Файл: Тематический план и распределение часов по дисциплине 6 Краткое содержание курса "Ресурсоведение".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
4 1. Цели и задачи дисциплины
5 2. Тематический план и распределение часов по дисциплине
6 3. Краткое содержание курса "Ресурсоведение"
7
Тема 1. Ресурсоведение в сложившейся системе научных дисциплин
7
Тема 2. Основные виды ресурсов: классификации, ресурсные циклы, потенциал
11
Тема 3. Ресурсы территориальные
18
Тема 4. Природно-ресурсный потенциал (ПРП) как основа освоения ресурсной базы
22
Тема 5. Анализ природно-ресурсного потенциала и его использования: эколого- экономический аспект
25 5.1. Земельные ресурсы
25 5.2. Водные ресурсы
31 5.3. Ресурсы Мирового океана
34 5.4. Лесные ресурсы
37 5.5. Минерально-сырьевые, в т.ч. топливно-энергетические ресурсы
44 5.6. Рекреационные ресурсы
56
Тема 6. Отходы – ресурсы антропогенные
60
Тема 7. Экологические ресурсы
64
Тема 8. Трудовые ресурсы как структурный элемент ресурсоведения
68
Тема 9. Основные противоречия в системе "ресурсы – использование - проблемы"
71
Тема 10. Ресурсный блок в концепции устойчивого развития
76
Тема 11 (дополнительная). Международный опыт и сотрудничество в решении рационального использования природно-ресурсного потенциала
85 4. Тематический план практического курса
85 5. Самостоятельная работа студента
90 6. Словарь основных терминов
91 7. Учебно-методические материалы по дисциплине "Ресурсоведение"
94 8. Контроль знаний студентов
96
2
ВВЕДЕНИЕ
"Искать истину легко и трудно, ибо оче- видно, что никто не может ни целиком ее по- стигнуть, ни полностью ее заметить, но каж- дый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина"
Аристотель
Мир человека невозможно представить вне связи с ресурсами. Человек постоянно создает все новые виды ресурсов и также постоянно пользуется окружающими его ре- сурсами. Да и сам человек в процессе созидания становится ресурсом. Практически все объекты и явления, окружающие людей, представляют собой ресурсное пространство или ресурсную базу, главное нужно только определиться в вопросах необходимости их использования, направлении применения, рациональности освоения при соответству- ющих социально-экономических и технологических условиях, соблюдения экологиче- ской безопасности и соответствии законодательной базе. Таким образом, ресурсы –
"это любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и соци- ально-экономических отношениях" (Реймерс, 1990, с. 451).
При таком широком понимании объекта исследования в сфере интересов ресурсоведе- ния оказывается практически все отрасли народного хозяйства, межотраслевые комплек- сы, экономические, социальные и экологические аспекты развития человеческого обще- ства в контексте самых современных концепций, определяющих его стратегию. Все это делает ресурсоведение очень широким и сложным предметом, интегрирующим естествен- ные и общественные науки, самые ценные фундаментальные и прикладные результаты широкого спектра научных дисциплин. Естественно, что многие ресурсы представляют собой объект исследований частных дисциплин, в задачи которых входит всестороннее их исследование. В данной связи следует ограничиться вопросами, раскрывающими общие закономерности взаимосвязи человеческого общества с основными видами ресурсов, в том числе и природными, занимающими в ресурсоведении особое место, поскольку история человечества – это постоянно растущие потребности в природных ресурсах. По мере раз- вития научно-технического прогресса эти потребности непрерывно растут. При этом мас-
3 штабы использования ресурсного потенциала нередко превышают чисто биологические потребности человека, что обусловливает переэксплуатацию многих видов ресурсов.
Использование ресурсов – это процесс, который постоянно регулируется, в первую очередь, естественными законами природы: человек на протяжении нескольких тысяче- летий ощущал на себе последствия нерачительного пользования природными благами
(гибель античной государственности, по мнению К. Маркса, была предопределена не пе- репроизводством, а перепотреблением, доходящим до чудовищных и причудливых явле- ний); законами общества: на фоне нарастающих объемов эксплуатации ресурсного по- тенциала, общество вынуждено ограничивать потребление экономическими и юридиче- скими рычагами; и наконец, разумом человека – человека не только разрушителя, но и созидателя: на рубеже 70-х годов ХХ века возникла острая потребность осознания дей- ствий человека как по отношению к ресурсной сфере, окружающей среде, так и по отно- шению к самому себе. Концепция устойчивого развития, принятая большинством стран как руководство к действию, как основа стратегии развития – прямое подтверждение осознания человеком угроз, нависших над существованием человеческого общества.
Ресурсы принято делить на несколько основных групп: материальные, духовные, трудовые (в том числе и интеллектуальные) и природные (в том числе и экологические).
В процессе использования практически все они включены в те или иные ресурсные цик- лы. Очень важно понять, что использование одного ресурса неизбежно затрагивает всю цепочку взаимоотношений "ресурс – общество – окружающая среда – благополучие че- ловека". Это один из основополагающих постулатов ресурсоведения. Смысл второго по- стулата заключается в следующем: ресурсы не изолированы друг от друга, а находятся в территориальном, общественно-значимом единстве. И прежде чем браться за освоение одного из них, необходимо иметь четкие представления о наличии других, возможности рационально их использовать и соответственно нести за это ответственность.
Программа курса, рассчитанного на 36 часов лекций и 36 часов практических заня- тий, дает представление студентам о ресурсоведении как интегральной дисциплине, ее месте в сложившейся системе научных дисциплин, основных закономерностях использо- вания различных видов ресурсов и их классификациях, а также о географии распределе- ния ресурсов в срезе: мир, Россия, Дальневосточный экономический район (ДВЭР). Сту- дент должен четко определить и представить место ресурсной локализации и использо- вания ресурсного потенциала в региональном аспекте, на уровне страны и в планетарном масштабе. Кроме того, для каждого вида ресурса обозначены ресурсно-экологические проблемы его эксплуатации и предложены пути поиска резервов. Вся информация дана в
4 рамках современных учений о взаимодействии общества и природной среды, в частности с позиции концепции устойчивого развития. Основной объем материала направлен на изучение природных ресурсов, однако, значительное внимание уделяется анализу тер- риториальных, трудовых, экологических и вторичных ресурсов.
Одна из задач курса состоит в выделении наиболее проблемных и нередко нере- шенных вопросов в изучении и освоении комплексного природно-ресурсного потенци- ала, что должно ориентировать студента на формирование собственных взглядов по обоснованию решения той или иной проблемы, а также раскрыть неограниченный по- тенциал возможностей совершенствования научной мысли.
Курс построен на анализе многочисленных учебно-методических пособий смежных дисциплин, научных публикаций, материалов конференций и совещаний, а также на собственных материалах автора.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития цивилизации, объемами ресурсопотребления и изменениями, происходящими в окружающей среде. С развити- ем общественного производства все более возрастает влияние человека на природу, ис- пользование ресурсов. В данных условиях необходимо адекватно оценивать причинно- следственные связи взаимодействия основных факторов экономического развития об- щества: использование ресурсов, формирование рынка труда, развитие средств произ- водства, изменение окружающей среды. Указанные факторы находятся в диалектиче- ском единстве, однако и между ними имеются противоречия. Очевидно, что дальней- шее развитие производительных сил связано с нарастающими темпами потребления ресурсов и увеличением нагрузки на окружающую среду.
Необходимость расширения и углубления процессов познания развития цивилиза- ции в системе "общество – ресурсопотребление - окружающая среда" явилась стимулом формирования новых научных направлений, в том числе ресурсоведения. Цель курса состоит в формировании у студентов теоретических и прикладных представлений о ре- сурсоведении как межотраслевой дисциплине, объектом исследований которой служит интегральный ресурс и составляющие его частные виды ресурсов: природные, матери- альные, трудовые, а также о взаимосвязи всех факторов использования природно- ресурсного потенциала с социально-экономическим развитием общества.
Данный курс базируется на основе концепции устойчивого развития, предусматри- вающей гармонизацию экономических и экологических интересов общества, решения ресурсно-экологических задач на перспективу, сохранение благоприятного состояния
5 окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жиз- ненных потребностей населения.
Ресурсоведение как особая отрасль междисциплинарных наук находится на стыке естественных и общественных дисциплин, поэтому при изучении курса рассматриваются ресурсно-экономические, ресурсно-экологические, социально-демографические, право- вые, международные и другие аспекты использования обществом ресурсного потенциа- ла. Комплексный характер дисциплины, интегральный объект изучения обусловливает наличие взаимосвязей с большинством экономических, естественных и правовых наук.
Особое место уделяется региональному аспекту, учитывая "географию" студентов и воз- можность приложения ими знаний преимущественно в пределах ДВЭР.
Задачи ресурсоведения вытекают из объективных законов общественного развития, сущность которого заключается в непрерывном использовании многокомпонентного ресурсного потенциала, и выражаются в следующем:
1. Определить существующие взаимосвязи между потребностями социально- экономического развития, состоянием окружающей среды и условиями жизнедеятель- ности людей; изучить ресурсные аспекты взаимодействия общества и природы;
2. Рассмотреть концепцию устойчивого развития, положение в ней ресурсного бло- ка; выявить оптимальные пути ресурсопользования;
3. Провести ресурсно-экологических проблем, связанных с изменением окружаю- щей среды и трансформацией ресурсной базы;
4. Определить ресурсно-экологическую ценность отдельных компонентов природ- ной среды и отдельных экосистем для устойчивого эколого-экономического развития;
5. Дать анализ системы управления в области ресурсопользования и охраны окру- жающей среды;
6. Разработать механизмы международного сотрудничества в решении проблем ра- ционально использования ресурсного потенциала.
Изучение данного курса позволит глубже разобраться в проблемах современной ре- сурсно-эколого-экономической политики, иметь четкие представления о национальной стратегии устойчивого развития, закономерностях распределения ресурсного потенци- ала и сложившейся системе его эксплуатации.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема 1. Ресурсоведение в сложившейся системе научных дисциплин (2 часа).
Тема 2. Основные виды ресурсов: классификации, ресурсные циклы, ресурсный по-
6 тенциал (4 часа).
Тема 3. Ресурсы территориальные (2 часа).
Тема 4. Природный потенциал как основа развития ресурсной базы (2 часа).
Тема 5. Анализ природно-ресурсного потенциала и его использования: эколого- экономический аспект (16 часов).
5.1. Земельные ресурсы (2 часа).
5.2. Водные ресурсы (2 часа).
5.3. Ресурсы Мирового океана (4 часа).
5.4. Лесные ресурсы (2 часа).
5.5. Минерально-сырьевые, в т.ч. топливно-энергетические ресурсы (4 часа).
5.6. Рекреационные ресурсы (2 часа).
Тема 6. Отходы – ресурсы антропогенные (2 часа).
Тема 7. Экологические ресурсы(2 часа).
Тема 8. Трудовые ресурсы как структурный элемент ресурсоведения (2 часа).
Тема 9. Основные противоречия в системе "ресурсы – использование – ресурсно- экологические кризисы" (4 часа).
Тема 10. Концепция устойчивого развития (2 часа).
Тема 11. Международный опыт и сотрудничество в решении рационального ис- пользования природно-ресурсного потенциала (2 часа) – дополнительная.
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "РЕСУРСОВЕДЕНИЕ"
Тема 1. Ресурсоведение в сложившейся системе научных дисциплин (2 часа).
Методология, методы, объект, предмет изучаемого курса. Основные понятия и
термины (природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользова-
ние, ресурсоведение, ресурсопользование, ресурсы, ресурсоемкость хозяйства, ресурсы
антропоэкологические, ресурсы биологические, рациональное природопользование
т.д.). Принципы ресурсоведения. Горизонтальный и вертикальный аспекты формиро-
вания научной дисциплины. Разносторонняя связь человека с многообразием ресурсов.
История развития, современное состояние и связь с другими дисциплинами. Отноше-
ние к ресурсам в различные исторические эпохи.
Мы живем в ограниченном для развития мире. Земля и все ресурсы, которыми она обладает имеет строго определенные размеры и запасы, которые человек может экс- плуатировать. Площадь поверхности земли составляет 10,2 млн. кв. км., большая часть из которых не пригодна для жизнедеятельности человека. Биосфера имеет также огра- ниченный количественный предел антропогенной нагрузки, превышение которой в
7 процессе экономического развития обращается для природы и человека в разрушитель- ную силу. Между тем, с каждым годом для удовлетворения своих потребностей чело- век использует все больше ресурсов, усугубляя при этом экологическую обстановку в окружающем его мире.
Необходимость расширения и углубления процессов познания развития производи- тельных сил и производственных отношений в системе «общество- ресурсы- окружа- ющая среда» сформировало новое научное направление – ресурсоведение, которое от- ражает закономерности размещения, эксплуатации, восстановления ресурсного потен- циала в гармоничной связи с охраной окружающей среды.
Что же изучает ресурсоведение как научная и прикладная дисциплина?
В первую очередь ресурсы.
Ресурсы - любые источники и предпосылки получения необходимых людям мате- риальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологи- ях и социально-экономических отношениях. Ресурсы делятся на четыре большие груп- пы: материальные, природные в том числе территориальные, экологические, трудовые, в том числе и интеллектуальные.
Материальные ресурсы – созданные человеком средства производства.
Природные ресурсы – ресурсы, сформировавшиеся в природной среде в результа- те природных естественных процессов. Состоят из природных условий, к которым мож- но отнести солнечное излучение, тепло Земли, рельеф местности, климат и т.д. и соб- ственно природных ресурсов, используемых в производственной деятельности или сфе- ре потребления.
Природные условия – совокупность живых организмов, тел и явлений природы, существующих помимо деятельности людей.
Природные ресурсы – природные объекты, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию матери- альных богатств, воспроизводству человеческих ресурсов, поддержания условий суще- ствования человечества и повышающих качество жизни.
Границы между природными условиями и природными ресурсами подвижны: ис- пользование силы ветра в качестве источника энергии превращает его из природного фактора в хозяйственный ресурс. Аналогично и солнечная энергия.
Существует достаточно большое количество видов ресурсов, их свойств и характери- стик, используемых человеком непосредственно и косвенно для получения материальных и духовных благ. Подстать многообразию ресурсов существует множество дисциплин,