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотрен- ными законодательством Российской Федерации (банковскими карта- ми, взаимозачетами и др.). Прогрессивной формой оплаты является применение грузоотправителями банковских пластиковых карт. Оплата производится через банкоматы, установленные в товарных конторах стан- ции и подключенных к системе электронного документооборота клиент- банк. При оплате наличными деньгами в товарной конторе станции вы- писывается квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта формы РС-97. Квитанция выдается на руки грузоотправите- лю, а ее наименование и номер проставляются в перевозочных докумен- тах в графе «Платежи взысканы на станции отправления ...».
Финансовый учет принятых от грузоотправителей наличных денежных средств ведется в книгах продажи товарных касс. Для оформления пре- доплаты товарный кассир станции выдает грузоотправителю письменную справку о расчете провозной платы. При локальном и межмашинном ре- жиме работы АРМ ТВК справка печатается в автоматическом режиме. В
АРМ ТВК ведется лицевой (вспомогательный) счет по каждому платель- щику, имеющему право расчета через ТехПД или РАФТО. Ежедневно из
ТехПД (РАФТО) передаются на станцию суммы состояния основного ли- цевого счета по каждому плательщику (дебит, кредит и сальдо, которое может иметь как положительное, так и отрицательное значение). По ним определяется возможность визирования накладных на очередную пере- возку груза. В условиях межмашинного обмена в АРМ ТВК лицевой вспо- могательный счет ведется по каждому плательщику, имеющему право расчета через ТехПД (РАФТО). Ежедневно ЕК ИОДВ после суточного расчета лицевого счета плательщика передает на станцию: сумму сальдо;
сумму дебета и сумму кредита по каждому плательщику.
Окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и допол- нительной работы (услуг) производятся грузополучателем по прибытии


136
грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до мо- мента выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необ- ходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причита- ющихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может произво- диться после выдачи грузов, грузобагажа. При несвоевременных расче- тах за перевозку грузов, грузобагажа по вине грузоотправителя или гру- зополучателя перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сум- му просроченного платежа.
12.12. Сроки доставки грузов и правила их исчисления
Устав (ст. 33) обязывает перевозчиков доставлять грузы по назначе- нию и в установленные сроки. Доставка груза по назначению в установ- ленные сроки имеет важное значение для экономики страны и является одной из основных обязанностей перевозчика по выполнению договора перевозки. Срок доставки зависит от того, каким видом отправки (пова- гонной, мелкой, контейнерной, в рефрижераторном контейнере, отпра- вительским маршрутом и т.д.) грузоотправитель предпочел перевести свой груз, а также какой скоростью (грузовой или большой) и в каком сообщении (прямом, прямом смешанном, международном).
Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которо- му рассчитывается провозная плата, с учетом железнодорожных направле- ний, по которым осуществляются перевозки грузов. В соответствии с Пра- вилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспор- том исчисление срока доставки груза начинается с 0,00 часов дня, следую- щего за днем документального оформления приема груза для перевозки,
указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Ка- лендарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции от- правления». Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчи- ком во всех листах накладной. Неполные сутки при исчислении сроков доставки принимаются за полные. Расчетное время — московское.
Срок доставки грузов включает время, необходимое для выполнения операций, связанных с отправлением и прибытием грузов, время следо- вания грузов и время, установленное для выполнения операций в пути следования, а также время, позволяющее увеличивать срок доставки

137
при наличии обстоятельств, предусмотренных Уставом (например, за- держка груза таможенными органами и другими органами государствен- ного контроля, вследствие непреодолимой силы, военных действий, бло- кады, эпидемий и т.д.).
Время следования груза зависит от расстояния, скорости перевозки,
вида отправок и определяется исходя из норм суточного пробега, уста- новленных Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодо- рожным транспортом.
Отдельно установлены нормы суточного пробега при перевозке гру- зов большой скоростью (по видам отправок: повагонных, крупнотон- нажных рефрижераторных контейнеров, универсальных контейнеров и мелких отправок), отправительских маршрутов и контейнерных поез- дов, а также животных.
Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного про- бега, увеличиваются на:
– 2 суток — на операции, связанные с отправлением и прибытием груза;
– 2 суток — для каждой промежуточной железнодорожной станции,
производящей погрузку (выгрузку) рефрижераторной секции, в случа- ях ее погрузки (выгрузки) на нескольких станциях;
– 1 сутки — на операции, связанные с передачей и приемом грузов,
при перевозке грузов с переправой через водные пути сообщения (моря,
реки) на судах и паромах;
– 1 сутки — при передаче на другой вид транспорта, при приеме с другого вида транспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении;
– 2 суток — при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи;
– 1 сутки на операции, связанные с переадресовкой груза;
– 2 суток — при перевозке грузов мелкими отправками и в контейне- рах на расстояние до 1000 км и 3 суток — свыше 1000 км (для накоп- ления их и сортировки на грузосортировочных платформах и контейнер- ных пунктах);
– 1 сутки — при отправлении грузов с железнодорожных станций
Московского и Санкт-Петербургского узлов или при прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов, а также при следовании гру- зов транзитом через эти узлы;


138
– 1 сутки — в случае осуществления на пограничных пунктах про- пуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно- эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля;
– 1 сутки — в случае определения массы груза на вагонных весах перевозчика при их отсутствии у грузополучателя;
– 1 сутки — при перевозке опасных грузов;
– 1 сутки на каждую инфраструктуру при перевозке грузов с участи- ем нескольких инфраструктур.
В правилах исчисления сроков доставки грузов определен также поря- док исчисления сроков доставки негабаритных и опасных грузов, грузов,
следующих (отправленных) на строящиеся железнодорожные линии.
Груз считается доставленным в срок, если на железнодорожной стан- ции назначения он выгружен средствами перевозчика или если вагон, кон- тейнер с грузом подан для выгрузки средствами грузополучателя до исте- чения установленного срока доставки. Дата уведомления грузополучателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на станцию назначения является датой фактического срока дос- тавки груза по назначению. В этом случае железная дорога не несет ответ- ственность за задержку груза на станции назначения, связанную с таможен- ным оформлением груза. В случае прибытия груза вне времени работы та- моженного органа срок доставки удлиняется на срок от момента прибытия груза до наступления времени работы этого органа. Груз считается достав- ленным в срок в случае прибытия на станцию назначения до истечения сро- ка доставки и задержки подачи вагонов, контейнеров вследствие того, что место выгрузки занято, не внесена плата за перевозку грузов и иные причи- тающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузо- получателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Порожний вагон, принадлежащий грузоотправителю, грузополуча- телю или арендованный ими, считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение получателя или владельца железнодорож- ных путей необщего пользования, о чем перевозчик его уведомляет.
За просрочку доставки груза, а также порожних вагонов предприятий,
перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные),
но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 Устава).

139
П р и м е р . Определить срок доставки и размер пени в процентах за просрочку доставки груза для следующих условий: отправка мелкая,
скорость грузовая, расстояние перевозки 1250 км, груз следует через
Московский узел, принят к перевозке 14 марта, выгружен средствами перевозчика на станции назначения 30 марта.
Р е ш е н и е . Время на операции, связанные с отправлением и при- бытием груза — 2 суток; норма суточного пробега — 140 км/сут.; сумма времени на дополнительные операции — 3 суток (1 сутки за Московский узел, 2 суток на накопление и сортировку мелких отправок).
Общий срок доставки
14 3
9 2
3 140 1250 2
=
+
+
=
+
+
сут. (частное от деления всегда округляется в большую сторону).
Срок доставки истекает 28 марта (14.03+14).
Просрочка доставки груза 2 суток (30.03—28.03).
Пени за просрочку 18 % от провозной платы (9
×
2=18).
12.13. Оформление перевозок грузов в автоматизированной
информационной системе организации перевозок грузов
по безбумажной технологии с использованием электронной
накладной (АИС ЭДВ)
Основным принципом, заложенным в безбумажную технологию офор- мления перевозок грузов, является полное совпадение данных элект- ронной накладной в базе данных АИС ЭДВ и бумажной ее копии после выполнения любой коммерческой операции. Выполнение любой коммер- ческой операции сопровождается передачей в АИС ЭДВ соответствую- щего информационного сообщения и модификацией на его основе элек- тронного досье по отправке в базе данных АИС ЭДВ. Формирование электронного перевозочного документа осуществляется на основе по- лучения соответствующих сообщений и первичных документов в элек- тронном виде непосредственно по каналам связи или на машинном но- сителе. Технология АИС ЭДВ определяет порядок выполнения техноло- гических операций, связанных с организацией перевозок грузов марш- рутными, групповыми и повагонными отправками на станциях отправ- ления, в пути следования и на станциях назначения.


140
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   42

Глава 13. Погрузка и операции
по отправлению грузов
13.1. Подготовка вагонов и контейнеров к погрузке
Подвижной состав и контейнеры, подаваемые под погрузку, должны отвечать требованиям безопасности движения и сохранности груза. Каж- дый подаваемый под погрузку вагон на станциях предъявляется к техни- ческому обслуживанию и коммерческому осмотру.
Техническое обслуживание вагонов выполняют работники службы вагонного хозяйства в пунктах подготовки вагонов к перевозкам или в пунктах технического обслуживания (ПТО).
Пункты подготовки вагонов к перевозкам размещаются, как правило,
в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. В зависимости от типа подготавливаемых вагонов различают пункты подготовки полувагонов и платформ, пункты комплексной подготовки крытых и изотермических ва- гонов, промывочно-пропарочные станции и пункты подготовки цистерн.
Пункты технического обслуживания вагонов размещаются на сор- тировочных и участковых станциях. При техническом обслуживании проверяется состояние и износ узлов и деталей и их соответствие уста- новленным размерам, исправность тормозного оборудования и автосцеп- ного устройства, исправность кузовов, гарантирующая сохранность пе- ревозимых грузов, исправность переходных площадок, специальных подножек и поручней.
Запрещается подача вагонов под погрузку грузов без предъявления вагонов к техническому обслуживанию и записи в Книге (форма ВУ-14)
работником вагонного хозяйства о признании их годными.
Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на станции, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания,
а также груженые вагоны, которые намечено использовать на таких станциях под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы на ближайшем пункте подготовки вагонов к перевозкам или пункте технического обслуживания, расположенном перед станцией по- грузки. Порядок предъявления вагонов к техническому обслуживанию и уве- домления об их годности устанавливаются начальником дороги.
Коммерческий осмотр вагона и контейнера должен гарантировать сохранность груза при перевозке. Исправность вагона и контейнера в коммерческом отношении характеризуется: качеством очистки от ранее перевозимого груза; отсутствием постороннего запаха, масляных пятен