Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1404

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

357
Однометровые сортименты грузятся в полувагоны с двойной отор- цовкой стен и торцевых дверей.
Лесоматериалы длиной до 1,6 м можно также грузить в полувагоны с применением обрешечивания из досок (горбылей), при этом груз ограж- дают восьмью парами боковых стоек и шестью торцовыми стойками.
Грузить лесоматериалы с оторцовкой и обрешечиванием можно только с согласия грузополучателя.
29.6. Перевозка лесоматериалов в пакетах
Пакетный способ складирования и перевозки лесоматериалов обес- печивает комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и складских операций, снижает простой транспортных средств, затра- ты на грузовые операции, повышает статическую нагрузку подвижно- го состава на 15 %, повышает производительность перегрузочных ра- бот в 2-3 раза.
Формирование, упаковка, маркировка, транспортирование и хране- ние пакетов лесоматериалов регламентированы ГОСТ 19041-85Е.
Основные средства пакетирования, в том числе и леса круглых сорти- ментов, — многооборотные полужесткие стропы типов: ПС-01 — для пакетирования пиломатериалов (доски, брусья и др.); ПС-02 — для пакетирования пиломатериалов трапецеидального сечения («шапок»);
ПС-04 — для пакетирования круглых коротких лесоматериалов и шпал;
ПС-05 — для пакетирования длинномерных круглых лесоматериалов и шпал.
Полужесткий строп состоит из двух вертикальных грузовых тяг и двух гибких горизонтальных стяжек: нижней несущей и верхней замы- кающей. Эти четыре элемента соединены друг с другом отрезками круг- лозвенных цепей. Грузовые тяги имеют в верхней части проушины для застропки и подъема пакета.
Лесоматериалы, сформированные в пакеты, размещают в вагонах непосредственно на полу вагонов без подкладок и прокладок. Пакеты лесоматериалов длинной от 1,0 до 6,5 м обвязываются двумя полужес- ткими стропами. Расстояние между стропами должно быть не менее по- ловины длины пакета. Стропы размещают на равном удалении от центра,
на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от торцов пакета. Замыкание стропа осуществляется пропуском свободного цельного конца в петлевой за- мок с последующей фиксацией конца цепи закруткой из проволоки. За- мыкание стропов всех типов осуществляется при затяжке пакета кра-

358
ном. Стропы на пакете должны быть плот- но затянуты.
Пакеты пиломатериалов разделяют по высоте двумя поперечными прокладками сечением не менее 25
×
100 мм (рис. 29.5).
В ряду должно быть от двух до четырех про- кладок в зависимости от длины пакета. При формировании из пиломатериалов пакета
«шапки» трапециевидной формы вниз ук- ладывают от двух до четырех рядов досок общей толщиной около 100 мм и шириной
2,6 м, поверх которых размещают две по- перечные прокладки длиной 2,7 м, сечени- ем 75
×
100 мм (или 100
×
100), затем вык- ладывают весь пакет. Поперечные прокладки располагают рядом со стропами; верх
«шапки» возле стропов скрепляют двумя досками длиной 1,2—1,25 м, прибиваемы- ми пятью гвоздями длиной не менее 100 мм.
Пакеты из короткомерных лесоматериалов (обапол, тарная дощечка,
дрова, балансы, рудстойка, пропсы) длиной менее 1 м необходимо фор- мировать путем стыкования. Для этой цели по периметру укладывают более длинные сортименты, кратные коротким, укладываемым внутрь.
Выход отдельных единиц лесоматериалов за торцы пакета не допускает- ся. В пакетах тарной, паркетной дощечки и клепки доски бокового ог- раждения должны быть собраны в виде щита по всей высоте пакета.
Пакеты из круглых лесоматериалов, предназначаемые для укладки во второй ярус вагона должны иметь сверху закругленную форму с повы- шением к середине в пределах габарита погрузки (рис. 29.6).
Пакеты шпал перевозят в полувагонах с закрытыми торцевыми две- рями с установкой торцовых щитов.
Для формирования пакетов пиломатериалов длиной от 4 до 6,5 м может применяться брусково-проволочная обвязка. Пакеты скрепляют тремя обвязками.
В Технических условиях приведены способы размещения и крепле- ния круглых лесоматериалов и пиломатериалов в пакетах, при погрузке их в полувагоны и на платформы по зональному габариту.
Рис. 29.5. Пакет пиломатериа- лов (стропы ПС-01): 1 — цепь;
2 — проволочная закрутка; 3
петлевой замок; 4 — попереч- ная прокладка; 5 — проушина для подъема


359
Рис. 29.6. Пакет круглых лесоматериалов для укладки во второй ярус
(стропы ПС-4)
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   42

Глава 30. Перевозка металлопродукции
и металлолома
30.1. Характеристика и способы перевозки металлопродукции
Черные металлы и металлоизделия по условиям перевозки, перегрузки и хранения делятся на следующие основные группы: чугун и ферро- сплавы, сталь и стальной прокат, метизы. Особую группу составляют вторичные черные металлы — металлолом.
Способы транспортировки металлов и металлоизделий определяют
ГОСТ и правила перевозок. В основном перевозку осуществляют в пач- ках, связках и пакетами.
Пачка — обвязанный проволокой или металлической лентой металл мерной длины с отклонениями по длине в соответствии со стандартами.
Сортовую сталь и сортаменты фасонного профиля рекомендуется фор- мировать в пачки круглого сечения с помощью несущих многооборот- ных стяжек, изготовленных из цепи с верхним замком для затяжки.
Листовую и полосовую сталь пакетируют в пачки, прочно обвязывае- мые в продольном и поперечном направлениях.
Пачки массой 5—25 т из листового и сортового проката формируют в соответствии с заказами потребителей.
Связка — укрупненное грузовое место, сформированное из сорто- вого металла (прутки, трубы и др.), обвязанного проволокой или метал- лической лентой.
Пакет — укрупненное грузовое место, сформированное из отдель- ных единиц груза, скрепленных между собой с помощью универсаль-

360
ных или специальных пакетируемых средств. Пакеты черных и цвет- ных металлов отличаются большим разнообразием. Мелкосортную круг- лую сталь и трубы малого диаметра формируют в круглые или шестигран- ные пакеты массой от 3 до 5 т, длиной от 6 до 9 м.
Пакеты обвязывают стальной лентой и круглозвенными цепями, мно- гообразными стропами из полосовой стали.
Двутавровые балки, швеллеры и металлические трубы среднего ди- аметра формируют в пакеты прямоугольной или квадратной формы с обвязкой полужесткими многооборотными стропами.
Металлопродукцию хранят на открытых площадках и в крытых скла- дах по сортам, маркам, размерам и профилям (в штабелях или стелла- жах). При хранении и складской переработке металлов должна быть обес- печена качественная и количественная сохранность, в том числе предох- ранение их от коррозии.
30.2. Размещение и крепление сортовой прокатной стали
Техническими условиями установлены способы размещения и креп- ления в открытом подвижном составе сортового и листового металла различных профилей. Металлопродукцию при погрузке в полувагоны укладывают на поперечные деревянные подкладки из досок (или горбы- лей) сечением 40
×
100 мм и длиной, равной внутренней ширине полува- гона. Подкладки размещают на поперечных балках его рамы.
При погрузке металла на платформы с закрытыми торцовыми борта- ми устанавливают по две пары торцовых стоек. Допускается не устанав- ливать короткие торцовые стойки на платформах, оборудованных кли- новыми запорами торцовых бортов.
Если погрузка превышает высоту торцовых бортов, то последние на- ращивают досками (горбылями) толщиной не менее 35 мм, прибиваемы- ми гвоздями вплотную друг к другу с внутренних сторон торцовых стоек.
Отдельные единицы сортовой стали (сталь полосовая, круг, шести- гранник, уголок, швеллер, зет, узкоколейные рельсы и т.п.) в пачках должны быть уложены параллельно друг другу без перекрещивания.
Каждую пачку сортовой стали (профиль более 180 мм) увязывают попе- речными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити при длине металла до 9000 мм в двух местах, а при большей длине в трех местах.
Допускается выход отдельных единиц из штабеля или связки в сторону торцевой двери, но не более 200 мм.


361
Рис. 30.1. Общий вид размещения и крепления сортового металла: 1 — боковые стойки; 2 — увязка стоек; 3 — доски торцового ограждения; 4 — торцовые стойки
Швеллер, балку, квадратную заготовку (профиль до 50 мм) и поло- совую сталь шириной до 200 мм увязывают в пачки поперечными об- вязками при длине металла 6000 мм в двух местах, а при большей длине — в трех местах. Отдельные единицы стали в пачках должны быть уложены плотно друг к другу без перекрещивания.
Сортовой металл длиной до 6500 мм (профиль до 180 мм) размеща- ют на платформе в два или несколько штабелей, расположенных после- довательно вдоль платформы и ограждают (рис. 30.1).
При размещении сортового металла на платформе с боковыми борта- ми, вертикальными гофрами и закидками крепление производится по- становкой на каждую секцию с каждой стороны платформы двух стоек и увязкой стоек попарно проволокой.
Сортовой металл длиной до 6500 мм можно располагать в два яруса в различном сочетании пачек металла во втором ярусе, способы разме- щения и крепления которых установлены в Технических условиях. Сор- товой металл длиной от 13100 до 13700 мм (профиль до 180 мм) разме- щают на платформе с откинутыми на кронштейны торцовыми бортами.
В Технических условиях (глава 3) приведен порядок размещения и крепления сортового металла различной длины и профиля при погрузке в полувагоны.

362
30.3. Размещение и крепление железнодорожных рельсов
Железнодорожные рельсы длиной до 12500 мм грузятся на платфор- мы и в полувагоны.
При погрузке рельсов на одиночные платформы устанавливают по че- тыре пары стоек. Стойки должны быть выше груза на 100-200 мм. Проти- воположные стойки попарно увязывают проволокой диаметром 6 мм в пять нитей. В торцах платформы устанавливают две короткие стойки.
Железнодорожные рельсы длиной до 12500 мм включительно пере- возят на четырехосных платформах. На пол укладывают три поперечные подкладки из досок или горбылей толщиной не менее 25 мм, шири- ной не менее 100 мм и длиной, равной ширине платформы: две над шквор- невыми балками, а третью посередине платформы. Первый ряд рельсов размещают на подкладках подошвами вниз. Концы выравнивают по бол- товым отверстиям. Подошвы должны плотно прилегать друг к другу. Во втором ряду рельсы укладывают подошвами вверх так, чтобы головки не закрывали первых болтовых отверстий нижнего ряда. Концы рельсов второго ряда выравнивают по болтовым отверстиям с противоположной стороны платформы. Третий ряд укладывают аналогично первому; чет- вертый — второму и т.д. Между каждыми двумя рядами рельсов укла- дывают три прокладки длиной, равной ширине погрузки, и сечением не менее 25
×
100 мм.
Рельсы в каждом ряду увязывают через болтовые отверстия прово- локой диаметром не менее 6 мм в две нити, один конец которой в первом ряду выпускают у крайнего рельса наружу. Второй конец после выхода из болтового отверстия противоположного крайнего рельса перегибают по головкам четырех рельсов, затем пропускают в болтовые отверстия следующих рельсов и не доходя четырех рельсов до конца выпускают наверх по головкам до крайнего рельса, где увязывают с первым кон- цом (рис. 30.2). Второй ряд рельсов увязывают аналогично первому,
причем проволока после выхода из болтовых отверстий должна прохо- дить по головкам рельсов внизу. Третий ряд увязывают аналогично пер- вому, четвертый — второму и т.д. Верхний ряд рельсов, если он нечет- ный, увязывают с обоих концов.
В Технических условиях предусмотрена погрузка рельсов различ- ной длины в полувагоны. Рельсы длиной 25000 мм с боковыми отвер- стиями грузят на сцепы из двух четырехосных полувагонов как показа- но на рис. 30.3.


363
Рис. 30.3. Общий вид размещения и крепления длинномерных рельсов на сцепе из двух четырехосных вагонов: 1 — подкладки; 2 — утолщенные про- кладки; 3 — накладки; 4 — прокладки; 5 — увязка из проволоки; 6 — прово- лочный хомут штабеля; 7 — проволочный хомут первого ряда рельсов; 8
растяжки; 9 — привязка подкладки; 10 — торцовая увязка рельсов каждого ряда; 11 — костыли
Рис. 30.2. Схема увязки первого и второго ряда железнодорожных рельсов:
а — первый ряд; б — второй ряд

364
Техническими условиями предусмотрена погрузка железнодорожных рельсов длиной 25000 мм на сцеп из двух четырехосных платформ с при- менением утолщенных подкладок, а также с использованием турникетов.
30.4. Размещение и крепление листового металла
Листовой металл предъявляется к перевозке в отдельных листах, в пачках, в связках и рулонах. Пачки листов обвязывают в продольном и поперечном направлениях лентами равного сечения толщиной не менее
1,5 мм и шириной 30 мм или проволокой диаметром 6 мм не менее чем в две нити. Число и расположение обвязок должно быть не менее, чем указано в табл. 3.3 Технических условий.
В местах огибания обвязками кромок листов, упакованных в пачки, под обвязки укладывают прокладки из листовой стали толщиной 0,8—1 мм.
Расстояние обвязки от конца пачки должно быть 300—500 мм.
Рис. 30.4. Общий вид размещения и крепления металлических листов длиной до 13000 мм на платформе: 1 — торцовые стойки; 2 — распорные бруски;
3 — поперечные упорные бруски; 4 — боковые стойки; 5 — увязка стоек;
6 — распорки

365
Листовой металл в пачках и в отдельных листах размещают вдоль и поперек вагона с таким расчетом, чтобы нагрузка на тележки рас- пределялась равномерно, а поперечное смещение общего центра мас- сы груза от вертикальной плоскости, в которой находится продольная ось вагона, не превышало допустимых размеров (глава 1 Техничес- ких условий).
В Технических условиях приведено более 50 схем размещения и креп- ления листового металла, покрытого и не покрытого смазкой в отдель- ных листах и пачках в зависимости от их длины, толщины, ширины,
размеров пачек на платформах и в полувагонах. Одна из таких схем показана на рис 30.4.
Ленточный металл в рулонах перевозят на платформах и полуваго- нах. В Технических условиях приведены схемы размещения и крепле- ния рулонов на платформах и в полувагонах в зависимости от их диа- метра, высоты и массы.
30.5. Размещение и крепление труб
Каждый штабель труб, уложенный на платформе, ограждают при длине труб до 4000 мм двумя парами боковых стоек, от 4000 до 5000 мм — тремя парами стоек, а при длине труб более 5000 мм — четырьмя парами стоек.
При высоте погрузки до 2000 мм стойки закрепляют верхней и сред- ней увязками из проволоки диаметром 6 мм в восемь нитей, при высоте погрузки более 2000 мм — верхней и двумя средними увязками из про- волоки диаметром не менее 5 мм в семь нитей. Расстояние между увязка- ми должно быть не более 1000 мм. Если диаметр труб более 1000 мм, увязки располагают через каждый ряд труб.
Стальные трубы диаметром до 159 мм включительно прочно увязы- вают в пакеты.
При погрузке на одну платформу труб различного диаметра трубы меньшего диаметра укладывают вниз под более крупные или внутрь них.
Трубы диаметром от 159 до 450 мм включительно (рис. 30.5) грузят с разделением смежных рядов тремя прокладками сечением не менее
35
×
110 мм. Первый ряд труб укладывают вдоль платформы на пол.
Крайние трубы укладывают вплотную к бортам и подклинивают в трех ме- стах. Если трубы не заполняют всю ширину платформы, то их укладывают двумя частями вплотную к бортам с оставлением в середине ряда свобод-