Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1405

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 29. Перевозка лесоматериалов
29.1. Характеристика и способы хранения лесоматериалов
По степени обработки, а также условиям перевозки и хранения все лесные грузы делятся на три группы: круглые лесоматериалы, пиломате- риалы и шпалы, изделия из древесины. Наиболее важными характерис- тиками лесоматериалов является твердость, удельная масса, влажность,
цвет, запах и наличие пороков древесины. Основной единицей учета ле- соматериалов является плотный кубический метр — единица объема древесины без учета зазоров между отдельными бревнами, брусьями,
досками и т.д.
Номенклатура и сортименты лесных грузов определены ГОСТами.
В зависимости от длины и диаметра круглый лес делят на три группы:
длинномерный, средних размеров, короткомерный. Пиломатериалы раз- деляются на доски, бруски, шпалы и брусья. У досок соотношение ширины к толщине более чем в 3 раза, а у брусков не превышает двух.
У брусьев ширина и толщина более 100 мм каждая. К пиломатериалам также относят клепку, дранку, тарную дощечку и другие материалы.
При складировании лесоматериалов должны обеспечиваться их сохран- ность, качество и комплексная механизация перегрузочных операций.
Лесные материалы хранят на складах рассортированными по назначе- нию, сортам, породам дерева и размерам (длине, толщине). В штабе- лях круглые лесоматериалы укладывают в клетку, рядами без прокла- док, рядами с прокладками и пакетами. Пиломатериалы укладывают на ленточный фундамент в стопы пакетами с разделением пакетов су- хими прокладками. При хранении лесоматериалов должны принимать- ся меры, предохраняющие их от механических повреждений и рас- трескивания, заражения грибками и насекомыми, излишнего увлажне- ния атмосферными осадками.

349
29.2. Условия перевозок лесоматериалов
Перевозки лесных грузов, дров, пиломатериалов осуществляются в пакетах, штабелях и обрешетках, позволяющих максимально механизи- ровать погрузочно-разгрузочные работы. Прием к перевозке лесных грузов, дров, пиломатериалов в обрешетках, пакетах и штабелях произ- водится с указанием в накладной наряду с массой груза количества об- решеток, пакетов, штабелей. При приеме к перевозке лесных грузов,
пиломатериалов и размещении их в вагонах с использованием верхней суженой части габарита погрузки (с «шапкой») грузоотправитель обя- зан в накладной под наименованием груза указать количество штабелей в «шапке». При перевозке лесных грузов и пиломатериалов в полуваго- нах в накладной указывается высота погрузки над уровнем борта полу- вагона (высота оторцовки).
Массу лесных грузов и дров определяет грузоотправитель услов- но по специальным таблицам в зависимости от породы дерева (для древесины средней влажности), размеров и способа погрузки. Ус- ловные весовые нормы загрузки вагонов лесоматериалами в зависи- мости от длины погрузки и наименования леса установлены в Техни- ческих нормах загрузки вагонов и контейнеров. Лесоматериалы гру- зят штабелями встык вдоль вагона, предварительно сортируют, что- бы в вагоне в каждом штабеле были один размер по длине и толщине в пределах государственных стандартов. Лесоматериалы, не поме- щающиеся по длине внутри кузова полувагона, перевозят с одной или двумя открытыми торцевыми дверями. Прогрессивный способ погрузки, позволяющий грузить в каждый вагон до 15 м
3
лесных грузов — это использование верхней суженной части габарита («шап- ка»). Использование верхней суженной части габарита погрузки зап- рещается при погрузке леса длиной менее 1,6 м в четырехосные ва- гоны и менее 4 м в шестиосные полувагоны; неровных кряжей; лесо- материалов, пропитанных или покрытых долго не высыхающими ве- ществами, кроме шпал; свежеокоренных лесоматериалов. Погрузка лесоматериалов с обледенением, как правило, не допускается. При погрузке лесоматериалов применяют подкладки и прокладки из до- сок или другого материала некруглого сечения (например горбыля)
толщиной 50 мм и шириной 150—200 мм. Утолщенные подкладки и прокладки имеют высоту 130—160 мм и ширину опорной поверхно-


350
сти 200—250 мм. Длина подкладок должна быть равна внутренней ширине платформы или полувагона, а длина прокладок — ширине штабеля. Под каждый штабель круглого леса укладывают по две поперечные подкладки. При погрузке пиломатериалов под середи- ной штабеля укладывают третью подкладку. Над подкладками меж- ду соседними пачками штабеля укладывают прокладки. Удлинен- ные прокладки, применяемые при погрузке лесоматериалов в верх- ней суженной части габарита погрузки, должны иметь длину 3—3,1 м,
сечение не менее 75
×
150 мм при отгрузке круглого леса и не менее
50
×
150 мм при отгрузке пиломатериалов. Прокладки укладывают параллельно полу вагона.
Стойки устанавливают от конца штабеля не менее чем на 180 мм
(при длине штабеля до 3 м) и на 250 мм (при длине штабеля более 3 м).
Стойки допускается устанавливать непосредственно на пол полуваго- нов, обязательно увязав каждую из них проволокой диаметром 6 мм в две нити за две прилегающие верхние и нижние лесные скобы или за верхние стоечные скобы и нижние косынки полувагона. В целях до- полнительной меры обеспечения вертикальной устойчивости боковых стоек стойки крепятся в нижнем срубе досками толщиной 25—30 мм,
поставленными ребрами на пол вагона и прибиваемые к каждой стой- ке гвоздями. В полувагонах стойки устанавливают такого сечения, что- бы диаметр их на уровне верхнего обвязывающего пояса полувагона был не менее 100—110 мм. Каждая пара противоположных боковых стоек должна иметь верхнее поперечное крепление, а при погрузке круглого или полукруглого леса и длинномерных пиломатериалов на платформы еще дополнительно и среднее крепление. Для верхнего и среднего креплений применяют четырехзвенные стяжки. При этом боль- шое ушко стяжки надевают на боковую стойку с одной стороны ваго- на и укрепляют его гвоздями длиной 70—80 мм, а малое ушко при- крепляют к противоположной боковой стойке проволокой диаметром не менее 5 мм в четыре нити. Концы проволоки, пропущенные в малое ушко, скручивают с основными прядями проволоки, после чего всю увязку скручивают ломиком до натяжения стяжки. Увязка «шапки»
производится шестизвенными стяжками.
Допускается вместо стяжек применять проволоку диаметром 4—6 мм,
число нитей которой для увязки боковых стяжек определяется по таблице
Технических условий.

351
Рис. 29.1. Общий вид размещения и крепления круглого леса: 1 — боковые стойки; 2 — верхние поперечные крепления; 3 — обвязка “шапки”; 4 — сред- ние поперечные крепления; 5 — удлиненные прокладки; 6 — прокладки;
7 — утолщенные прокладки; 8 — подкладки
Лесные грузы и дрова, прибывшие в крытых вагонах с неповреж- денными ЗПУ, в открытом подвижном составе без нарушения крепле- ния, перевозчик выдает получателю без проверки. В случае нарушения указанных выше условий при выдаче сверяют данные, указанные в на- кладной. Пиломатериалы и лесоматериалы выдаются с проверкой их массы на вагонных весах.
29.3. Размещение и крепление круглого леса
Круглый лес и полукруглые пластины грузят вдоль вагона. Комли и вершины бревен в основном штабеле чередуются поштучно или целыми пачками так, чтобы половина комлей была в одну сторону, а половина — в другую. Комли и вершины бревен в «шапке» чередуют поштучно. Край- ние бревна в рядах, лежащих на прокладках, должны обязательно при- легать к стойкам, прокладки плотно опираются на средние и крайние бревна, прилегающие к стойкам. Круглый лес в прямоугольной части габарита погрузки размещают в два и более штабеля (рис. 29.1) до вы- соты 2,4—2,5 м от пола вагона. Каждый штабель лесоматериалов, по- груженных россыпью, опирается на две параллельные подкладки, рас- положенные на расстоянии 0,3—0,8 м от торцов штабеля.
Под наружные концы вторых по высоте пачек крайних штабелей ук- ладывают утолщенные прокладки.


352
При погрузке в полувагоны круглого леса, не помещающегося по длине кузова, утолщенные прокладки не применяют, при этом наружные концы штабелей укладывают на порожке полувагона.
Каждый штабель круглого леса длиной 3,5 м и менее ограждают дву- мя парами стоек, до 5,5 м — тремя парами, 5,5 м и более — четырьмя парами стоек. При погрузке круглого леса длиной 4 м и более в 3 штабеля средний штабель укрепляют двумя парами боковых стоек. В верхней су- женой части габарита погрузки укладывают лес «шапкой» высотой не ме- нее 1200 мм. Для увязки круглого леса, погруженного в «шапке», приме- няют шестизвенные стяжки и дополнительно закрепляют «шапки» попереч- ной обвязкой из проволоки.
Для укладки «шапки» на расстоянии 0,5—0,8 м от концов ее уклады- вают по две удлиненные прокладки так, чтобы концы их выступали с обеих сторон на 75—100 мм. По концам удлиненных прокладок на рас- стоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки для большого ушка шестизвенных стяжек глубиной 10—15 мм. Между удлиненными про- кладками укладывают две нити проволоки диаметром 6 мм. Нити прово- локи должны выступать на одинаковом расстоянии с обеих боковых сто- рон штабеля. При погрузке леса бревна в первом ряду «шапки» уклады- вают на удлиненные прокладки вплотную друг к другу.
Крайние бревна первого ряда укладывают вплотную к боковым стой- кам, возвышение этих бревен над стойками допускается не более 1/4 их диаметра. В седловине между смежными бревнами первого ряда плотно укладывают последующие по высоте погрузки бревна. В боковой части
«шапки» располагают бревна, подсортированные по двум-трем смежным градациям по толщине, так, чтобы угол откоса, образованного боковыми бревнами, не был круче 50
°
как в среднем по всей высоте «шапки», так и между двумя соседними бревнами.
Допускается «шапку» закреплять вместо стяжек тремя поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити, охватывающими бревна поверху. Две обвязки закрепляют за выступающие концы удли- ненных прокладок, при этом проволоку обматывают в один оборот вокруг прокладок по зарубкам в ней, а третью обвязку, уложенную посередине штабе- ля, туго скручивают вокруг «шапки».
Круглый лес можно грузить в полувагоны без применения прокла- док, в том числе и удлиненных, в адреса грузополучателей, которые официально уведомили грузоотправителей о согласии на такую отгруз- ку при следовании груза на железнодорожные пути необщего пользова- ния, о чем грузоотправитель делает отметку в накладной.


353
Для ограждения свежеокоренных лесоматериалов, а также пропитан- ных или покрытых долго не высыхающими веществами при погрузке на платформы устанавливают торцевые щиты по всей высоте прямоугольной части габарита погрузки, а при погрузке в полувагоны — выше бортов.
Порядок установки и сборки щитов изложен в главе 2 Технических условий. Там же изложены технические условия размещения и крепле- ния неровных кряжей, круглого леса различной длины при совместной погрузке в одном вагоне и др.
Техническими условиями предусмотрена погрузка неокоренных круглых лесоматериалов в полувагоны в пределах зонального габарита.
Для перевозки круглых лесоматериалов длиной 3,0—13,5 м могут использоваться четырехосные платформы с установленными металли- ческими рамами (тип ВО-118).
Техническими условиями предусмотрена погрузка круглого леса длиной 3,0—13,3 м на четырехосных платформах, находящихся в соб- ственности или аренде лесоотправителей (лесополучателей) и оборудо- ванных ими с учетом зонального габарита погрузки торцевыми метал- лическими стенками.
29.4. Размещение и крепление пиломатериалов
Пиломатериалы (рис. 29.2) грузят так, чтобы отдельные единицы их плотно прилегали друг к другу и к ограждающим стойкам. Под каждый штабель пиломатериалов укладывают по три поперечные подкладки. Над подкладками между соседними пачками штабеля укладывают прокладки.
Если доски не занимают всей полезной ширины платформы, промежуток заполняют досками, поставленными на ребро. Толщина досок или брусьев в каждом ряду штабеля должна быть одинаковой (допускается разница, пре- дусмотренная ГОСТ).
Каждый штабель пиломатериалов длиной от 2,7 до 5,0 м ограждают с боков двумя парами стоек; от 5,0 до 8,0 м — тремя и от 8,0 до 12,0 м —
четырьмя. Погрузив и закрепив пиломатериалы в прямоугольной части габарита (до высоты 2,5—2,6 м от пола вагона), в пределах его верхней суженной части (выше боковых стоек) формируют «шапку» (рис. 29.3).
Расстояние по вертикали от верха штабеля прямоугольной части погрузки до вершин стоек должно быть не менее 200 мм. На верхние доски каждо- го штабеля укладывают по три удлиненные прокладки так, чтобы концы их выступали с обеих сторон на 75—100 см. По концам удлиненных прокла- док на расстоянии не менее 50 мм от торцов делают зарубку 10—15 мм

354
для закрепления проволочных обвязок. В пределах суженной части га- барита погрузки все доски укладывают плашмя вплотную друг к другу.
При этом каждую следующую по высоте крайнюю доску смещают на
20—50 мм от наружной кромки предыдущей. Для большей устойчивости штабель разделяют посередине высоты на две части при помощи трех про- кладок сечением
25 0 мм
× 10
На концах прокладок делают зарубки для проволочных увя- зок. На доски в верхней сужен- ной части штабеля над удлинен- ными прокладками размещают поперечные бруски сечением
50 0 мм
× 15
. Каждый верхний поперечный брусок прибивают по концам двумя гвоздями дли- ной не менее 125 мм к верхним доскам штабеля. Пиломатериа- лы закрепляют с каждой сто- роны тремя увязками из прово- локи диаметром 6 мм в две нити, закрепляемыми за удли-
Рис. 29.3. Общий вид «шапки» из пилома- териалов: 1 — верхние поперечные брус- ки; 2 — верхние поперечные крепления;
3 — удлиненные прокладки; 4 — боковые стойки; 5 — промежуточные прокладки;
6 — проволочные увязки «шапки»
Рис. 29.2. Общий вид размещения и крепления пиломатериалов на плат- форме: 1 — боковая стойка; 2 — прокладки; 3 — промежуточные прокладки;
4 — верхние поперечные крепления; 5 — удлиненные прокладки; 6 — верхние поперечные бруски; 7 — проволочные увязки «шапки»; 8 — утолщенные прокладки; 9 — подкладки


355
Рис. 29.4. Общий вид размещения и крепления непропитанных шпал на плат- форме: 1 — обвязки “шапки”; 2 — удлиненные прокладки; 3 — доски ограж- дения штабелей “шапки”; 4 — поперечные крепления; 5 — прокладки; 6
утолщенные подкладки; 7 — боковые стойки; 8 — подкладки; 9 — доски бокового ограждения шпал; 10 — продольные подкладки; 11 — удлиненные прокладки ненную промежуточную прокладку и верхний поперечный брусок. Нити увязки помещают в зарубки каждой удлиненной прокладки и туго окру- чивают между смежными по высоте прокладками.
Технические условия предусматривают также порядок размещения и крепления пиломатериалов длиной от 3 м и более в полувагонах с ис- пользованием зонального габарита погрузки.
29.5. Размещение и крепление короткомерных лесоматериалов
Непропитанные шпалы (рис. 29.4) укладывают вдоль четырехосной платформы в четыре штабеля. Каждые два крайних штабеля размеща- ют вплотную друг к другу (встык), а в средней части платформы шпа- лы укладывают поперек по всей высоте погрузки. Под каждый шта- бель должны быть уложены две подкладки на расстоянии 0,2—0,25 м от концов штабеля. Под крайние штабеля на расстоянии 0,3—0,5 м от их наружных концов укладывают утолщенные поперечные подкладки.
В качестве утолщенных подкладок допускается укладка шпал. Погру- женные поперек платформы шпалы ограждают с обеих сторон доска- ми (горбылями) толщиной не менее 35 мм, прибиваемыми вплотную друг к другу по всей высоте штабеля с внутренней стороны платфор- мы к каждой стойке. Каждый штабель шпал ограждают двумя парами стоек, которые должны иметь верхние и средние поперечные крепле- ния. Загрузив шпалы до высоты 2,5-2,6 м от пола платформы, грузят

356
шпалы выше боковых стоек в пределах верхней суженной части габа- рита погрузки вдоль платформы в четыре штабеля («шапки»), которые укладывают вплотную друг к другу.
Стык второй и третьей «шапок» должен совпадать с поперечной осью платформы.
В каждой «шапке» шпалы грузят по высоте в семь рядов. Первый ряд шпал укладывают на две удлиненные прокладки, расположенные на рас- стоянии 0,5 м от концов шпал. На удлиненные прокладки вплотную к бо- ковым стойкам с обеих сторон платформы укладывают на ребро по две доски сечением (25

30)
×
250 мм, длиной 6 м. Вплотную к доскам укла- дывают на ребро по одной шпале, а между ними размещают плашмя вплот- ную друг к другу остальные шпалы первого ряда. Вплотную к поставлен- ным на ребро крайним шпалам первого ряда устанавливают также на ребро по одной шпале, а между ними укладывают плашмя остальные шпалы второго ряда. Аналогично размещают шпалы в последующих по высоте рядах. В седьмом ряду шпалы укладывают плашмя между выступами крайних шпал шестого яруса. Имеющиеся пустоты между шпалами в каж- дом ярусе расклинивают деревянными распорками по всей длине каждо- го штабеля «шапки». Шпалы, уложенные в «шапке», закрепляют двумя поперечными обвязками из шестизвенных стяжек.
Другую пилопродукцию (деловой горбыль, шпальную вырезку, оба- пол) размещают и закрепляют таким же порядком, но «шапку» допол- нительно закрепляют третьей обвязкой из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити. Вместо шестизвенных стяжек можно применять увязки из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити. В Технических условиях пре- дусмотрен также порядок укладки и крепления непропитанных и пропи- танных шпал в полувагонах с использованием верхней суженной части габарита погрузки.
Балансы, длинномерные дрова и другие грузы до 1,6 м грузят вдоль полувагона с вертикальной сплошной оторцовкой грузом торцевых две- рей и боковых стен полувагона на всей их длине. При условии соблюде- ния габарита погрузки выход балансов оторцовки над уровнем боковых стен полувагона не должен превышать 0,4 полной длины баланса. Ба- лансы оторцовки дверей скрепляют друг с другом доской (горбылем)
толщиной не менее 30 мм и длиной 2,9-3 м, уложенной с внутренней стороны оторцовки с опорой на боковые стены полувагона. Доска дол- жна быть прибита к двум крайним и средним балансам оторцовки. Груз укладывают горизонтально на 50 мм ниже верхнего уровня оторцовки.