Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1348

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28
3.3. Организация погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные и складские работы на местах общего пользования, а также сортировка грузов и контейнеров выполняют- сямеханизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных ра- бот и коммерческих операций (МЧ) (далее в тексте — механизиро- ванные дистанции). Механизированные дистанции имеют в своем подчинении производственные участки погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее в тексте — производствен- ные участки). В зависимости от объемов грузопереработки по ро- дам грузов, выполняемых транспортно-экспедиторских услуг, ком- мерческих операций, количества обслуживаемых и ремонтируемых средств измерения массы, погрузочно-разгрузочных машин меха- низированные дистанции и производственные участки подразделя- ются на четыре группы.
Механизированные дистанции призваны удовлетворять потребности грузоотправителей, грузополучателей, физических и юридических лиц в погрузочно-разгрузочных работах, транспортно-экспедиционных и коммерческих операциях на обслуживаемом участке. Подчиняются они непосредственно отделению железной дороги.
Общее руководство организацией работы механизированной дистан- ции осуществляет начальник в соответствии с Типовым уставом дистан- ции, утвержденным МПС России.
В зависимости от объемов выполняемых грузовых и коммерчес- ких операций в дистанциях могут быть предусмотрены должности —
главного инженера дистанции, заместителя начальника дистанции по грузовой и коммерческой работе, заместителя начальника дистанции по автотранспорту, начальника грузового района, заведующего то- варной конторой, диспетчера по автомобильным перевозкам, заведу- ющих складами и площадками, ревизоров по весовому хозяйству,
приемосдатчиков и др.
Основными задачами механизированных дистанций погрузочно-раз- грузочных работ и коммерческих операций являются:
– выполнение для грузоотправителей, грузополучателей и населения погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных и коммер- ческих операций и совершенствование системы их организации;

29
– обеспечение устойчивой и безопасной работы устройств дистан- ции, выполнение программы технического обслуживания, ремонта и модернизации технических средств;
– развитие и укрепление производственно-ремонтной базы дис- танции, совершенствование технологии и модернизации трудоемких процессов;
– проведение эффективной экономической политики, развитие под- собно-вспомогательной деятельности, выпуска товаров народного по- требления, повышающих рентабельность работы, способствующих улуч- шению социального положения работников дистанции.
Для решения этих задач дистанция обеспечивает:
– погрузку и выгрузку вагонов и автомобилей на станциях с наи- меньшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
– заключение договоров с грузоотправителями, грузополучателями и автопредприятиями на погрузку, выгрузку вагонов, контейнеров, транспор- тно-экспедиционное обслуживание, завоз и вывоз грузов;
– своевременный ремонт, модернизацию и обновление основных фондов;
– совершенствование технологических процессов погрузочно- разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных и коммерческих операций;
– обеспечение сохранности перерабатываемых грузов, подвижного состава, контейнеров и автомобилей;
– сокращение времени нахождения вагонов и автомобилей под гру- зовыми операциями;
– выполнение требований экологической безопасности и охраны тру- да при производстве погрузочно-разгрузочных работ, соблюдению про- изводственной санитарии и противопожарной безопасности;
– повышение доходности за счет расширения основных и допол- нительных услуг грузоотправителям и грузополучателям, примене- ние договорных цен, тарифов в установленном порядке, оказание услуг населению;
– внедрение автоматизированной системы управления механизирован- ной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций
(АСУ МЧ) и автоматизированных рабочих мест (АРМ).


30
Оперативное руководство и контроль за выполнением плана погру- зочно-разгрузочных работ и коммерческих операций осуществляют за- меститель начальника механизированной дистанции, а также подчинен- ные ему сменные дежурные по дистанции.
Руководство погрузочно-разгрузочными работами, выполнение пла- на погрузки, выгрузки и сортировки грузов и технологического време- ни нахождения вагонов под грузовыми операциями, обеспечение сохран- ности вагонов возложено на начальников производственных участков и сменных мастеров.
Непосредственно за технологию погрузки и выгрузки в местах об- щего пользования, осмотр в коммерческом отношении вагонов и кон- тейнеров перед погрузкой и после выгрузки, определение пригодности их для перевозки данного груза в коммерческом отношении и предъяв- ление к техническому осмотру вагонов и контейнеров отвечают при- емосдатчики грузов.
Начальник производственного участка (сменный мастер) коор- динирует работу бригад и механизмов, организует выгрузку ваго- нов и погрузку грузов в автомобили, обеспечивает выгрузку и по- грузку вагонов по «прямому варианту» и полный вывоз грузов со складов станции.
Работой всех бригад в смене руководит сменный мастер производ- ственного участка, который распределяет работу между бригадами,
выписывает наряды на работу, ведет учет и контролирует ее выполне- ние, следит за качеством работы и соблюдением техники безопаснос- ти, осуществляет контроль за правильным размещением грузов в скла- дах и в подвижном составе, за соблюдением технических норм заг- рузки вагонов. Через каждые 4 часа сменный мастер докладывает де- журному по дистанции о ходе выполнения сменного суточного плана.
Выполнение работ сменный мастер отражает в настольном журнале, а дежурный дистанции в сменно-суточном плане-графике механизиро- ванной дистанции.
На производственных участках с большим объемом различных видов погрузочно-разгрузочных работ организуются комплексные механизированные бригады, работающие в одну смену, или сквоз- ные (суточные). Комплексные бригады создаются по технологичес-

31
кому принципу по погрузке, выгрузке и сортировке тарно-штучных гру- зов в крытых складах, по погрузке, выгрузке и сортировке контейнеров,
тяжеловесных грузов, лесоматериалов, металлов, лесных и других гру- зов. На станциях с большим объемом работы создаются самостоя- тельные комплексные бригады на отдельных погрузочно-разгру- зочных пунктах.
При небольших объемах переработки создается единая комплексная бригада для переработки различных грузов в складе, на повышенном пути, площадках по переработке контейнеров, тяжеловесов, лесомате- риалов и других грузов.
Для переработки грузов на промежуточных станциях, на которых экономически нецелесообразно постоянное содержание погрузочно- разгрузочных машин и бригад грузчиков, организуются передвижные механизированные бригады. Передвижная механизированная бригада базируется на одном из производственных участков, обслуживающем
2-3 промежуточные станции. Продолжительность поездки в одну сто- рону от базы не должна превышать 2 часа для обеспечения условия возвращения на базовую станцию в те же сутки. Максимальный ради- ус обслуживания механизированной бригадой, оснащенной автокра- ном, —30 км, краном на железнодорожном ходу — 25 км, для бригад грузчиков, перемещаемых в автобусах, — 70 км.
Организация выгрузки из вагонов грузов и погрузки грузов, а также сортировка осуществляются на основе типовых схем комплексной ме- ханизации погрузочно-разгрузочных работ и технологических карт для основных видов массовых грузов на опорных грузовых станциях, ут- вержденных МПС России.
Организация и технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, основные схемы комплексной ме- ханизации погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедитор- ское обслуживание грузоотправителей и грузополучателей средства- ми механизированных дистанций, автоматизация управления, орга- низация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта по- грузочно-разгрузочных машин, контейнеров, средств измерения массы, вопросы охраны труда и другие изложены в Технологии ра- боты механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. На основании этой технологии, а также типового технологического процесса работа грузовой станции в


32
условиях функционирования автоматизированной системы управ- ления и типового технологического процесса работы опорной стан- ции в условиях концентрации грузовой и коммерческой работы, в зависимости от конкретных условий разрабатывается технология работы механизированной дистанции и утверждается начальником отделения дороги (при безотделенческой структуре — начальником железной дороги).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Глава 4. Информационное обеспечение
автоматизированных систем управления
перевозочным процессом
4.1. Общие положения
Функционирование действующих и вновь создаваемых автомати- зированных систем и подсистем управления перевозками было бы невозможным без достоверной первичной информации о перевозоч- ном процессе.
Основным источником первичной информации является наклад- ная, оформляемая при приеме груза к перевозке, в которой имеются все необходимые данные в текстовом и закодированном виде для рас- четно-финансовых, технологических, технических, оперативных и ста- тистических целей, а также составленная на основании накладной до- рожная ведомость.
Источником первичной информации является вагонный лист, натур- ный лист поезда, маршрут машиниста. В этих формах предусмотрены места для записи соответствующих кодов.
Современное информационно-техническое обеспечение во многом базируется на едином комплексе интегрированной обработки дорожных ведомостей (ЕК ИОДВ).
Кодом называется совокупность знаков (символов) и система оп- ределенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора символов для передачи, обработки и хра- нения. Например, цифровое обозначение наименования груза, желез- нодорожной станции, грузоотправителя или грузополучателя, грузо- вого вагона и др.
Использование ЭВМ и автоматизированных систем управления (АСУ)
было бы невозможным без единой системы кодирования (нумерации)

33
подвижного состава, станций, дорог, отделений, грузов, поездов, гру- зополучателей, диспетчерских и поездных участков, особых сведений о поездах, вагонах и грузах, объектов станции, технологических опера- ций и др. Единая система кодирования используется на всех уровнях управления перевозочным процессом в автоматизированных системах:
оперативного управления перевозками (АСОУП), выполнения коммер- ческих операций (АСКО), управления грузовой и коммерческой рабо- той (АСУМ), фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО),
учета дислокации вагонного парка (ДИСПАРК), грузовых станций
(АСУГС) и др. Для кодирования используются 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9 (цифровой десятичный код).
4.2. Система кодирования станций, разъездов, обгонных,
пассажирских остановочных и других пунктов
В Тарифном руководстве № 4 (книга 2 «Алфавитный список желез- нодорожных станций») каждому раздельному пункту присвоен код, со- стоящий из пяти десятичных знаков (от 01000 до 9999) и дополнитель- ного шестого защитного (контрольного) цифрового знака кода (от 0 до 9),
который расположен справа. Вся сеть дорог России, стран СНГ и Бал- тии разделена на 99 сетевых районов, каждому из которых присвоен двухзначный номер. Нумерация возрастает с запада на восток. Первый район охватывает станции Кольского полуострова и Карелии, а 99-й —
остров Сахалин.
В каждый сетевой район включена одна опорная (районная) станция
(как правило, крупная сортировочная или участковая) и не более 99 дру- гих, открытых для грузовых операций. Каждой железной дороге вы- делено определенное количество районов — целое или с добавлени- ем половины района. Например, Северной железной дороге выделе- но 4 района (с 28 по 31), Юго-Восточной — 58, 59 и половина 60 (млад- шие разряды от 00 до 49); номера от 50 до 99 принадлежат соседней
Приволжской железной дороге.
Всем станциям, входящим в сетевой район, присвоен пятизначный код, в котором первое двухзначное число кода обозначает номер сетево- го района, в который она входит, а второе (двухзначное число) — поряд- ковый номер ее в этом районе, считая от опорной, которой этот номер во всех случаях присвоен «00». Пятый знак в коде «0» присвоен опорным станциям и станциям, открытым для грузовых операций, в том числе и


34
по перевалке грузов с железной дороги на воду (и обратно), и погра- ничным станциям.
Разъездам и остановочным пунктам присвоены цифры от 1 до 8 в порядке возрастания кодов, считая от станции, открытой для грузовых операций. Например, станции Ярославль–Главный, являющейся опор- ной, присвоен код 31000 (с защитным знаком 310005), расположенной в этом районе ст. Ваулово, выполняющей грузовую работу, —
31260(312602), а ст. Чебаково, открытой лишь для пассажирских опера- ций, — 31262(312621). Пограничным и некоторым портовым станциям присвоено несколько кодов.
В оперативной работе (например при заполнении натурного листа поезда) используются лишь первые четыре цифры кода станции, кото- рая называется единой сетевой разметкой (ЕСР). Для защиты ЕСР ис- пользуют пятый защитный знак, который одинаков как для кода стан- ции, так и для ЕСР.
Структура построения кода станции представлена на рис. 4.1.
Контрольный знак кодовой защиты рассчитывается и проверяется на
ЭВМ (или вручную) методом контрольных чисел с модулем 11, весовой ряд имеет вид 1234567891012 ... Искомая контрольная цифра определяет- ся как остаток от деления на модуль 11 суммы поразрядных произведений первых четырех цифр кода на весовой ряд 1234. В том случае, если конт- рольное число получается двухзначным (10), весовой ряд сдвигают на
Рис. 4.1. Структура построения кода станции

35
две позиции, т.е. цифры кода станции будут поразрядно умножаться на
3456. Если контрольное число вновь окажется равным 10, то ему присва- ивается значение 0.
П р и м е р . Рассчитаем защитный знак для станции Сыктывкар и
Воркута Северной железной дороги (коды 28390 и 28950).
Для станции Сыктывкар
Складываем результаты произведений и делим на 11, т.е.
2+16+9+36=63; 63:11=5(8). Остаток от деления 8 и есть искомая конт- рольная цифра.
Помехозащитный код станции будет 283908.
Для станции Воркута
2+16+27+20=65; 65:11=5(10).
В этом случае цифры кода умножаем на сдвинутый ряд 3456.
6+32+45+30=113; 113:11=10(3).
Помехозащитный код станции будет 289503.
С помощью этого метода можно выявить все случаи неправильного указания цифр и их перестановок, а также ошибок других видов.
4.3. Система нумерации подвижного состава
Система нумерации подвижного состава позволила в восьмизнач- ном номере объединить неповторяющийся инвентарный номер, присво- енный данной единице подвижного состава, его основную характерис- тику и кодовую защиту достоверности считывания номера.
Первая цифра характеризует вид (род) подвижного состава:
0 — пассажирские вагоны, 1 — локомотивы, путевые машины, кра- ны и другие механизмы на железнодорожном ходу, 2 — крытые грузо-