Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1349
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36
вые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 —
изотермические вагоны, 3 и 9 — прочие вагоны (специализированные и др.), 5 — вагоны собственные, принадлежащие грузоотправителям (гру- зополучателям).
Вторая цифра — техническая характеристика вагона (осность, мас- са тары, длина по осям автосцепки, назначение или специализация).
Цифры 0—8 (второй знак номера) обозначают четырехосные, а цифра 9 — восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и транс- портеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера 6, у транспортеров — 9).
Кроме осности, вторая цифра номера определяет для крытых вагонов объем кузова (0 — до 120 м
3
, 1 — более 120м
3
, 4 — более 120 м
3
и с уширенными дверными проемами), для платформ длину рамы (0 —
до 13,4 м, 2 — 13,4 м и более), для четырехосных полувагонов нали- чие люков в полу и торцовых дверей (0 — с люками и торцовыми дверями, 4 — с люками без торцовых дверей, 8 — с глухим кузо- вом), для цистерн специализацию, для рефрижераторных вагонов особенности конструкции.
Третья цифра — дополнительная техническая характеристика полу- вагонов, цистерн, изотермических, крытых и прочих вагонов.
Четвертая, пятая и шестая цифры определяют порядковый номер вагона (характеристики не содержат) и вместе с тремя первыми цифра- ми создают инвентарный номер вагона.
В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у вагона (кроме рефрижераторных) переходной площадки.
Восьмая цифра — контрольная. С ее помощью проверяется правиль- ность считывания (передачи) номера. Она наносится слитно с остальны- ми цифрами номера.
Структура построения номера вагона представлена на рис. 4.2.
Для защиты номеров вагонов на железных дорогах стран СНГ и За- падной Европы используется способ с модулем 10. Весовой ряд имеет вид: 212121 ..., при этом каждая нечетная цифра номера вагона умножа- ется на 2, четная на 1. Затем выполняется поразрядно сложение получен- ных произведений и определяется цифра, дополняющая полученную сум- му до ближайшего числа, кратного 10.
37
П р и м е р . Номер вагона 2375826. Определим контрольную цифру.
Для этого умножаем цифры номера вагона (семь цифр) на весовой ряд 2121...:
Поразрядная сумма 4+3+1+4+5+1+6+2+1+2=29. Дополняющее до 30
число 1 и будет контрольной восьмой цифрой. Весь номер вагона (код) с контрольной цифрой будет 23758261.
Допустим, при передаче номера вагона переставлены ошибочно вто- рая и третья цифры. Тогда при проверке будет получено:
Поразрядная сумма 4+7+6+5+1+6+2+1+2=34, а дополняющая до 40
цифра будет 6;
Цифра 6
≠
1, что свидетельствует об ошибке в номере вагона.
4.4. Кодирование грузов
Грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, кодируют в соот- ветствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ)*. Длина кодо-
Рис. 4.2. Структура построения номера вагона
* До введения в действие ГНГ при перевозке грузов по РЖД код указывается в соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ).
38
вого обозначения груза составляет шесть знаков и имеет следующую струк- туру: две первые цифры — тарифная группа груза; третья цифра — номер позиции груза в тарифной группе; четвертая и пятая цифра — порядковый номер груза в тарифной позиции; шестая цифра — контрольное число.
Перечень грузов по тарифным группам, позициям и номерам грузов в позиции и алфавитный список грузов опубликованы в Прейскуранте
№ 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки».
Контрольное число рассчитывается по Методике расчета и примене- ния контрольных чисел для защиты кодов общероссийских классифи- каторов технико-экономической и социальной информации. Использу- ется метод с модулем 11, весовой ряд 12345678910123 ...
П р и м е р . Рассчитаем контрольное число стали сортовой, код
324188.
Для этого умножаем пять цифр кода на весовой ряд.
Складываем результаты произведений и делим на 11, т.е.
3+4+12+4+40=63; 63:11=5 (8). Остаток деления и есть искомое конт- рольное число, которое и является шестой цифрой кода.
Допустим, при передаче кода груза переставлены ошибочно 2-я и 3-я цифры. Тогда при проверке будет получено:
Складываем результаты произведений и делим на 11. 3+8+6+4+40=61;
61:11=5 (6), число
8 6
≠
, что свидетельствует об ошибке в коде груза.
Коды груза широко используют для информации грузополучателей о подходе грузов под выгрузку, а также для решения на ЭВМ задач учета погрузки, выгрузки и продвижения грузов.
4.5. Система кодирования объектов станций, наименований
грузоотправителей и грузополучателей
Кодирование объектов станций устанавливается Инструкцией по кодированию объектов станций и грузов на железных дорогах. Код состоит из четырех знаков. Для кодирования объектов станций, вы-
39
полняющих грузовые и технические операции предназначены цифры от 0001 до 0099.
Первые две цифры кода 00 обозначают принадлежность отправителя или получателя грузов к объекту станции.
Третья цифра кода обозначает вид операций: 0 — переадресовка, 1 —
выгрузка, 2 — сортировка, 3 — выгрузка и сортировка, 4 — перевалка в речной порт во внутреннем сообщении, 5 — перевалка в речной порт в международном сообщении, 6 — перевалка в морской порт во внутрен- нем сообщении, 7 — перевалка в морской порт в международном сооб- щении, 8 — перегрузка в вагоны узкой колеи.
Четвертая цифра кода обозначает наименование объекта станции: 1 —
грузосортировочная платформа, 2 — контейнерный пункт, 3 — пункт перегрузки и перевалки, 4 — пункт переадресовки (распыления) ваго- нов. Например, код 0004 обозначает, что груз в вагоне следует для пере- адресовки (третья цифра 0) на пункт распыления вагонов (четвертая цифра
4); код 0022 — для сортировки (третья цифра 2) на контейнерный пункт
(четвертая цифра 2).
Для определения кодов грузоотправителей и грузополучателей ис- пользуется идентификационный восьмизначный код в соответствии с
Общероссийским классификатором предприятий и организаций (ОКПО).
Он присваивается при государственной регистрации предприятий и орга- низаций в местных органах Государственного комитета по статистике по месту нахождения грузоотправителя и грузополучателя. Присвоенные коды передаются в технологические центры по обработке перевозочных документов отделений дорог (ТехПД) и в региональные агенства фир- менного транспортного обслуживания (РАФТО) и вносятся во все пере- возочные документы и в заявки на перевозку грузов.
4.6. Система кодирования особых сведений о поездах,
вагонах и грузах
Кодирование необходимо для того, чтобы были известны особые све- дения, обеспечивающие безопасность проследования поездов и произ- водство маневровой работы с вагонами, в том числе сведения, характе- ризующие условия перевозки вагонов с опасными или негабаритными грузами, а также возможность роспуска вагонов с горки.
При кодировании информации о поездах кодируется признак порядка списывания состава поезда: 1 — с головного вагона, 2 — с хвостового вагона.
40
При кодировании информации о вагонах и грузах кодируются четыре группы сведений.
Наличие у вагона тележек с роликовыми подшипниками отмечается цифрой 1, а тележек с подшипниками скольжения — цифрой 0.
Особые условия перевозки и производства маневров с вагонами,заг- руженными опаснымигрузами и людьми, кодируются одним цифровым знаком — от 1 до 9: 1 — вагон с людьми, 2 — с проводником, 3 — со взрывчатыми материалами (ВМ) (кроме ВМ кода 9), 4 — с ядовитыми веществами (подкласс 6.1), 5 — со сжатым и сжиженным газом, по- рожний вагон из-под сжиженного газа, 6 — с легковоспламеняющими твердыми веществами класса 4, 5 (окислители), цистерны с грузом класса 3
(леговоспламеняющиеся жидкости — ЛВЖ), кислотой (подкласс 8.1),
8 — с ЛВЖ (кроме цистерн), с другими опасными грузами (подклассы
6.2—9), кроме цистерн с кислотой, 9 — с ВМ под условным номером
115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 156, 167, 168,
176, 179, 182, 199. Сведения, характеризующие негабаритность грузов,
перевозку животных, запрещение роспуска с горки, кодируются циф- рой от 1 до 9: 1 — живность, 3 — негабаритный груз, 5 — длиннобазные вагоны, 6 — вагоны, требующие осторожности при роспуске с горки, 7 —
вагоны, не подлежащие роспуску с горки, 9 — вагоны, не подлежащие пропуску через горку.
41
Р а з д е л I I
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ГРУЗОВЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Глава 5. Транспортные характеристики грузов, тары
и упаковок и их влияние на выбор технических
средств и условий перевозок
5.1. Транспортные характеристики грузов
Грузы каждого наименования обладают присущими только им физи- ко-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками,
степенью опасности, определяющими технические условия перевозок.
В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства
груза составляют понятие транспортная характеристика груза.
Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, пе- регрузки и хранения, а также требования к техническим средствам вы- полнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава, обустройстве складов, средств пакетирования гру- зов и механизации погрузочно-разгрузочных работ, разработке условий перевозки грузов и т.д.
Для количественного учета перевозимых грузов, а также решения некоторых задач, связанных с размещением отдельных грузов в ва- гонах и контейнерах, в складах, важное значение имеют количествен- ные транспортные характеристики: размеры, объемная масса, плот- ность, скважистость, плотность жидкого груза, удельный объем, удель- ный погрузочный объем, угол естественного откоса, гранулометри- ческий состав.
Размеры тарных и штучных грузовых мест, характеризующиеся дли- ной, шириной, высотой, диаметром, массой и объемом, необходимы для выбора типа подвижного состава, контейнера, размещения грузов в них,
оценки использования вместимости и грузоподъемности вагонов, обо- снования рациональной технологии перегрузочных работ.
Объемная масса (плотность частиц груза), т/м
3
, характеризует мас- су груза в единице объема с учетом скважистости и пористости веще-
42
ства. Для стандартной объемной массы зерновых грузов на железных дорогах употребляется термин натурная масса.
Скважистостью называется отношение объема свободных пространств к объему груза.
Плотность груза — это масса однородного вещества в единице объема. Единицей плотности является килограмм на кубический метр,
однако в производственной практике чаще используется тонна на куби- ческий метр (т/м
3
).
Удельным объемом называется объем единицы массы груза (м
3
/т).
Удельный погрузочный объем показывает, какой объем подвижного со- става занимает в среднем 1 т груза. Это объем, занимаемый одной тон- ной груза в вагоне, контейнере.
Угол естественного откоса — это угол между плоскостью осно- вания штабеля и образующей. Он зависит от рода и кондиционного со- стояния груза. С увеличением влажности угол естественного откоса воз- растает.
Гранулометрический состав характеризует распределение различ- ных фракций груза по размерам частиц (кусков) и определяет техноло- гию перевозки и погрузки насыпных и навалочных грузов.
5.2. Классификация грузов
На железнодорожном транспорте различают транспортную класси- фикацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгру- зочных работ.
Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и спо- собов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции.
В транспортной классификации все грузы объединены в три группы:
сухогрузы, наливные и живность (рис. 5.1). Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным харак- теристикам и условиям перевозки.
Насыпные грузы перевозят по железным дорогам насыпью. Они представляют собой однородную массу частиц, кусков, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). К ним относятся зерновые гру- зы (пшеница, рожь, семена), продукты их перемола (мука, отруби, ком- бикорма, крупа и др.), каменный уголь, минеральные удобрения, цемент,
руда, песок, известь, щебень и т.п. (свыше 400 наименований).
43
К навалочным грузам относятся грузы, которые при погрузке в ва- гоны не требуют счета мест (штук) и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным: лесоматериалы, древесина, камень,
металлический лом, металлы, различные брикеты, слитки стальные и т.п. (свыше 200 наименований).
Различают насыпные и навалочные грузы, которые не требуют защи- ты от атмосферных осадков (лес, камень, уголь и др.) и грузы, подвер-
Ри. 5.1. Транспортная классификация грузов
44
женные распылению, порче и загрязнению от атмосферных осадков (це- мент, известь, соль, минеральные удобрения, арбузы, тыква, капуста,
кора и т.п.).
Перевозка первой группы насыпных и навалочных грузов допускается в открытом подвижном составе, а грузов второй группы — в крытых ваго- нах, хопперах и в специализированных контейнерах.
Тарно-штучные грузы отличаются значительным разнообразием ви- дов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдель- ных грузовых мест. В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую груп- пу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их,
как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах.
Тарно-штучные грузы второй группы (тяжеловесные с массой одного места более 500 кг), третьей группы (длинномерные и громоздкие дли- ной 3 м, шириной 2,6 м, высотой 2,1 м) и четвертой группы (негабарит- ные) перевозят в открытом подвижном составе.
К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цис- тернах и бункерных полувагонах. Они подразделяются на нефть и нефте- продукты (светлые, темные), сжиженные газы, химические продукты и пищевые продукты.
К живности относятся животные (крупный и мелкий рогатый скот,
лошади, верблюды, дикие звери), птица всякая, живая рыба, рыбопоса- дочный материал и раки, пчелы.
В зависимости от специфических свойств и условий транспорти- рования все грузы подразделяются на 11 групп (скоропортящиеся,
гигроскопичные, легко аккумулирующие различные запахи, облада- ющие специфическими запахами, смерзающиеся, опасные и др.).
По условиям и способам хранения различают три группы грузов.
Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольствен- ные товары широкого потребления и т.д. Хранение этой группы грузов осуществляется в закрытых складах.
Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их пор- че, это бумага, металл, хлопок, сено и т.д. Грузы этой группы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесами).
45
В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подвер- женные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, минераль- но-строительные материалы, лесоматериалы и др. Грузы этой группы хранят на открытых площадках.
5.3. Основные свойства грузов и их влияние
на выбор технических средств и условий перевозок
Чтобы сохранить качество перевозимых грузов, необходимо учиты- вать их физические и химические свойства, реакции на изменение тем- ператур, характеристики опасности, а также биохимические процессы,
происходящие в грузах растительного и животного происхождения и оказывающие влияние на их состояние.
Гигроскопичность свойственна веществам, сильно растворимым в воде (соль, сахар), образующим с водой химические соединения (нега- шеная известь) или имеющим пористое строение (активированный уголь,
волокнистые вещества, чай, кофе и др.). Сухие вещества поглощают влагу до тех пор, пока их влажность не уравновесится с влажностью окружающего воздуха. При пониженной влажности воздуха вещества,
имеющие избыточную влажность, высыхают. Скорость поглощения или выделения влаги возрастает с повышением температуры и увеличением скорости движения воздуха, что необходимо учитывать при упаковке,
складировании и хранении грузов.
Влажность характеризуется степенью насыщенности вещества вла- гой (в процентах к массе сухого вещества). Повышенная влажность способствует развитию гнилостных процессов, пониженная приводит к потере технологических качеств некоторых грузов (волокнистых и ко- жевенных товаров, табачного сырья и др.).
Чувствительность грузов к воздействию воды, выпадаемой в виде осадков, приводит к порче, потере качества или товарного вида про- дукции (подмочка продовольственных, текстильных товаров и др.).
Смерзаемость — свойственна всем насыпным и многим навалочным грузам в условиях отрицательной температуры, если они находятся во влажном состоянии (руды металлов, песок, глина, щебень, шлаки и др.).
Морозостойкость — это способность влажных грузов или тары,
содержащей жидкие продукты, сохранять при оттаивании свои каче- ственные показатели и выдерживать не разрушаясь внутреннее дав- ление льда, не теряя первоначальной формы. Замерзание недопусти-