Файл: Курсовая работа система обучения сочинениям в средней школе Код, направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»
Институт русской и романо-германской филологии

Филологический факультет

Кафедра русского языка

КУРСОВАЯ РАБОТА
Система обучения сочинениям в средней школе
Код, направление подготовки:

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) программы: Русский язык, Литература




Обучающийся

Рубан Галина Михайловна

3 курса, 1 группы

заочной формы обучения

____________________________

(подпись)

Руководитель

Распопова Татьяна Анатольевна,

доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук, доцент

____________________________

(подпись)


Брянск 2022 г.


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Общие вопросы методики обучения написанию сочинений……........5

1.1. Сочинение как речевое упражнение………………………………...……….5

1.2. Общие вопросы методики обучения сочинению…………………..………11

1.3. Проверка и редактирование сочинений…………………………...……….16

Глава 2. Классификация сочинений………………………………………….…20

2.1. Классификация сочинений по основанию…..……………………………..20

2.2. Классификация сочинений по жанру и форме……………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………….……...34

Введение

Обучение развитию речи - один из важных разделов методики преподавания русского языка. Сочинение - это основное упражнение по развитию речи. Но в настоящее время возникло большое количество проблем, связанных с проведением их в школе. Это, во-первых, организация мотивации на речевую деятельность. Многие учителя игнорируют этот вопрос, в результате дети отрицательно относятся к написанию сочинений. Это приводит к шаблонным работам, неумению выразить свои мысли, отношение к чему-либо и т.д.

Подготовительная работа к упражнениям, развивающим речь, также имеет проблемы. Так, например, коллективная работа над планом к сочинению, с одной стороны, приводит к шаблонности работ, неумению работать самостоятельно, но с другой - облегчает работу учителя, дети учатся правильно раскрывать тему. К этому вопросу относится и пересказ (изложение) сильных учеников перед написанием работ. Многие методисты против такого традиционного приема. В последнее время оспариваются темы сочинений, больше отдается предпочтение необычным сочинениям-миниатюрам.


Частота проведения сочинений тоже вызывает споры. Традиционная методика предполагает проведение письменных сочинений и изложений намного реже, чем устных, и характер они носят контрольный. Современные методисты считают, что эффективным является проведение 5 - 10 минутных письменных работ практически на каждом уроке русского языка. Проблемы возникают и на уроке анализа детских работ.

Традиционная методика требует изменений, поэтому анализ методических источников и опыт современных учителей, а также новые тенденции в развитии методики преподавания русского языка будет способствовать методическому решению возникающих проблем.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в наш век информационного взрыва людям, желающим достичь заметных результатов в какой-то области, присущ некий рационализм: нежелание тратить время и силы на то, что не пригодится в будущей деятельности. Это большое заблуждение: ведь умение писать сочинение - это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку. В любом виде деятельности возросло и будет возрастать творческое начало.

Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях, изобретениях. Задача учителя русского языка заключается в том, чтобы не только обеспечить усвоение учащимися определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.

Методически грамотно выстроенные уроки развития речи позволят ученику понять, что от него требуется и как добиться того, чтобы не только рассказать о своих мыслях и чувствах, но и написать; помогут поверить, что работа над сочинением - вовсе не скучная и тягостная школьная повинность, неизвестно зачем придуманная учителем; настроят на то, что сочинение - это радость, радость, которую он должен добыть своими руками. Объект исследования: разработка системы работы по обучению написанию сочинений.

Предмет исследования: методика работы над сочинением на уроках русского языка в школе.

Цель: определить место сочинения в системе работы по развитию речи, выявить наиболее эффективные средства, методы, приемы и виды работ обучения для создания системы развития письменной речи.



Задачи:

1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме.

3. Изучить и проанализировать опыт современных учителей.

4. Выявить проблемы, возникающие в методике проведения сочинений.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Общие вопросы методики обучения написанию сочинений

1.1. Сочинение как речевое упражнение

Среди речевых упражнений особое место два вида: воспроизведение текста и создание собственных высказываний. Оба они относятся к упражнениям комплексного характера, так как при их выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации общения до умения контролировать свою речь.[14]

Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания учитель может только используя сочинения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои мысли самостоятельно. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность, но если бы не было самостоятельной деятельности, то некому было бы и подражать». [15]

Такого же мнения придерживался и Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». [8]

Сочинения в системе школьного обучения занимают важное место, так как им подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь с небольших устных упражнений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно становится серьезной умственной работой, которая планируется педагогом.

Сочинение несет воспитательную функцию, так как оно помогает выражать эмоции, учит осмыслению и оцениванию событий, развивает наблюдательность, обучает способности находить причинно-следственные связи, учит делать выводы. Сочинение помогает школьникам поверить в собственные силы. Сочинение является творческой работой и требует самостоятельности, активности, внесение собственных мыслей в текст. Оно содействует становлению ученика как личности.

При подготовке к сочинению, школьники учатся:


- понимать выбранную тему или находить ее самостоятельно, определять ее содержание и работать, придерживаясь темы на всех этапах подготовки и оформления своего сочинения;

- оценивать тему, выражать свою точку зрения

- накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное, осмысливать факты, передавать свои мысли;

- использовать материал в нужном порядке, составлять план и придерживаться его;

- применять наиболее подходящие слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции;

- соблюдать правила орфографии, каллиграфии и пунктуации при записывании текста;

- самостоятельно находить ошибки в сочинении, а также в собственной речи и других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки. [8]

Тема сочинения - это предмет сочинения. Она определяет отбор материала и признаков, которые присутствуют в тексте. От того, понятно ли сформулировал тему учитель, зависит правильность и полнота сочинения. Тема и заглавие не всегда совпадают. Понятие "тема" неразрывно связано с идейным содержанием, замыслом произведения. В школьных сочинениях отражается внутренний мир школьников, порой ученики таким образом дают оценки жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора.

План сочинения - это каркас предполагаемой работы. План необходим для составления связной речи, он особенно требуется на начальном этапе обучения. Он имеет самостоятельное значение. Поэтому иногда достаточно доводить работу над темой только до подробного плана. Текст рассказа в этом случае не составляется. Это поможет школьникам понять важность плана. Давать детям готовый план – это значит лишить школьников самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, в то же время воспитывать у школьников неверие в свои силы, стремление опереться на чужую мысль. [9]

Также очень важен процесс подготовки учащихся к сочинению. Она начинается за один или несколько уроков до написания сочинения. Поэтому сочинение как вид школьной работы занимает в педагогической практике особое место. Чем сильнее сочинение несет в себе творческий характер, тем успешнее развивается личность школьника и самостоятельнее и совершеннее становится его мышление, тем оригинальнее получается сочинение.


1. Для написания хорошего сочинения нужно располагать необходимым материалом по выбранной теме. Накопление сведений о предмете речи, его изучение требует времени, поэтому в работе по развитию связной речи количество планируемых сочинений нужно ставить в прямую зависимость от естественного развития школьников.

2. Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов речи, не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его жанром и стилям. Поэтому детей нужно учить умениям, зависимым от типа речи, жанра и стиля.

Последовательность этапов работы при обучении сочинению зависит от их сложности. Проблемы в обучении прежде всего зависят от типа речи, в каком будет создан текст. Проще всего создать повествования, сложнее - описание текста, самая сложная - рассуждение.

3. Сочинение является работой творческой поэтому очень важно, чтобы она вызывала интерес. Подлинный интерес может быть обеспечен хорошим знанием объекта речи: чем лучше пишущий знает то, о чем он пишет, тем оригинальнее и самостоятельнее его собственное мнение.

4. Приступая к работе над сочинением, создатель текста должен знать, кому он адресует свое высказывание. Знание адресата определяет общий тон сочинения и предупреждает многие структурные ошибки. Описание труднее, потому что оно требует аналитического подхода к объекту речи. Нужно выявить признаки предмета, определить их значимость, сказать о них в наилучшем порядке, а в конце сочинения сделать заключение. Еще большей аналитической работы требует сочинение-рассуждение. Кроме того, оно требует от автора рассуждения, разносторонних знаний и некоторого жизненного опыта. Кроме трудностей, определяемых особенностями каждого типа речи, существуют и другие проблемы. Они связаны с темой, идеей, жанром и стилем. При учитывании всех этих трудностей определяется последовательность в работе по развитию связной речи. Трудности темы зависят от степени ее доступности пониманию учащихся, от источника материала.

5. Со знанием своего адресата связано также и элементарное представление пишущего о психологии творчества. Сочинение оформляется в виде монолога, который создается на базе непроизнесенного диалога. Ориентируясь на своего адресата, пишущий делает его своим советчиком, критиком, оппонентом и берет на себя его роль.