Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1357
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62
Грузовая станция должна иметь санитарно-защитные зоны между жилой застройкой и складами для хранения навалочных, пылящих, хи- мических и других грузов.
6.4. Концентрация грузовой и коммерческой работы
На сети дорог наряду с крупными и средними имеются малодеятель- ные станции, открытые для производства грузовых и коммерческих опе- раций на местах общего пользования. Выполнение грузовой и коммер- ческой работы на этих станциях не позволяет эффективно использовать комплекс технических средств железнодорожного транспорта, препят- ствует механизации погрузочно-разгрузочных работ, затрудняет инфор- матизацию перевозочного процесса, приводит к излишнему содержа- нию эксплутационного штата, затрудняет управляемость грузовой и по- ездной работой. Огромные потери приносит развоз на малодеятельные станции вагонов под погрузку или выгрузку, а также уборка их. Поэто- му экономически выгодно концентрировать грузовую работу на мень- шем числе станций, где имеются необходимые устройства и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Основное направление концентрации грузовых операций — закры- тие малодеятельных станций для грузовых операций и создание опор- ных станций. Создание опорных станций позволяет снизить себестои- мость перевозок, повысить уровень комплексной механизации погру- зочно-разгрузочных работ и эффективность использования подъемно- транспортной техники, сократить простой подвижного состава, ускорить доставку грузов, повысить пропускную способность железных дорог,
улучшить обслуживание отправителей и получателей грузов. Все это обеспечивается, если параллельно железнодорожным линиям располо- жены автомобильные дороги с благоустроенными подходами к грузо- вым станциям. Экономическая целесообразность закрытия малодеятель- ных станций и передачи их работы на опорные определяется технико- экономическими расчетами.
В зависимости от местных условий и экономической целесообразно- сти могут быть применены и другие формы концентрации грузовой ра- боты: частичное закрытие станции (на определенный период года), кон- центрация операций с отдельными видами грузов (наливные, лес, мине- ральные удобрения), концентрация перевозок мелких отправок, ликви- дация малодеятельных подъездных путей с передачей их грузооборота
63
на места общего пользования или с созданием объединенных транспор- тных хозяйств для группы предприятий.
Создаются опорные станции нового типа. Эти станции берут на себя ру- ководство и ответственность за работу прикрепленных к ним промежуточ- ных станций. Общее оперативное управление в пределах обслуживаемого опорной станцией района обеспечивает единство коллективов станций, при- ближает управление станциями к месту выполнения начальных и конечных операций перевозочного процесса. Создание опорных станций нового типа позволяет сформировать новую структуру организации и управления пере- возочным процессом, решить многие эксплуатационные задачи, снизить эксплуатационные расходы, связанные с сокращением маневровых локо- мотивов, закрытием отдельных путей и парков станций, складов, грузовых устройств, товарных контор и другими мерами.
6.5. Специализация грузовых станций в крупных узлах
К одной из прогрессивных и экономически эффективных форм орга- низации грузовой работы железных дорог относится специализация гру- зовых станций в крупных узлах по родам грузов. Специализация стан- ций позволяет увеличить их перерабатывающую способность, сократить потребность в складской площади, полностью механизировать погру- зочно-разгрузочные работы средствами дорог, повысить производитель- ность погрузочно-разгрузочных механизмов, сократить простой ваго- нов под грузовыми операциями, организовать транспортно-экспедици- онное обслуживание отправителей и получателей грузов и централизо- ванный завоз и вывоз грузов, создать условия для автоматизации гру- зовых и коммерческих операций с использованием ЭВМ. На практике эта форма находит свое выражение в создании специализированных баз выгрузки массовых грузов (каменного угля, минеральных строитель- ных материалов, леса, металла, цемента и др.), контейнерных термина- лов, крупных механизированных комплексов по переработке тарно-штуч- ных грузов, тяжеловесных грузов и др.
Специализированные базы преимущественно предназначены для выг- рузки массовых грузов. Их организуют в промышленных районах для об- служивания групп промышленных предприятий, получающих грузы, одно- родных с точки зрения применения средств механизации погрузочно-раз- грузочных работ (сырье, материалы, топливо и др.). Выбор наилучшего варианта специализации грузовых станций в узле определяется технико-эко- номическими расчетами. Список специализированных станций в железно- дорожных узлах помещен в Тарифном руководстве № 4 (книга 2).
64
6.6. Управление и оперативное руководство
работой грузовой станции
Грузовая станция является линейным предприятием железной дороги по организации перевозок грузов и непосредственно подчиняется отде- лению дороги. Руководство работой станции осуществляет начальник железнодорожной станции, который несет полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него «Положением о железнодорож- ной станции».
Руководство эксплутационной работой станции, контроль за выпол- нением суточных и сменных планов, организация обработки поездов и вагонов по технологическому процессу осуществляются начальником станции и его заместителем по оперативной работе.
Грузовой и коммерческой работой в целом по станции руководит за- меститель начальника станции по грузовой работе. Непосредственно ру- ководство и контроль за исполнением грузовых и коммерческих опера- ций на местах общего пользования возложено на начальника грузового района, на контейнерных площадках — на заведующих контейнерными площадками, в товарной конторе — на начальника товарной конторы, на складах — на заведующих пакгаузами, на сортировочной платформе —
на заведующего сортировочной платформой.
Разработку и внедрение технологического процесса работы станции,
передовых методов труда, проведение мероприятий по рациональному ис- пользованию технических средств, устройств, обеспечению безопасности движения поездов и техники безопасности, а также анализ работы станции осуществляет инженер станции и инженер-технолог станции.
Оперативное руководство станцией, контроль за выполнением суточ- ных и сменных планов, организацией грузовой и коммерческой работы,
обработкой поездов и вагонов возложены на заместителя начальника станции и сменных командиров — маневровых диспетчеров и дежурных по же- лезнодорожной станции. Примерная структура оперативного руководства работой грузовой станции приведена на рис. 6.2.
Маневровый диспетчер (ДСЦ) осуществляет оперативное планирова- ние и руководство работой станции, обеспечивает выполнение сменных планов, осуществляет контроль за выполнением технологических норм на обработку составов и вагонов.
Дежурный по железнодорожной станции (ДСП) осуществляет не- посредственное руководство приемом, расформированием, формиро- ванием и отправлением поездов.
65
Начальник товарной конторы осуществляет контроль за выполне- нием заявок и договоров на перевозку грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузопо- лучателями, ведением установленных форм учета и отчетности.
Начальник грузового района обеспечивает выполнение планов по- грузки по грузовой работе на местах общего пользования, осуществля- ет контроль за своевременной подачей и расстановкой вагонов на мес- тах погрузки и выгрузки, организует выполнение погрузочно-разгру- зочных работ.
На железнодорожных подъездных путях выполнение плана погруз- ки и выгрузки грузов обеспечивает диспетчер по грузовой работе.
Рис. 6.2. Примерная структура оперативного руководства работой грузовой станции
66
Выполнение основных грузовых и коммерческих операций возлагает- ся на приемосдатчиков груза 3—6 разрядов, товарных кассиров 4—8
разрядов, 1, 2 категории, старших товарных кассиров, коммерческих агентов 3—5 разрядов и др. Численность их на конкретной станции,
открытой для грузовых и коммерческих операций, устанавливается на основании Нормативов численности приемосдатчиков груза и прием- щиков поездов на станциях железных дорог и Нормативов численнос- ти работников в товарных конторах станций.
6.7. Основные обязанности приемосдатчиков грузов
и товарных кассиров
Профессии приемосдатчика груза и товарного кассира являются ос- новными и самыми массовыми в хозяйстве грузовой и коммерческой работы. Они принимают непосредственное участие во взаимоотношени- ях с отправителями и получателями грузов на начальном и конечном этапах перевозочного процесса. От четкого и качественного выполнения обязанностей приемосдатчиком и товарным кассиром во многом зави- сит успех обеспечения своевременной и сохранной доставки груза, сво- евременное и полное взимание причитающихся платежей за перевозку грузов и предоставляемые услуги, автоматизация выполнения грузовых и коммерческих операций, выполнения норм простоя вагонов под гру- зовыми операциями, рациональное использование подвижного состава,
обеспечение техники безопасности и безопасности движения поездов,
обеспечение точности расчетов провозной платы и сборов, привлечение грузоотправителей и грузополучателей к пользованию услугами желез- нодорожного транспорта.
На приемосдатчиковвозложено выполнение основных грузовых и коммерческих операций: организация приема, взвешивания, погрузки,
сортировки, перегрузки, выгрузки, хранения и выдачи грузов, перевози- мых по железным дорогам; сдача и прием от портов (автотранспортных организаций) грузов; сдача и прием в коммерческом отношении груже- ных и порожних вагонов и контейнеров, подаваемых под погрузку или выгрузку средствами грузоотправителя (грузополучателя) или порта; офор- мление соответствующих документов и ведение установленной отчетно- сти по этим операциям; учет времени нахождения вагонов на железнодо- рожных подъездных путях либо под погрузочно-разгрузочными операци- ями, ввод информации о произведенных операциях в ПЭВМ.
67
В зависимости от особенностей и местных условий работы станции на приемосдатчика груза может возлагаться выполнение других ком- мерческих операций: коммерческий осмотр поездов и вагонов, оформ- ление бездокументных грузов, составление и рассмотрение коммерчес- ких актов, материалов расследования по несохранным перевозкам, под- готовка по ним предложений.
В условиях функционирования АСОУП, рабочие места приемосдат- чиков оборудуются АРМами, что позволяет вводить и получать инфор- мацию (о приеме груза, погружаемых и выгружаемых вагонах, прибы- тии грузов, выгрузке и выдаче грузов, вывозе и завозе контейнеров) по установленным формам макетов с помощью ПЭВМ. Конкретные обя- занности приемосдатчика груза при погрузке и выгрузке грузов сред- ствами дороги на местах общего пользования, перевозке грузов в пря- мом смешанном железнодорожно-водном сообщении и экспортно-им- портных грузов через порты, приеме дежурства, приеме груза к пере- возке, отгружаемого с мест общего пользования и в вагонах, загружен- ных средствами грузоотправителя, при выгрузке грузов средствами гру- зополучателя, обнаружении несохранности грузов, обслуживании ве- соизмерительных приборов установлены Должностной инструкцией при- емосдатчика груза. Виды работ, выполняемых каждым приемосдатчи- ком, а также обслуживаемый им участок определяются инструкционно- технологическими картами, составляемыми при разработке технологи- ческих процессов работы и техническо-распорядительных актов стан- ций (ТРА). К выполнению обязанностей приемосдатчик допускается после обучения и сдачи экзамена в знании всех предусмотренных Должност- ной инструкцией нормативных документов.
Товарные кассиры непосредственно обслуживают многочисленных грузоотправителей и грузополучателей, участвуют в выполнении приня- тых заявок на перевозку грузов как в целом по станции, так и по каждо- му грузоотправителю в отдельности.
В круг обязанностей товарного кассира входит: учет выполнения приня- тых заявок на перевозку грузов от грузоотправителей; оформление перево- зочных документов на отправляемые и прибываемые грузы; расчет провоз- ных платежей, сборов, платы за пользование вагонами и контейнерами; рас- четы с грузоотправителями и грузополучателями, прием наличных денег;
составление отчетов о погруженных вагонах; подборка документов для пе- редачи их в станционный технологический центр (СТЦ) и технологические
68
центры по обработке перевозочных документов отделений дорог (ТехПД)
или в региональные агентства фирменного транспортного обслуживания
(РАФТО), где они объединены с ТехПД; проверка таможенного оформле- ния грузов, оформление переадресовки грузов и другие операции.
В условиях функционирования автоматизированной системы управле- ния товарный кассир производит автоматизированный расчет провозных платежей, сборов и плат за пользование вагонами и контейнерами, вводит в ЭВМ сообщения на отправляемые и прибываемые грузы (машинный вариант книги прибытия), грузоотправителю и грузополучателю выдает машинный вариант счета-фактуры по всем видам платежей, в машинном варианте оформляет оперативную отчетность по погрузке-выгрузке и дру- гие виды отчетности по утвержденным формам макетов. Товарный кас- сир в сейфе хранит бланки строгой отчетности, в машинном варианте со- ставляет отчеты об использовании их, вносит изменения в Тарифные ру- ководства, Правила перевозок и в другие нормативные документы со- гласно Сборника правил перевозок и тарифов на железнодорожном транс- порте и поступивших телеграмм из МПС России.
На должность товарного кассира назначаются лица не моложе 18 лет,
прошедшие обучение и сдавшие экзамены в знании всех предусмотрен- ных нормативных документов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 42