Файл: Тематический план и распределение часов по дисциплине 6 Краткое содержание курса "Ресурсоведение".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 изучающих особенности формирования, полезные качества, особенности эксплуатации и ограничения в пользовании для каждого вида ресурса: геология – полезные ископаемые; почвоведение – земельные ресурсы; гидрология – водные ресурсы; лесоведение – лесные ресурсы; история и культурология – исторические и духовные ресурсы и т.д.
Между тем, среди частных дисциплин, объектом которых служит тот или иной ре- сурс, существует межотраслевая дисциплина, объединяющая и развивающая частные ресурсные дисциплины.
Ресурсоведение – межотраслевая научная дисциплина, объектом которой служит интегральный ресурс и составляющие его частные виды ресурсов: природные, матери- альные, трудовые, а также взаимосвязь всех природных факторов жизни общества с со- циально-экономическим развитием человека.
Очень созвучно определению ресурсоведения понятие ресурсопользование, которое имеет несколько иной смысл, в отличие от известного вам, понятия природопользова- ние. Не следует смешивать данные понятия.
Ресурсопользование – научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации ресурсного потенциала.
Природопользование – научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.
Ресурсоведение как сфера знания включает в себя элементы естественных, обще- ственных и технических наук и в организационном отношении может считаться само- стоятельным разделом знаний как любая другая дисциплина. Большинством исследова- телей оно отнесено к ряду естественных наук, так. как в основе данной научной дисци- плины были география и экология, продолжающие оставаться ведущим теоретическим базисом ресурсоведения.
Главной задачей ресурсоведения является обоснование путей совершенствования гармоничного развития общества на базе рационального использования как ресурсного потенциала природы, так и созданного и накопленного всем человечеством.
Объект исследования ресурсоведения – интегральный и частные виды ресурсов во взаимосвязи с природными факторами и социально-экономическим развитием об- щества.
В широком понимании объектом исследований служит географическая среда, т.е. освоенная или вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки Земли и общество в его взаимодействии с природой. Конкретными объектами служат самые разнообразные ресурсы, комплекс взаимоотношений между ресурсным


9 потенциалом, естественными условиями жизни общества и его социально- экономическим развитием.
Предметом исследования ресурсоведения можно считать оптимизацию этих от- ношений, стремление к гармонизации экономического роста при рациональном исполь- зовании ресурсного потенциала и сохранению среды обитания.
Ресурсоведение как научная дисциплина, ориентированная на создание основ устойчивого развития базируется на следующих принципах:
- приоритетом охраны и воспроизводства ресурсного потенциала, ориентацией на неистощительное его использование;
- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов об- щества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприят- ную для жизни окружающую природную среду;
- соблюдением требований законодательства в области ресурсопотребления и охра- ны окружающей среды;
- международным сотрудничеством в области совершенствования технологий осво- ения ресурсного потенциала.
При изучении данной дисциплины следует использовать и прислушиваться к зако-
нам экономики природы, которые предложены Б. Коммонером:
- все связано со всем;
- все должно куда-то деваться;
- ничего не дается даром;
- природа знает лучше.
Следует различать:
- фундаментальные исследования, направленные на выявление закономерностей развития, познание внутренней структуры исследуемого объекта. Это теоретический аспект становления и развития любой науки.
- прикладные исследования используют данные фундаментальной науки для реше- ния практических задач и проблем.
Для каждой научной дисциплины существуют вертикальные и горизонтальные свя- зи в ее эволюции. Вертикальные связи определены историческим развитием конкрет- ной дисциплины и, конечно же, уровнем социально-экономического развития. Верти- кальные связи в развитии любой научной дисциплины предопределяют следующие стадии:
- эмпирическая (начальная) стадия связана со сбором информации и ее описанием

10
(первобытное общество формировало в значительной мере уровень этой стадии).
- теоретическая стадия связана с обобщением, систематизацией эмпирических дан- ных, выработкой теоретических идей и концепций.
- конструктивная стадия определяет возможности использования на практике тео- ретических концепций и открытий.
Горизонтальный аспект формирования науки раскрывает особенности изменения предметной области. Он проявляется в процессе дифференциации направлений (ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, ноосферы и т.д.), выделении новых направлений.
Горизонтальный аспект связан также с процессом интеграции: формирование новых дисциплин на основе слияния частных (например, природопользование, ресурсоведение).
Методология. Теоретической (методологической) основой ресурсоведения являет- ся концепция рациональности соотношения между уровнями потребления, развития производства и экологическими факторами, опирающаяся на синтез и анализ таких об- щих методических подходов как пространственность, комплексность, глобальность, системность, конкретность, логичность, научность и др. Системность пронизывает большинство исследований данной науки, т.к. каждый ресурс является частью системы более высокого ранга и в тоже время служит для других элементов производственных отношений самостоятельной системой.
Методы используемые той или иной научной дисциплиной для решения стоящих проблем определяются многими факторами и зависят, в первую очередь, от уровня раз- вития науки в целом, особенностей конкретной дисциплины. Для ресурсоведения – это ее междисциплинарность и интегральный объект исследований. Среди методов, приме- няемых в ресурсоведении, следует отметить следующие: регистрация и оценка, мони- торинг; математическая обработка имеющейся информации; статистико- аналитический; картографический; экономических расчетов; социологический; моде- лирования и прогнозирования с помощью ЭВМ; создание ГИС; эколого-экономический анализ; проектно-инженерные методы; технологические и т.д.
Важнейшим показателем эффективности использования ресурсов является показа- тель ресурсоемкости.
Ресурсоемкость хозяйства – количество ресурсов, используемых для производства
1 единицы конечной продукции. Ресурсоемкость складывается из двух составляющих: ресурсов, входящих в состав конечного продукта, и ресурсов, потребляемых в ходе его производства.
Например: для производства 1 кг зерна пшеницы необходимо до 2,5 т воды; 1 кг


11 хлопка –10 тонн; 1 кг говядины – 30 тонн; 1 кг чугуна – 5 кг; 1 кг стали потребует –30 кг; 1 кг спирта –300 кг; 1 кг синтетического каучука – 2,8 тонн; 1 кг лекарственных ве- ществ – 17 тонн. Из примеров видна различная водоемкость производства. Аналогично можно приводить примеры по воздухоемкости, энергоемкости, трудоемкости, землеем- кости и экологичности производства.
Например: землеемкость хозяйства определяется необходимостью использования земельных ресурсов на 1 млн капиталовложений: в химической промышленности – 6-
8 га; в горнохимической – 20-22 га; в промышленности строительных материалов – 3 га.
В отношении людей к природным ресурсам выделяются следующие формы, под- черкивающие разнообразие потребностей человека и использования многогранности ресурсных возможностей:
- практическая – утилитарная (потребление+преобразование=кризис);
- адаптивная;
- интимная, духовная;
- эстетическая.
В последние сто лет значение человека в преобразовании ресурсов и, соответственно, природно-ресурсного потенциала, неуклонно возрастает, что позволило В.И. Вернадско- му сделать вывод о том, что роль человека гораздо значительнее природных явлений пе- реноса вещества, например деятельности рек, морей, ледников. Для примера сравните цифры таблиц 1.1. и 1.2.
Таблица 1.1.
Выброс металлов в атмосферу (тыс. т/год) вид выброса мышьяк кадмий ртуть свинец природный
3630 1828 68 15501 антропогенный
24200 7630 1721 482000
Источник: Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.
Таблица 1.2.
Выброс в водную среду (т/год) вид выброса железо алюминий медь свинец вынос водами
1570 118 12 2 биогенный
5180 7220 103 5 техногенный
20800 410 360 120
Источник: Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.

12
Проверь себя:
1. Что такое ресурсы? На какие группы они делятся? Приведите примеры по каж- дой группе?
2. Что общего и в чем различие между природными условиями и природными ре- сурсами?
3. Что такое ресурсоемкость производства? Приведите примеры расчетов ресурсо- емкости.
4. Дайте анализ определения ресурсоведения.
5. В чем проявляются особенности ресурсоведения как научной дисциплины? Что является объектом и предметом исследований этого курса?
6. Расскажите о вертикальных и горизонтальных связях формирования этой науки.
Приведите примеры.
7. На каких принципах базируется в методологическом плане ресурсоведение как межотраслевая наука?
8. Расскажите о разносторонней связи человека с природными ресурсами.
9. Покажите изменение в приоритетах использования природных ресурсов по мере развития человеческого общества.
10. Какую роль играл человек в различные периоды эволюции своего общества в изменении и преобразовании природной среды?

Тема 2. Основные виды ресурсов: классификации, ресурсные циклы, потенци-
ал (4 часа).
Способы взаимодействия общества и природы на современном этапе. Современ-
ные проблемы ресурсопользования. Возобновление ресурсов и ресурсные циклы. Модели
ресурсных циклов: "природа-мать", "природа-соратник", "природа-экспонат". Затра-
ты ресурсных циклов. Тенденции изменения направлений ресурсных циклов.
Природно-ресурсный потенциал и его оценка. Ресурсообеспеченность. Дифферен-
циация регионов в зависимости от характеристик природно-ресурсного потенциала.
Типы оценок природно-ресурсного потенциала.
Современные классификации ресурсов: возобновимые и невозобновимые, первичные и
вторичные, частные и интегральные, ресурсы географической оболочки и т.д. Про-
странственная локализация ресурсов: плотность, сочетание, доступность. Эффектив-
ность ресурсопользования. Ресурсно-экономическая модель "черного ящика".

13
Существует множество споров относительно перспектив развития человеческого общества и соответственно поведения человека в природе. Следует признать, что осно- вываются они на действительно низком уровне знаний законов естественной эволюции природных систем. Мы больше знаем об отношении человека к окружающему нас, в том числе и ресурсному, миру, нежели об эволюционных механизмах природы. И то, что нам известно, позволяет сделать довольно печальный вывод о том, что варварское отношение к ресурсам прослеживается на всех этапах развития человечества, особенно оно прояви- лось в период технической революции: за одно поколение людей ресурсной базе природ- ной среды нанесен больший урон, чем за 1000 лет предыдущей истории.
Возобновление ресурсов и развитие ресурсных циклов
Идея ресурсных циклов принадлежит И.В. Комару (1975).
Ресурсный цикл – совокупность превращений и пространственных перемещений определенного вещества или группы веществ, происходящих на всех этапах его (их) использования человеком. Другими словами, это замкнутый круговорот используемых человеком материалов по типу “ресурс – отход – ресурс”.
Этапы ресурсных циклов: выявление, подготовка к эксплуатации, извлечение, пе- реработка, потребление, возвращение в окружающую среду. Все этапы протекают в рам- ках общественного звена общего круговорота данного вещества и всех веществ на Земле.
Согласно В.И. Комару (1975), в современном обществе выделено 6 основных ре- сурсных циклов:
1 – цикл энергоресурсов и энергии;
2 – цикл металлоресурсов и металлов;
3 – цикл неметаллического ископаемого сырья (агрохимическое сырье, строймате- риалы, торф и др);
4 – цикл лесных ресурсов и лесоматериалов;
5 – цикл почвенных и климатических ресурсов и с/х сырья;
6 – цикл ресурсов фауны и флоры.
Водные и воздушные ресурсы входят во все выше названные циклы.
Формирование ресурсных циклов зависит от потенциальных свойств ресурса по от- ношению к его восстановлению.
По принципиальной возможности и способу восстановления выделяется 3 типа ре- сурсов:
1) Природно-возобновимые, которые могут быть восстановлены после использова- ния до исходного состояния с помощью природных механизмов саморегуляции, если


14 последняя не подорвана.
2) Антропогенно-возобновимые, которые могут быть использованы из отходов, но природные механизмы для этого отсутствуют. Регенерация отходов и получение из них ресурсов может производиться самим обществом за счет материалов и энергии, имею- щихся в его распоряжении. При этом в ресурсный цикл необходимо добавить затраты на сбор, концентрацию и транспортировку таких отходов.
3) Невозобновимые, которые в принципе не могут быть восстановлены для повтор- ного использования. Справедливости ради необходимо отметить следующее: восстано- вить теоретически можно все, но затраты и дополнительная ресурсоемкость будет та- ковой, что практически осуществлять этот процесс будет нецелесообразно (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Использование различных категорий ресурсов в современном обществе за год (период 1987-1997гг)
Ресурсы
Млн. т
%
Природно-возобновляемые, в т.ч.
3 655 131
99,7
вода
3 240 000 воздух
400 000 растительная биомасса: с/х продукты питания
13 231 не пищевые с/х продукты
36 древесина
1000 прочее
5 животная биомасса: с/х пищевая
745 не пищевая с/х
3 рыба и морепрдукты
111
Антропогенно-возобновляемые
3 140
0,1
металлы: железо
1 547 цветные металлы
93 строительные материалы
1 100 прочие
400
Невозобновляемые
6 593
0,2
углеводородные полезные ископаемые: нефть
3 000 газ
1 368 уголь
2 200 прочие
25 радиоактивное сырье: уран
0,1
ИТОГО РЕСУРСОВ
3.664 864
100
Источник: Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. М.:
Дельта. 1997.

15
Затраты ресурсного цикла складываются из затрат на добычу и восстановление.
При этом часть затрат берет на себя природа бесплатно, но по мере увеличения затрат на добычу, природа не успевает справляться с восстановлением и требуется еще боль- ше затрат на восстановление.
Р
пр.
Р
общ.
= Р
доб.
+ Р
восст.
Р
антр.
Во взаимодействии общества и природы, а в большей мере с природными ресурсами природы, выделены три способа или модели этого взаимодействия, закономерно сменяю- щих себя по мере повышения материальных потребностей цивилизации (рис. 2.1).
Рисунок 2.1.
Взаимодействие общества и природы в процессе ресурсопользования при технологиях типа "Природа - мать", "Природа - соратник" и "Природа - экспонат"
А. "Природа - мать"
Ресурсы
Затраты
Использование на добычу
Восстановление
Природа
Отходы
Б. "Природа - соратник"
Ресурсы
Затраты на добычу
Использование на восстановление
Восстановление
Природа
Отходы
В. "Природа - экспонат"
Ресурсы
Затраты на добычу
Использование на восстановление
Восстановление
Природа
Отходы
Источник: Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. М.:
Дельта. 1997.