Файл: Тематический план и распределение часов по дисциплине 6 Краткое содержание курса "Ресурсоведение".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 1. "Природа-мать" – возобновление ресурсов осуществляется только за счет при- родных механизмов, общество тратит только на добычу ресурсов и не несет никаких расходов на их восстановление. Это примитивный тип ресурсопользования.
2. "Природа-соратник" – восстановление идет как за счет естественных, так и антро- погенных механизмов, что дает возможность увеличить количество используемых ресур- сов и поддержать интенсивность их циклов восстановления на уровне не доступном од- ной природе. Человек несет такие же затраты на восстановление как и на добычу.
3. "Природа-экспонат" – это новая модель взаимодействия природы и общества.
Для большинства стран, в большей мере это пока еще мечта. Основная стратегия этой модели заключается в том, что возобновление ресурсов идет только за счет общества и оно полностью обеспечивает все части ресурсных циклов, в первую очередь, за счет альтернатив невозобновимым энергоресурсам. Природа играет в этой модели роль “му- зейного экспоната” или “таракана на космическом корабле”.
Таким образом, развитие технологий ресурсопотребления идет в направлении
“Природа-мать – природа-соратник – природа-экспонат”, при котором увеличение объ- емов ресурсопотребления обеспечивается за счет искусственного формирования и ин- тенсификации ресурсных циклов. Этот путь сопровождается повышением роли обще- ства и снижением участия природы в регенерационных процессах.
Природно-ресурсный потенциал
Все ресурсы локализованы, добываются на определенной территории, для которой характерен свой набор (комбинации) природных условий и ресурсов, выражающийся в природно-ресурсном потенциале (ПРП).
ПРП – часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность на конкретной территории при данных технических и социально- экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека.
Для каждой территории важно знать соотношение различных видов ресурсов, т.е. знать структуру ПРП, при обязательном выделении ведущих ресурсов и приоритетов их эксплуатации. Структура ПРП различна для различных стран и районов и определяется агроклиматическими, водными, энергетическими, экологическими и др. условиями.
В зависимости от характеристик ПРП регионы можно классифицировать по 5- бальной системе:
1 – регионы с очень высоким классом ПРП – общегосударственное значение (место- рождение платины “Кондер” для России, рекреационные ресурсы для Таиланда и т.д.);
2 – регионы с высоким классом ПРП – межрайонное значение;
17 3 – регионы со средним классом ПРП – районного значения;
4 – регионы с низким классом ПРП – локального значения;
5 – регионы с очень низким классом ПРП – местного значения.
В основе данной классификации лежат следующие показатели:
- величина и разнообразие ПРП;
- природные предпосылки, в т.ч. географическое положение;
- экономико-географическое положение;
- особенности развития инфраструктуры;
- качество и количество трудовых ресурсов.
Важно знать, что понятие ПРП – динамическое : оно может увеличиваться (рекреа- ционные возможности, лесонасаждение, агромелиорация и т.д.), а может и уменьшать- ся ( эксплуатация месторождений, уничтожение лесов и т.д.)
Оценка природно-ресурсного потенциала
Для того чтобы представить структуру ПРП необходимо знать не только видовое разнообразие ресурсов, условий позволяющих эксплуатировать тот или иной ресурс, но и его запасы, стоимостные показатели. Следует подчеркнуть, что методов, приемов и способов оценок ресурсного потенциала достаточно много. При этом оценки могут быть как абсолютными, так и относительными, в том числе запасы на единицу площа- ди, обеспеченность на душу населения.
Рассмотрим некоторые из них:
Стоимостная оценка опираются на использование сложившихся на данный момент текущих величин мировых и внутренних цен на тот или иной ресурс.
Количественная оценка. Эти оценки являются абсолютными и завися от степени разведанности конкретного ресурса. Единицей измерения в зависимости от ресурса служат т, м
3
, га и т.д.
Технологическая оценка – это оценка технологической пригодности для различных народохозяйственных целей: извлечение золота с помощью метода кучного выщелачи- вания стало реальностью во второй половине 20 века, но извлечение того же золота из морской воды вследствие несовершенной технологии остается на опытном уровне.
Техническая оценка – оценка пригодности для эксплуатации имеющимися техниче- скими средствами: добыча золота увеличилась и стала более качественной с введением новой тяжелой бульдозерной техники, имеющей так называемый “клык”, позволяющий рыхлить приплотиковую часть аллювия
Историческая оценка – оценка пригодности с точки зрения важности исторического
18 момента с учетом культурологической специфики: разработка урана в связи с разра- боткой ядерного оружия;. строительство Асуанской плотины только после переноса исторических памятников, в частности древнейших сфинксов и т.д.
Интегральная оценка – оценка всей совокупности ресурсов, т.е. оценка ПРП. Вы- ражается в относительных величинах, в баллах.
Естественно, оценивается ПРП для того, чтобы разумно его осваивать, поэтому су- ществуют такие категории, как степень использования ПРП и степень его недоисполь- зования.
Степень использования ПРП – величина той его части, которая в настоящее вре- мя вовлечена в производство. Оценивается в баллах, рублях, долларах.
Степень современного недоиспользования ПРП – разница между всем потенциа- лом и используемой его частью.
Современные классификации ресурсов
Поскольку множество ресурсов сопровождает развитие человеческого общества, при этом можно найти для одного и того же ресурса многогранные аспекты его приме- нения и потребления, человек классифицирует окружающий его ПРП по различным признакам, в зависимости от того, какие задачи решаются.
1. По необходимости создания материальных благ ресурсы делятся не природные, материальные и трудовые, в том числе и интеллектуальные.
Для классификации природные ресурсов существуют свои принципы их ранжиро- вания. Например:
2. По критерию исчерпаемости ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые;
3. По возобновимости: возобновимые, антропогенно-возобновимые и невозобнови- мые;
4. По критерию заменимости: заменимые и незаменимые;
5. По критерию собственности: частные (арендуемые), государственные (арендуе- мые), общественные.
6. По критерию использования: производственные, потенциально перспективные, рекреационные, экологические;
7. По критерию повторности вовлечения в производство: первичные, вторичные;
8. По отношению к элементам географической оболочки: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера и ноосфера;
9. По сложности использования: простые, интегральные
10. По технологической доступности: легко доступные, доступные, трудно доступ-
19 ные, не доступные;
11. И другие.
Пространственная локализация ресурсов.
Эффективность ресурсопользования.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной запасов ресурсов и раз- мерами их использования. Выражается в количестве лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо запасами ресурса из расчета на душу населения. Например, на
01.012001 г на каждого россиянина приходится 11,7 га земли, 5,9 га лесных угодий, 1,5 га сельскохозяйственных угодий, 2,1 т нефти в год, 4,1 т газа в год.
Для развития экономики необычайно важно знать, помимо показателя ресурсообес- печенности, еще такие характеристики как:
- плотность концентрации ресурсов, которая дает представление о сосредоточенно- сти одного или группы ресурсов на единицу площади;
- сочетание ресурсов, данный параметр характеризует возможность для обоснования развития не только добывающих, но и перерабатывающих отраслей (запасы железной + запасы воды + недорогая энергетика служат реальными предпосылками развития метал- лургического комплекса). Определенное сочетание ресурсов может играть не только по- ложительную роль для их эксплуатации, но и ограничивающую или даже запрещающую: сочетание запасов золота и рыбы на Камчатке, сельскохозяйственные земельные ресурсы и лес, лесные (древесные) ресурсы и рекреационные и т.д. В таких ситуациях возникает необходимость ранжирования приоритетов в использовании ресурсов.
- доступность ресурсов этот показатель характеризует возможность эксплуатации того или иного ресурса в сложившейся социально-экономической и технологической обстановке.
В зависимости от комбинации выше перечисленных факторов складывается эффек- тивность ресурсопользования.
Эффективность ресурсопользования – отношение объемов ресурсопользования, т. е. всего количества используемых объемов ресурсов добытых и восстановленных) к об- щим затратам на добычу и восстановление.
- объем используемых и восстановленных ресурсов
- затраты на добычу + восстановление
Традиционное ресурсно-экономическое мышление можно описать моделью “чер- ного ящика” (рис. 2.2).
Р
Р
Рп
ЭРп
2 1
20
Рисунок 2.2.
Природные ресурсы
Экономика ?
???
Конечный продукт
Загрязнение, отходы
Важным показателем функционирования “черного ящика” является ресурсоем-
кость Именно этот показатель характеризует уровень эколого-экономического разви- тия общества. Выделяют 2 уровня ресурсоемкости: макроуровень – уровень всей эко- номики; отраслевой.
На макроуровне основным показателем являются затраты ресурсов на единицу ва- лового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода. Измеряется в стои- мостной форме (руб/руб); натурально-стоимостной (т/руб).
Сам по себе показатель ресурсоемкость мало о чем говорит. Главное его достоин- ство проявляется при его измерении и анализе в динамике или в сравнении с другими странами и технологиями (таб. 2.2).
Таблица 2.2.
Эффективность использования энергетических ресурсов
(петаджоули/млрд долл. ВНП)
Страна
Эффективность
Россия (раз)
Япония
5,5 10,9
Германия
8,1 6,8
Англия
10,0 6
Ю.Корея
14,8 4,1
США
15,2 4,0
Бразилия
18,8 3,2
Индия
38,0 1,6
Россия
60 1,0
Источник: Бобылева С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: учебное пособие. М.: ТЕИС. 1997.
Еще один показательный пример. Количество используемой древесины (м
3
) в рас- чете на 1т произведенной бумаги и картона: Россия – 32, США – 7, Швеция – 5, Фин- ляндия – 5.
21
Проверь себя:
1. Докажите тот факт, что развитие общества в постиндустриальный период осу- ществлялось за счет интенсификации нагрузки на ресурсный потенциал и особенно природный.
2. Что такое ресурсные циклы? Какие ресурсные циклы выделяются в зависимости от способа взаимодействия потребления и восстановления ресурсов?
3. Объясните принципиальную разницу во взаимоотношении общество-ресурсы для каждого ресурсного цикла?
4. Что такое природно-ресурсный потенциал? В чем он измеряется? Какие показа- тели лежат в основе классификации природно-ресурсного потенциала?
5. Расскажите о возможных оценках природно-ресурсного потенциала.
6. По каким критериям осуществляется оценка природных ресурсов?
7. Что такое ресурсообеспеченность? Что лежит в основе ресурсообеспеченности того или иного региона?
8. Что такое эффективность ресурсопользования?
9. Расскажите об экстенсивном и интенсивном способе мышления в модели "по- требление ресурсов – производство конечного продукта".
10. Что такое ресурсоемкость? В чем заключается достоинство этого показателя в определении эффективности развития экономики страны?
Тема 3. Ресурсы территориальные (2 часа).
Современные представления о территории. Представления о внутренней органи-
зации территории. Территория как ресурс. Ресурсные свойства территории. Новые
аспекты роли неосвоенных территорий. Специфика территорий нового освоения.
Роль географического положения для развития природно-ресурсного потенциала
территории. Структура географического положения.
Особенности территориальных ресурсов ДВЭР. Специфика географического поло-
жения ДВЭР с позиции освоения природно-ресурсного потенциала. Физико-
географическое положение ДВЭР. Экономико-географическое положение ДВЭР. Транс-
портное положение ДВЭР. Геополитическое положение ДВЭР. Эколого-географическое
положение ДВЭР.
Территория как ресурс
Любой вид деятельности человека связан с территорией, ее использованием. Оно рассматривается как внешнее выражение сложившегося типа хозяйства, особенность
22 культурного ландшафта, конкретный результат взаимодействия хозяйственной дея- тельности с природной средой, как объект управления и оптимизации пространствен- ной организации функционирования человеческого общества.
Чтобы ответить на вопрос, является ли территория ресурсом, необходимо понять ее суть, определить ее содержание (табл. 3.1).
Таблица 3.1.
Краткий анализ понятия территории, как объекта деятельности человека
№
Основное представление о территории (Т) как объекте ее использования
Автор, год
1 2
3 1
Т — поверхность с конкретным местоположением, площа- дью и свойствами, характеризующимися природными и антропогенными качествами. “Использование Т — способ удовлетворения общественных потребностей”, Т — “ком- плексный ресурс”.
Минц, Петрякова,
1973, с.7.
Т — “особый вид естественных ресурсов, особый вид эле- ментарных ресурсов”. там же, с.8.
2
Т — “своеобразный совокупный ресурс”.
Култашев, 1983, с.22.
3
Т — “всеобщий ресурс”.
Космачев, 1974, с.20.
4
Т — “... условное ресурсное пространство”.
Никульников,
1979, с.120.
5
Т — “... система для освоения с причинно-следственными связями”.
Бабушкин, 1987, с.5.
6
Т — элемент пространственно-временной структуры тер- риториально-производственного комплекса.
Невяжский, Сохина,
1987, с.183.
7
Т — целостный объект, имеющий свою пространственную структуру и обладающий собственной активностью. там же, с.20.
8
Т — определенный комплексный ресурс.
Савельева, 1993, с.7.
9
Т — часть поверхности суши (с присущими ей природны- ми и антропогенными свойствами и образованиями). Ха- рактеризуется протяженностью (площадью), особенностя- ми географического положения, ресурсного потенциала для человека и т.п.
Реймерс,
1990, с.511.
23 1
2 3
10 Т — как особый вид пространственной группировки ресур- сов важнее ресурсов натурально-вещественных. Эти по- следние могут иметь заменители — естественные или ис- кусственные, а Т — ресурс исчерпаемый и незаменимый.
Котляков, 1987, с.57.
11 Т — “будучи универсальным и все более важным ресур- сом, как бы цементирует все географические науки”.
Машбиц, 1987, с.57.
12 Т — “носитель особой формы движения материи, т.е. сама по себе является сложной формой материи”
Ишмуратов, 1990.
13 Т — “некоторая генетическая целостность”.
Сохина, 1991, 1987.
14 Т — “сложная полифункциональная система, обладающая активными и пассивными свойствами по отношению к воздействию”.
Сохина, 1987, 1990.
Мирзеханова, 1992,
1995.
15 Т — выступает и как субстанция, на которой осуществля- ется человеческое бытие, и как интегральный природный ресурс, и как ресурс природно-общественного характера.
Трофимов,
1993, с.12.
16 Т — “некоторый ареал земной поверхности, служащий ба- зисом деятельности общества и в этом качестве сама явля- ется природным ресурсом — территориальным ресурсом”.
Корытный,
1995, с.184.
17 Т — “часть суши, наполненная материальными вещами и явлениями, обладающая устойчивостью, которая опреде- ляет ее емкость”
Максимов, 1997
Источник: Мирзеханова З.Г. Эколого-географическая экспертиза территории
(взгляд с позиции устойчивого развития). Хабаровск: Дальнаука, 2001.
Уместно напомнить высказывание Ю.П. Михайлова (1982): “Выступая как про- странственный базис производства и жизнедеятельности людей, а также природных комплексов, территория стала ресурсом, причем особого рода” (с. 490). В ресурсном понимании сути территории понятия "освоение" и "использование" практически нераз- делимы от понятия территории.
Следует подчеркнуть, что в этом толковании сущность территории представляется с двух сторон. С одной стороны — территория — "вместилище всех ресурсов", а с дру- гой — она и сама природный ресурс — территориальный ресурс, имеющий свои соб- ственные параметры.