Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1352

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46
мо для свежих овощей, фруктов, икры рыбной, вина, консервов в стеклянной таре и др.
Спекаемость свойство некоторых грузов сгущаться и застывать
(лак, гудрон, асфальт и др.).
Сыпучесть — способность грузов, перевозимых насыпью и нава- лом, перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динами- ческого воздействия. Сыпучесть оказывает положительное влияние на процесс погрузки, выгрузки и отрицательное — в части просыпания через зазоры кузова вагона. Грузы мелких фракций подвержены вы- дуванию при перевозке в открытом подвижном составе.
Самовозгорание способность некоторых грузов повышать свою температуру (при соответствующих условиях) до загорания. Такому самосогреванию и самовозгоранию наиболее подвержены некоторые сорта углей, волокнистые вещества, тряпье, особенно промасленное,
влажное зерно, сено и др.
Огнеопасность — способность веществ в случае возникновения очага загорания к прогрессирующему горению. Огнестойкость — спо- собность грузов не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочности, цвета, формы) под воздействием огня.
Взрывоопасность— способность взрываться, она свойственна неко- торым химическим веществам и их смесям. Учитывая тяжелые послед- ствия взрыва, необходимо особенно строго соблюдать правила складиро- вания, хранения и обращения со взрывоопасными грузами.
Ядовитостьвеществ при небрежном обращении с ними приводит к отравлению людей, животных, заражению продовольственных товаров и фуража.
Вредностьнекоторых грузов отрицательно воздействует на организм человека. Чаще всего такое вредное воздействие оказывают пылящие грузы. Пыль известковая, содовая, цементная, табачная и др. вызывает раздражение дыхательных путей; апатитовая, угольная, асбестовая пора- жает легкие, вызывает заболевание силикозом. Кожевенное и меховое сырье может быть причиной инфекционных заболеваний.
Коррозия разрушение (разъедание) черных и некоторых цветных металлов в результате воздействия химических и электрохимических процессов, протекающих на поверхности в неблагоприятных условиях внеш- ней среды (воздействие влаги, угольной пыли, газов, хлоридов и др.).
Хрупкость неспособность сопротивляться нагрузкам, свойствен- на в основном стеклу и изделиям из него, фарфоровым и керамическим


47
изделиям, облицовочной и метлахской плитке, шиферу и др. При по- грузке необходимо соблюдать осторожность и не допускать ударов.
Абразивность — способность грузов истирать соприкасающиеся с ними поверхности подвижного состава, погрузочно-разгрузочных ма- шин и сооружений (цемент, апатиты, бокситы, минерально-строитель- ные материалы и т.п.). При перевозке абразивных грузов необходимо принимать меры к предотвращению пыления и попадания частиц на тру- щиеся детали подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механиз- мов и устройств.
Слеживаемость — способность отдельных частиц груза сцеплять- ся, прилипать к стенкам подвижного состава, погрузочно-выгрузочных устройств и друг к другу и образовывать достаточно плотную монолит- ную массу (руды и их концентраты, уголь, минеральные удобрения и т.д.). При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и складских опе- раций с этими грузами необходимо восстанавливать их сыпучесть.
Распыляемость способность мельчайших частиц вещества, вы- веденных из состояния покоя, находиться длительное время во взвешен- ном состоянии и перемещаться при движении воздуха. Обычно пыль образуется при погрузке и выгрузке. Наиболее сильно распыляются це- мент, уголь, апатитовый концентрат, зерно и др. Помимо загрязнения окружающей среды и повышенной способности вступать в химические реакции, пыль некоторых органических веществ (угольная, мучная, зер- новая), а также некоторых металлов (алюминиевая, магниевая) может воспламеняться и взрываться от огня и электрической искры.
Окислительные свойства грузов способность легко отдавать из- быток кислорода другим веществам. Примесь окислителей может выз- вать загорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха. Некоторые окислители с органическими вещества- ми способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вслед- ствие детонации, трения или удара. Особенно активными окислителями являются кислоты, щелочи, соли, минеральные удобрения, перекись водорода и т.д.
При перевозке и хранении жидких и газообразных грузов учитывает- ся их внутритарное давление.
Вязкость — свойство частиц жидкости сопротивляться перемеще- нию относительно друг друга под действием внешних сил.
В процессе хранения и перевозки продуктов животного и раститель- ного происхождения под влиянием ферментов, выделяемых клетками


48
этих продуктов, в них происходят процессы дыхания, дозревания, про- растания и автолиза.
Дыханиепродуктов растительного происхождения (зерно, овощи,
фрукты, а также яйца) заключается в окислении кислородом воздуха их составных элементов (углеводов, жиров и т.п.) и сопровождается потерей сухих веществ. Потери тем больше, чем интенсивнее процесс дыхания, а интенсивность дыхания тем сильнее, чем выше влажность и температура воздуха. Распад органических веществ и окисление их при дыхании со- провождаются выделением тепла, что приводит к созданию благоприят- ных условий для самосогревания и порчи груза.
Дозреваниепроисходит в некоторых растительных продуктах и со- стоит в том, что в результате происходящих в них ферментативных про- цессов сахар хлебных зерен переходит в крахмал, а в плодах и овощах крахмал превращается в сахар.
Прорастаниенаблюдается у зерна, картофеля и корнеплодов и про- исходит в условиях повышенной влажности и соответствующей темпе- ратуры, сопровождаясь усиленным дыханием. В результате происходит изменение химического состава продукта. Задержать процессы прорас- тания можно хранением продуктов в темных помещениях при низкой температуре.
Автолизнаблюдается при дозревании некоторых продуктов (мясо,
сельдь, мука, вино и др.) и состоит в растворении их тканей, обуслов- ленном распадом белков, жиров под влиянием ферментов, содержащихся в этих тканях. Микробиологические процессы, развивающиеся в про- дуктах при неблагоприятном режиме хранения и повышенной влажнос- ти воздуха, создают брожение, гниение и плесневение, которые понижа- ют качество пищевых продуктов и делают их вообще непригодными для употребления.
При перевозке животных и птиц, сырых животных продуктов (мясо,
битая птица, внутренние органы, сало, яйца, молоко, мед и др.), сырья животного производства (шкуры, шерсть и пух животных и птиц, кос- тей и т.п.) и фуража (сено, солома) возможен перенос заразных болез- ней. Возможен перенос карантинных вредителей, болезней растений и злостных сорняков при перевозке грузов растительного происхожде- ния и некоторых видов сельскохозяйственной и лесной продукции.
Последствия, к которым могут привести указанные выше свойства перевозимых грузов, должны быть предотвращены путем надлежащей

49
подготовки к перевозке, обеспечением перевозки в определенном типе подвижного состава и соблюдением соответствующих условий транс- портировки и хранения.
5.4. Естественная убыль грузов
В процессе перевозки многих грузов уменьшается их масса. Это яв- ление даже при надлежащем исполнении условий перевозки грузов в полной мере предотвращено быть не может, так как оно обусловлено естественными свойствами груза, условиями производства перегрузоч- ных работ и отсутствием надежных технических средств предотвраще- ния убыли массы грузов.
Различают пять видов убыли массы груза: распыление, раструска,
утечка, улетучивание и усушка.
Распыление и раструска представляют собой аналогичные друг дру- гу явления, которые происходят в процессе транспортирования грузов и производстве погрузочно-разгрузочных работ. Этому явлению подвер- жены все навалочные и насыпные грузы, а также порошкообразные ве- щества в неплотной таре.
Утечкойназывается потеря части жидкого груза, перевозимого наливом или в таре, вследствие его просачивания через щели и не- плотности в таре, сосуде, емкости, через сливные приборы цистерн.
Утечка возникает также как следствие диффузии жидкого груза,
перевозимого в деревянных бочках (масла, сиропы, экстракты, вино,
пиво и т.д.), когда он всасывается в тару, пропитывает ее насквозь и понемногу просачивается наружу. Предотвратить утечку можно толь- ко путем герметизации тары и емкости, а также в процессе транс- портирования и хранения поддерживать требуемые влажно-тепло- вые режимы.
Улетучиваниеследствие физико-химических свойств отдель- ных видов грузов. Улетучиванию подвержены как жидкие грузы
(нефтепродукты, сжиженные газы, химические продукты, спирт,
эфир, смолы и др.), так и некоторые твердые вещества (нафталин,
корица, ваниль). Улетучивание — необратимый процесс, поэтому грузы, подверженные этому свойству, следует перевозить в герме- тичной таре.
Усушкой называется полное или частичное испарение находящейся в грузе влаги. Усушке подвержены грузы, содержащие в своем составе


50
влагу (овощи и фрукты, зерно, волокнистые, пищевкусовые, химичес- кие и др.).
Уменьшение массы груза под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса хранения и перевоз- ки грузов называется естественной убылью.
5.5. Требования стандартов и технических условий
к отгружаемой продукции
Согласно статьи 18 Устава требования к таре и упаковке грузов, каче- ству перевозимой железными дорогами продукции должны предусмат- риваться стандартами, техническими условиями, утвержденными соот- ветствующими организациями по согласованию с МПС России. Усло- вие обеспечения безопасности и сохранности грузов, вагонов и контей- неров при перевозке оптимально реализуется, когда требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой продукции предусматривается в стандартах, технических условиях на них.
Грузоотправитель-изготовитель продукции по требованию железно- дорожной станции обязан предоставить стандарт или технические усло- вия на отгружаемую продукцию, а также на тару, если груз упакован.
При приеме груза к перевозке приемосдатчик железной дороги прове- ряет исправность упаковки и соответствие ее установленному ГОСТ или техническим условиям. Стандарты на продукцию содержат: ее полную характеристику, типы, виды, марки, формы и размеры изделий и мате- риалов, их качественные показатели, химический состав, степень чисто- ты и т.д. Стандартами устанавливаются правила приема, упаковки, мар- кировки, хранения и транспортирования продукции, обеспечивающие ее сохранность.
В требованиях к транспортированию указываются условия транспор- тирования продукции, в том числе требования к выбору транспортных средств (крытые, открытые или изотермические вагоны, цистерны и т.п.),
способ крепления продукции на этих средствах, а также требования, свя- занные с особенностями ее погрузки и выгрузки для сохранения качества и количества продукции.
В требованиях по хранению указываются условия хранения на скла- дах, обеспечивающие сохранность качества и товарного вида продук- ции (место хранения, способ укладки, температурный режим и т.п.), а также специальные требования к хранению скоропортящейся, ядови-

51
той, огнеопасной, радиоактивной и другой продукции, обладающей опасными свойствами.
В стандартных и технических условиях указываются требования техники безопасности и производственной санитарии, что особо важно при решении вопросов перевозки продукции, обладающей опасными свойствами. Стандарты и технические условия в практике грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте служат важ- ным исходным материалом при составлении правил перевозок от- дельных видов грузов и руководством при определении качественно- го состояния грузов.
5.6. Назначение и классификация тары
Сохранность грузов в процессе перевозок обеспечивается правиль- ной его подготовкой и рациональной упаковкой.
Упаковка— это средство или комплекс технических средств, обес- печивающих защиту продукции (груза) от повреждений, потерь, загряз- нения и действия окружающей среды в процессе транспортирования,
хранения и ее реализации. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.
Тара является одним из важнейших компонентов упаковки и пред- ставляет собой специальное изделие, в которое помещается продукция.
Тара обеспечивает необходимую защиту, главным образом, от механи- ческих повреждений при транспортировании упакованного груза (ящи- ки, бочки, барабаны, баллоны и др.).
Основное назначение тары — предохранить грузы от потерь, порчи,
повреждений, боя и утечки.
Она должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать динами- ческие и статические нагрузки при укладке в несколько ярусов; обла- дать инертностью — не вступать в реакцию взаимодействия с упакован- ным веществом; быть плотной; не допускать просыпания и других по- терь грузов; сохранять товарный вид упакованного груза.
Тара наряду со своей основной функцией защиты груза должна обес- печивать удобство погрузочно-разгрузочных и складских работ, макси- мальное использование транспортных и перегрузочных средств, обла- дать портативностью, легкостью и экономичностью.
По функциональным признакам различают следующие виды тары:
потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.


52
Транспортная тара образует самостоятельную транспортную или часть укрупненной транспортной единицы. Применяется для упаковки товаров и изделий, предварительно уложенных в потребительскую (груп- повую тару) или без первичной упаковки. Каждая единица транспортной тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соот- ветствие тары требованиям стандартов или другой нормативно-техни- ческой документации на ее изготовление.
Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации,
форме, материалу, особенностям и конструкции. По условиям эксплуа- тации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.
Разовая тара предназначена для однократного перемещения про- дукции.
Возвратная тара — разовая тара, используемая повторно после незначительного ремонта или без него (ящики, короба, бочки).
Многооборотная тара предназначена для многократного использо- вания (бидоны, баллоны).
Согласно ГОСТ 17527-86 к транспортной таре относятся следующие виды: ящики, бочки, барабаны, мешки и фляги.
Ящик транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, парал- лельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.
Короба картонные (гофрированные и негофрированные) имеют се- чение аналогичное ящикам. Груз в коробе должен быть уложен настоль- ко плотно, чтобы стенки короба не продавливались.
Бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или парабо- лической формы с обручами или зигами катания, с доньями. Обручи на бочке должны быть натянуты плотно, а днища плотно сидеть в уторах.
Барабантранспортная тара с гладким или гофрированным кор- пусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плос- ким дном.
Фляга — транспортная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра кор- пуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крыш- кой с затвором.
Деревянные решетки предназначены для упаковки грузов больших размеров и большой массы (холодильники, мебель, станки, двигатели и т.п.). Груз в решетке должен быть установлен так, чтобы он внутри ре-

53
шетки не перемещался. Решетка должна быть прочной и не деформиро- ваться при перемещении груза. При упаковке тяжеловесного груза низ решетки должен быть прочным, а на решетке краской указаны места застропки тросами подъемных механизмов и места захвата вилами ав- топогрузчика.
Баллоны (с корпусом капле-, шарообразной или цилиндрической формы со сферическим дном, с узкой горловиной) служат для перевоз- ки газов, кислот, сжатого воздуха. Баллоны для перевозки газов под давлением должны соответствовать требованиям котлонадзора.
Бидоны предназначены для перевозки молока, молочных и других пищевых продуктов, различных масел, лаков, смол, жидких красителей и химикатов. Бидоны, имеющие ржавчину, течь, пробоины, заткнутые деревянными пробками или тряпками, к перевозке не принимаются.
Бутылиупаковывают в плотные или решетчатые ящики или в специ- альные плетеные корзины. Ящики, в которые уложены бутыли, должны иметь отдельные гнезда для каждой бутыли, изготовленные из досок,
фанеры или плотного картона. Гнезда должны быть достаточно свобод- ными, чтобы на дно, с боков и сверху можно было положить мягкий простилочный материал. На верхнюю стенку ящика наносят трафарет
«Верх, не кантовать!» Корзины должны плотно охватывать бутыли и иметь ручки для переноски.Корзины из лучины и прутьев должны быть доста- точно прочными и плотными с тем, чтобы исключить возможность про- сыпания нагруженного в них груза. Каждая корзина должна иметь руч- ки или веревочную обвязку. Корзины должны обеспечивать возмож- ность погрузки в несколько ярусов.
Мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открыта или закрыта. Тканевые мешки заполняют грузом под зашивку. При ручной зашивке мешка стеж- ки должны быть настолько частыми, чтобы не было просыпания груза.
Ручная зашивка производится таким образом, чтобы по углам мешков оставались ушки. Каждый мешок должен быть сшит с внутренней сторо- ны. На все дыры должны быть с внутренней стороны наложены прочно зашитые заплатки, о чем делается отметка в перевозочных документах.
В кипы прессованные упаковывают хлопок, шерсть, сено, пеньку и др. В кипы непрессованные — ткани, одежду, бумаги и др. В кипу груз должен быть плотно уложен таким образом, чтобы внутри кипы он не мог перемещаться.