Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1353
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54
В тюках перевозят кожу, ковры, меха, вату и т.п. Тюки должны быть обернуты в плотную ткань и зашиты. Кроме того, тюк перевязывают цель- ной веревкой.
Кроме перечисленных видов тары, груз может перевозиться в кани- страх, сетках, рулонах, кулях, пакетах, связках, а также с частичной упаковкой.
По способности выдерживать механические нагрузки и деформиро- ваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.
Мягкая тара (сетки, мешки, кипы, тюки, кули, пакеты) принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Ос- новное назначение мягкой тары — хранение и транспортирование пре- имущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара зани- мает мало места, имеет незначительную собственную массу, удобна в обращении. Мягкая тара изготавливается из тканей, пленок, бумаги, по- лимерных материалов.
Полужесткая тара (ящики и коробки картонные, решетки, корзи- ны) сохраняет свою первоначальную форму при небольших механичес- ких нагрузках, когда часть нагрузки воспринимается самим грузом.
Жесткая тара не изменяет форму при транспортировке и хране- нии, имеет большую механическую прочность (бочки, ящики, бидо- ны, барабаны, фляги, баллоны), изготавливается из металла, дерева,
пластмасс, стекла.
При упаковке применяются различного рода упаковочные и вспо- могательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью за- щиты его от повреждения. К таким материалам относятся древесина,
стружки, картон, бумага, войлок, резина, пластик, вата, ткани, пено- пласт, пневматические амортизирующие подушки и др. В необходи- мых случаях надлежит применять консервацию (защиту от коррозии металлических поверхностей).
5.7. Требования стандартов на тару и упаковочные материалы
Согласно статье 18 Устава требования к таре и упаковке должны пре- дусматриваться стандартами и техническим условиями. Тара и упаковка,
в которой груз предъявляется к перевозке, должна предотвращать загряз- нение, засорение подвижного состава, полотна железной дороги и окру-
55
жающей среды. В стандартах, опубликованных в справочнике «Тара и упаковка грузов», подробно описаны конструкционные особенности всех видов тары, ее размеры, виды контрольных лент и прочности креплений,
приведены указания по маркировке тары. Повышенные требования к на- дежности тары и упаковке предъявляются при перевозке в районы Край- него Севера и труднодоступные районы, так как грузы находятся в пути длительное время, перегружаются при передаче с одного вида транспорта на другой и хранятся в трудных климатических условиях.
Стандартизация тары и упаковки позволяет железнодорожному транспорту обеспечивать сохранность грузов, лучше использовать гру- зоподъемность и вместимость вагонов, складские емкости, механизи- ровать складские и погрузочно-выгрузочные операции, исключить опе- рации перевески грузов и сократить затраты времени и материальных средств на определение количества груза, развивать пакетные и контей- нерные перевозки тарно-штучных грузов.
Подтверждением соответствия тары требованиям стандарта или тех- ническим условиям служит маркировка, характеризующая тару. Она содержит наименование предприятия-изготовителя тары или его товар- ный знак, обозначение стандарта или технических условий, индекс прей- скуранта и порядковый номер по прейскуранту (для тары, изготовлен- ной по стандартам). На многооборотную тару наносится надпись «Мно- гооборотная». Для тары, изготовленной по техническим условиям, ука- зывается объем древесины для деревянной тары или площадь раскроя для картонной тары.
Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков) наносится не- посредственно на тару ее изготовителем. Маркировка, характеризую- щая мешки, указывается на кипах или пачках, в которые упакованы мешки.
Маркировка, характеризующая тару, наносится: на ящики — в левом верхнем углу торцевой стенки; на бочки и барабаны — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; на фляги и баллоны — на дне.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 42
Глава 6. Грузовые станции
6.1. Назначение и классификация грузовых станций
Железнодорожные станции выполняют операции по приему, погруз- ке, выгрузке и выдаче грузов, перевозимых повагонными и мелкими
56
отправками, в контейнерах, а также операции по перевозкам пассажи- ров, багажа и грузобагажа. Такие перевозки производятся между стан- циями, открытыми для выполнения соответствующих грузовых и ком- мерческих операций.
Грузовые станции представляют собой комплекс путевых и гру- зовых устройств, технических и служебных помещений, предназна- ченных для выполнения грузовых и коммерческих операций, приема,
расформирования, формирования, коммерческого осмотра, техничес- кого обслуживания и отправления грузовых поездов. Как правило,
эти станции расположены в крупных промышленных и населенных пунктах, где зарождаются и погашаются грузопотоки, и обслужива- ют промышленные предприятия и население. Грузовые станции яв- ляются стыковыми пунктами различных видов транспорта (железно- дорожного с автомобильным, водным, промышленным, трубопровод- ным), а также железнодорожного транспорта широкой, узкой и за- падноевропейской колеи.
В зависимости от основного назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на неспециализированные (слу- жащие для погрузки и выгрузки разных грузов) и специализированные
(для отдельных грузов).
Неспециализированные (в том числе линейные грузовые или опор- ные промежуточные станции) предназначены для переработки (в ос- новном на своих складах) тарно-штучных грузов, перевозимых в кон- тейнерах, некоторых категорий навалочных и других грузов, для об- служивания промышленных предприятий, баз и складов (необщего пользования).
Специализированные грузовые станции предназначены для массовой погрузки-выгрузки однородных грузов (зерно, уголь, руда, минераль- но-строительные материалы, нефть, лес и др.).
Под опорной станцией понимается грузовая станция, выполняющая коммерческие операции по собственной погрузке-выгрузке, а также по погрузке-выгрузке прикрепленных к ней малодеятельных грузовых стан- ций, оснащенная средствами автоматизации, включенными в сеть пе- редачи данных с дорожными информационно-вычислительными центра- ми (ИВЦ), и имеющая связь (телефонную, электронную и др.) с при- крепленными станциями.
57
Перегрузочные станции осуществляют в значительных размерах пе- регрузку грузов с узкой колеи на широкую и обратно.
Для обслуживания морских и речных портов при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и наоборот предназначены пор-
товые станции. Они размещены максимально близко к порту или не- посредственно на территории порта.
Для обслуживания морских паромных переправ сооружают паро-
мные станции.
Для выполнения операций, связанных с прибытием и отправлени- ем, перегрузкой и временным хранением, сортировкой, техническим и коммерческим обслуживанием контейнеров, в крупных городах и пор- тах сооружают специальные станции-терминалы, включающие пути для обслуживания грузового движения и перегрузочный комплекс. В
районе пограничных переходов между железными дорогами Российс- кой Федерации и сопредельных стран имеются пограничные станции
и межгосударственные передаточные станции, которые осуществ- ляют не только технологические и коммерческие операции, но произ- водят таможенные, пограничные, медико-санитарные, санитарно-каран- тинные и другие операции.
В зависимости от объема и характера работы грузовые станции, как и все другие железнодорожные станции кроме пассажирских, подразде- ляют на шесть классов: внеклассные, 1, 2, 3, 4, 5 класса.
6.2. Коммерческие и грузовые операции, выполняемые на станциях
На грузовых станциях в значительных объемах производятся сле- дующие грузовые и коммерческие операции: прием к перевозке, взве- шивание, хранение, погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка и выдача грузов; переработка контейнеров, оформление перевозочных документов, информация грузополучателей и грузоотправителей о под- ходе, прибытии и подаче вагонов на места погрузки и выгрузки, ро- зыск грузов, финансовая и кассовая отчетность, исчисление провоз- ных плат и расчеты с грузоотправителями и грузополучателями при нецентрализованных расчетах.
Кроме того, на грузовых станциях производятся технические опера- ции: прием и пропуск поездов по графику движения, расформирование,
формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и от-
58
правление грузовых поездов, подача и уборка вагонов к местам по- грузки и выгрузки, обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий и причальных линий порта, обработка составов по прибы- тию и отправлению и др. В отдельных случаях на грузовых станциях производится дезинфекция и промывка вагонов и выполняются другие операции (перевозка пассажиров и продажа пригородных билетов и др.).
При выполнении грузовых, коммерческих и технических операций должна обеспечиваться безопасность движения поездов и маневров и сохранность принятых грузов и контейнеров.
Порядок открытия и закрытия железнодорожных станций для выпол- нения всех или некоторых операций производится в соответствии со ста- тьей 6 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Россий- ской Федерации».
Принятые об этом решения публикуются в Сборнике правил перево- зок и тарифов на железнодорожном транспорте и доводятся до сведения на все железнодорожные станции сети дорог, выполняющих грузовые и коммерческие операции.
Железнодорожные станции могут быть открыты для выполнения всех или только некоторых коммерческих операций в зависимости от потреб- ностей в перевозках предприятий и населения, тяготеющего к станции района, а также от наличия на них соответствующих технических уст- ройств. Например, одни станции принимают к перевозке и выдают толь- ко повагонные отправки, которые можно хранить на открытых площад- ках, другие — повагонные и мелкие отправки и только при условии загрузки их целыми вагонами на железнодорожных путях необщего пользования и т.д.
Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими опе- раций, связанных с перевозками, публикуются в Тарифном руковод- стве № 4, книга 2 «Алфавитный список железнодорожных станций».
После наименования каждого пункта указаны условные обозначения,
характеризующие выполняемые на них коммерческие операции (П, Б,
О, §§ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8н, 9, 10, 10н, Х). Содержание основных обозначений указано в разделе Общие положения. Например, § 2 обо- значает, что станция производит прием и выдачу мелких отправок гру- зов, требующих хранения в крытых складах; § 5 — прием и выдачу грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3(5) и 5,5(6) т на станциях.
59
При приеме груза к перевозке следует по условным обозначениям
Алфавитного списка раздельных пунктов проверить, открыта ли стан- ция назначения для выполнения грузовых операций с данными вида- ми отправок. Необходимо также проверить правильность адресова- ния повагонных отправок грузов на станции железнодорожных уз- лов в соответствии с установленной специализацией их работы по выгрузке на местах общего пользования. Список включенных в узлы станций приведен в Общих положениях Тарифного руководства № 4,
книга 2. Грузы, предъявляемые к перевозке повагонными и мелкими отправками, назначением на станции железнодорожных узлов, не имеющих специализации внутриузловой грузовой работы, должны,
как правило, адресоваться на станцию той линии, по которой они при- бывают в узел.
6.3. Технические средства на станциях для выполнения
грузовых и коммерческих операций
Техническое оснащение грузовых станций определяется их назначе- нием, объемом работы, типом и характером поступления и отправления местных вагонопотоков и их распределением по грузовым пунктам, в том числе, местам общего и необщего пользования, примыканием же- лезнодорожных подъездных путей промышленных предприятий, баз,
пунктов перевалки и их техническим оснащением.
На железнодорожных станциях, предназначенных для производ- ства грузовых и коммерческих операций предусматривается соответ- ствующее путевое развитие (приемо-отправочные, сортировочные и вытяжные пути), а также погрузочно-разгрузочные сооружения и ус- тройства, крытые и открытые склады и платформы, площадки для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакады, повышенные пути, устройства для перегрузки из вагонов непосредственно на ав- тотранспорт или через склад; платформы и площадки для разгрузки насыпных грузов, колесной техники и других грузов. Грузовые уст- ройства и путевое развитие концентрируются в одном грузовом рай- оне станции вместе со специализированными площадками для пере- работки однородных грузов. Иногда в пределах станций сооружается несколько специализированных грузовых районов для переработки отдельных родов грузов.
Оформление и обработка поездных документов, сбор комплексной информации о подходе поездов, вагонов и грузов, подготовка данных
60
для оперативного планирования работы грузовой станции осуществля- ется в станционном технологическом центре (СТЦ).
На грузовых станциях имеются устройства СЦБ и связи, освещения и водоснабжения, иногда имеются устройства для экипировки маневровых локомотивов, пункты подготовки вагонов под погрузку, пути очистки и промывки вагонов, очистные сооружения и др.
Если работа станции основана на базе автоматизированной систе- мы управления грузовой станцией (АСУГС), то должен быть машин- ный зал, оборудованный тремя комплектами ЭВМ, соединенных одной локальной сетью (две машины работают постоянно, третья — в горя- чем резерве). К ЭВМ подключаются абоненты на рабочих местах, обо- рудованных ПЭВМ.
Кроме того, на грузовых станциях предусматриваются пункты для обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, админист- ративно-бытовые и служебно-технические здания, вагонные весы и дру- гие устройства и сооружения. Для проверки габаритности погрузки на открытом подвижном составе (на платформах, полувагонах) устанавли- вают на выходах с путей погрузки габаритные ворота (рис. 6.1). Внутри ворот подвешены узкие планки, создающие контур предельного очерта- ния погрузки. Негабаритные грузы, выступающие за пределы этого очер- тания, могут перевозиться лишь с соблюдением особого порядка следо- вания. О негабаритности грузов может сигнализировать электронная система контроля габарита погрузки. В ней применены лазерные и инф- ракрасные датчики, позволяющие добиться высокой надежности работы в любых условиях. Кроме того, специальная программа на ЭВМ, в кото- рую поступают сигналы с электронных габаритных ворот, позволяет четко отделить случайные выходы за габарит конструкций подвижного соста- ва, происходящие от покачивания при движении. Определение негаба- ритного груза и степени негабаритности производится ЭВМ практически без участия человека.
Для осмотра крыши вагонов и внутренней части кузова полувагонов устанавливают смотровые вышки с прожекторным освещением и уст- ройствами для обнаружения неисправных вагонов или вагонов с остатка- ми грузов. Для этих целей могут применяться средства промышленного телевидения с усовершенствованными конструкциями телевизионных ка- мер, позволяющими получать четкое изображение с короткого расстоя- ния до объекта при скоростях 40 км/ч и выше и производить видеозапись.
61
Для управления технологическим процессом на грузовых станциях широко используется телефонная связь, радиосвязь поездная и манев- ровая, телеграфная, парковая громкоговорящая связь, диспетчерская избирательная связь, пневматическая почта для пересылки пакетов до- кументов на расформировываемые и формируемые поезда. Для управ- ления стрелками и сигналами, приготовления поездных и маневровых маршрутов используются современные системы маршрутно-релейной централизации (МРЦ), которые совершенствуются за счет использова- ния электронной элементной базы и увязываются с АСУГС. В связи с внедрением АСУГС основной управляющий персонал станции имеет средства автоматизированного рабочего места (АРМ): дисплеи, малые
(персональные ЭВМ), графопостроители и др. На грузовых станциях применяются переносные радиостанции различных систем, системы микросотовой телефонной связи, охватывающие всю территорию гру- зовой станции и подъездных путей.
Рис. 6.1. Габаритные ворота