Файл: Министерство труда и социальной защиты российской федерации меры по предупреждению коррупции в организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 16 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
Получение и дарение подарков, незаконное вознаграждение
Получение подарка делает работника в определенной степени обязанным дарителю; в связи с этим подарки часто используются для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений.
Получение даже незначительных по стоимости подарков может быть при наличии определенных обстоятельств квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
Устанавливая антикоррупционные стандарты в данной сфере, рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками организаций, так и дарению подарков от имени организации.
В первом случае получение работником организации подарка от лица, в отношении которого он наделен теми или иными управленческими или распределительными полномочиями, а также от иных заинтересованных сторон (например, от конкурентов) может послужить причиной отступления им от объективного и беспристрастного исполнения своих трудовых обязанностей. Подарок также может быть "оплатой" за уже совершенные работником неправомерные действия.
Во втором случае дарение подарка может фактически являться "оплатой" за предоставление организации определенных благ и преимуществ, например, за оказание помощи в получении государственного контракта. В этой связи особенно жесткие антикоррупционные стандарты должны быть установлены в части дарения подарков тем категориям лиц, для которых установлены законодательные запреты и ограничения на получение подарков: лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, работников отдельных категорий организаций.
При установлении антикоррупционных стандартов в данной сфере рекомендуется предусмотреть ответы на ряд ключевых вопросов:
- Что считать подарком? Будут ли антикоррупционные стандарты распространяться только на материальные ценности или также на оказание различных услуг: оплату путешествий, питания в ресторанах, проживания в отелях и т.п. (более целесообразным представляется второй подход).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 575
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в отношениях между коммерческими организациями.
- Получение каких подарков будет допускаться? Как показывает практика, недопущение получения подарков является нецелесообразной мерой, так как:
1) в отдельных случаях подарки, прежде всего с низкой стоимостью, с минимальной долей вероятности могут использоваться в качестве коррупционных выплат (например, полученные на мероприятиях блокноты, ручки, календари и т.п.);
2) в отдельных странах существуют особые обычаи гостеприимства и выражения благодарности,
предусматривающие дарение подарков.
В этой связи оптимальным решением может стать установление антикоррупционных стандартов в следующих аспектах:
1) получение подарков от определенных категорий дарителей (например, конкурентов, поставщиков,
организаций, являющихся стороной судебного разбирательства с работодателем);
2) стоимость получаемого подарка (как разового, так и на общую стоимость подарков, получаемых от одного дарителя в течение определенного периода, например, года).
- Устанавливать ли декларирование подарков? В отдельных случаях может быть полезным использование такого механизма, как декларирование подарков, позволяющего определить дарителей и оценить получение подарка с точки зрения возникновения конфликта интересов. При этом декларирование может производиться как отдельно в отношении получения работником подарков, так и в рамках декларирования работником интересов.
Кроме регулирования вопросов дарения и получения подарков, организации следует обратить
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 17 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 16 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
Получение и дарение подарков, незаконное вознаграждение
Получение подарка делает работника в определенной степени обязанным дарителю; в связи с этим подарки часто используются для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений.
Получение даже незначительных по стоимости подарков может быть при наличии определенных обстоятельств квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
Устанавливая антикоррупционные стандарты в данной сфере, рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками организаций, так и дарению подарков от имени организации.
В первом случае получение работником организации подарка от лица, в отношении которого он наделен теми или иными управленческими или распределительными полномочиями, а также от иных заинтересованных сторон (например, от конкурентов) может послужить причиной отступления им от объективного и беспристрастного исполнения своих трудовых обязанностей. Подарок также может быть "оплатой" за уже совершенные работником неправомерные действия.
Во втором случае дарение подарка может фактически являться "оплатой" за предоставление организации определенных благ и преимуществ, например, за оказание помощи в получении государственного контракта. В этой связи особенно жесткие антикоррупционные стандарты должны быть установлены в части дарения подарков тем категориям лиц, для которых установлены законодательные запреты и ограничения на получение подарков: лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, работников отдельных категорий организаций.
При установлении антикоррупционных стандартов в данной сфере рекомендуется предусмотреть ответы на ряд ключевых вопросов:
- Что считать подарком? Будут ли антикоррупционные стандарты распространяться только на материальные ценности или также на оказание различных услуг: оплату путешествий, питания в ресторанах, проживания в отелях и т.п. (более целесообразным представляется второй подход).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 575
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в отношениях между коммерческими организациями.
- Получение каких подарков будет допускаться? Как показывает практика, недопущение получения подарков является нецелесообразной мерой, так как:
1) в отдельных случаях подарки, прежде всего с низкой стоимостью, с минимальной долей вероятности могут использоваться в качестве коррупционных выплат (например, полученные на мероприятиях блокноты, ручки, календари и т.п.);
2) в отдельных странах существуют особые обычаи гостеприимства и выражения благодарности,
предусматривающие дарение подарков.
В этой связи оптимальным решением может стать установление антикоррупционных стандартов в следующих аспектах:
1) получение подарков от определенных категорий дарителей (например, конкурентов, поставщиков,
организаций, являющихся стороной судебного разбирательства с работодателем);
2) стоимость получаемого подарка (как разового, так и на общую стоимость подарков, получаемых от одного дарителя в течение определенного периода, например, года).
- Устанавливать ли декларирование подарков? В отдельных случаях может быть полезным использование такого механизма, как декларирование подарков, позволяющего определить дарителей и оценить получение подарка с точки зрения возникновения конфликта интересов. При этом декларирование может производиться как отдельно в отношении получения работником подарков, так и в рамках декларирования работником интересов.
Кроме регулирования вопросов дарения и получения подарков, организации следует обратить
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 17 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
внимание на регулирование представительских расходов, используемых на оплату деловых поездок,
проведение конференций, иных мероприятий, оплату питания, проживания, развлечения деловых партнеров. Следует иметь в виду, что такие расходы также могут использоваться в качестве "прикрытия"
для коррупционных платежей, в связи с чем организации рекомендуется предусмотреть:
1) условия получения сотрудниками средств для оплаты такого рода расходов, например,
необходимость согласования их получения с антикоррупционным подразделением;
2) механизмы последующего контроля использования таких расходов в соответствии с заявленными целями.
Одновременно в локальных нормативных актах организации, например, в антикоррупционной политике организации, следует установить прямой запрет на получение и дачу взяток. При этом следует обратить внимание на то, что, хотя в Уголовном кодексе
Российской Федерации взяткой признается только непосредственно передача денежных средств, иных ценностей взяткополучателю, в ряде зарубежных стран взяткой будет считаться также предложение, обещание, одобрение взятки, а также испрашивание и согласие на получение взятки. В этой связи организациями, в первую очередь ведущим внешнеэкономическую деятельность или имеющим зарубежных контрагентов, рекомендуется предусматривать запрет на все указанные неправомерные действия.
Иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами
Необходимость регулирования данной сферы обусловлена потребностью предотвратить возможный конфликт интересов и не допустить формирования дополнительных каналов для получения работником коррупционных платежей. Так, наличие у работника ценных бумаг в организации, в отношении которой он обладает определенными распределительными или управленческими полномочиями, на стоимость которых он косвенно может повлиять, принимая решения в пользу такой организации, вводит работника в ситуацию конфликта интересов; а работа по совместительству на организацию-партнера или конкурента может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах данной организации.
При внедрении соответствующих антикоррупционных стандартов рекомендуется обратить внимание, в первую очередь, на такие аспекты, как:
- вхождение работника в органы управления сторонней организации;
- выполнение работ, оказание услуг в интересах сторонней организации;
- владение долями участия, ценными бумагами сторонней организации;
- получение займов, кредитов от сторонней организации;
- выступление в качестве агента или представителя сторонней организации;
- иная финансовая заинтересованность в результатах деятельности сторонней организации.
Применительно к указанным практикам, в организации могут быть установлен порядок уведомления работником организации о наличии личной заинтересованности, в том числе в рамках декларирования интересов. Исходя из имеющихся в распоряжении организации финансовых, человеческих и иных ресурсов, в случае, если работник не готов отказаться от объекта личной заинтересованности, могут быть предприняты различные меры, направленные на минимизацию коррупционных рисков: установление дополнительного контроля, дополнительных этапов согласования; ограничение работника в доступе к работе в сферах, связанных с его личной заинтересованностью; внесение изменений в обязанности работника в целях недопущения реализации личной заинтересованности и т.д.
Помимо иной оплачиваемой деятельности работников организации, объектом регулирования может также стать последующее трудоустройство бывших сотрудников. Например, может быть введен антикоррупционный стандарт, заключающийся в декларировании ведения переговоров о будущем трудоустройстве, практика отстранения от исполнения обязанностей в отношении организации, в которую
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 18 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
проведение конференций, иных мероприятий, оплату питания, проживания, развлечения деловых партнеров. Следует иметь в виду, что такие расходы также могут использоваться в качестве "прикрытия"
для коррупционных платежей, в связи с чем организации рекомендуется предусмотреть:
1) условия получения сотрудниками средств для оплаты такого рода расходов, например,
необходимость согласования их получения с антикоррупционным подразделением;
2) механизмы последующего контроля использования таких расходов в соответствии с заявленными целями.
Одновременно в локальных нормативных актах организации, например, в антикоррупционной политике организации, следует установить прямой запрет на получение и дачу взяток. При этом следует обратить внимание на то, что, хотя в Уголовном кодексе
Российской Федерации взяткой признается только непосредственно передача денежных средств, иных ценностей взяткополучателю, в ряде зарубежных стран взяткой будет считаться также предложение, обещание, одобрение взятки, а также испрашивание и согласие на получение взятки. В этой связи организациями, в первую очередь ведущим внешнеэкономическую деятельность или имеющим зарубежных контрагентов, рекомендуется предусматривать запрет на все указанные неправомерные действия.
Иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами
Необходимость регулирования данной сферы обусловлена потребностью предотвратить возможный конфликт интересов и не допустить формирования дополнительных каналов для получения работником коррупционных платежей. Так, наличие у работника ценных бумаг в организации, в отношении которой он обладает определенными распределительными или управленческими полномочиями, на стоимость которых он косвенно может повлиять, принимая решения в пользу такой организации, вводит работника в ситуацию конфликта интересов; а работа по совместительству на организацию-партнера или конкурента может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах данной организации.
При внедрении соответствующих антикоррупционных стандартов рекомендуется обратить внимание, в первую очередь, на такие аспекты, как:
- вхождение работника в органы управления сторонней организации;
- выполнение работ, оказание услуг в интересах сторонней организации;
- владение долями участия, ценными бумагами сторонней организации;
- получение займов, кредитов от сторонней организации;
- выступление в качестве агента или представителя сторонней организации;
- иная финансовая заинтересованность в результатах деятельности сторонней организации.
Применительно к указанным практикам, в организации могут быть установлен порядок уведомления работником организации о наличии личной заинтересованности, в том числе в рамках декларирования интересов. Исходя из имеющихся в распоряжении организации финансовых, человеческих и иных ресурсов, в случае, если работник не готов отказаться от объекта личной заинтересованности, могут быть предприняты различные меры, направленные на минимизацию коррупционных рисков: установление дополнительного контроля, дополнительных этапов согласования; ограничение работника в доступе к работе в сферах, связанных с его личной заинтересованностью; внесение изменений в обязанности работника в целях недопущения реализации личной заинтересованности и т.д.
Помимо иной оплачиваемой деятельности работников организации, объектом регулирования может также стать последующее трудоустройство бывших сотрудников. Например, может быть введен антикоррупционный стандарт, заключающийся в декларировании ведения переговоров о будущем трудоустройстве, практика отстранения от исполнения обязанностей в отношении организации, в которую
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 18 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
планирует переходить работник. Вместе с тем следует иметь в виду, что включение в трудовой договор с работником или локальный нормативный акт организации запрета на трудоустройство этого работника у другого работодателя, занимающегося теми же видами деятельности в той же области, что и прежний работодатель (например, прямого конкурента) ограничивает права работника и противоречит трудовому законодательству. <6>
--------------------------------
<6> См.
письмо
Минтруда России от 19 октября 2017 г. N 14-2/В-942.
Спонсорская, благотворительная деятельность, взносы на политические цели,
пожертвования политическим партиям
Подобные выплаты могут использоваться в качестве "прикрытия" коррупционных платежей,
особенно в контексте взаимодействия организации с лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, иными должностными лицами. Следует учитывать, что в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в статьи 290
и
291
Уголовного кодекса Российской Федерации в 2016 году, взяткой признается в том числе передача денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконное оказание услуг имущественного характера,
предоставление иных имущественных прав по указанию должностного лица иному физическому или юридическому лицу.
Организациям рекомендуется предусмотреть порядок предоставления подобных выплат, включая,
например, их обязательное предварительное согласование подразделением по предупреждению коррупции, ведение соответствующей отчетности, проведение периодического аудита таких выплат.
При этом юридическими лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30
процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), и иным категориям организаций, не допускается осуществлять пожертвования политической партии и ее региональным отделениям (
пункт 3 статьи 30
Федерального закона от 11 июля
2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").
Использование информации ограниченного доступа
В ходе исполнения трудовых обязанностей работник может получить доступ к информации ограниченного доступа, в том числе к инсайдерской информации. В определенных случаях разглашение или использование такой информации может принести работнику и (или) связанным с ним лицам существенную личную выгоду. Например, обладая сведениями о планируемой сделке, которая повысит стоимость акций определенной компании, работник может приобрести эти акции сам и (или) посоветовать сделать это своим родственникам. Организациям рекомендуется ознакомить работников с требованиями действующего законодательства в данной сфере, в том числе с положениями статьи 185.6
Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также закрепить соответствующие правила использования информации в трудовых договорах и локальных нормативных актах организации.
Проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка
При выстраивании в организации системы антикоррупционных мер следует учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только непосредственно внутри организации, но и вне ее, в первую очередь - в ходе взаимодействия организации с различными контрагентами: деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения тех или иных работ, оказания услуг,
клиентами, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. В том числе организации целесообразно иметь в виду, что возможны ситуации, при которых организация в связи с взаимодействием с недобросовестным деловым партнером может стать участником антикоррупционного
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 19 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
--------------------------------
<6> См.
письмо
Минтруда России от 19 октября 2017 г. N 14-2/В-942.
Спонсорская, благотворительная деятельность, взносы на политические цели,
пожертвования политическим партиям
Подобные выплаты могут использоваться в качестве "прикрытия" коррупционных платежей,
особенно в контексте взаимодействия организации с лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, иными должностными лицами. Следует учитывать, что в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в статьи 290
и
291
Уголовного кодекса Российской Федерации в 2016 году, взяткой признается в том числе передача денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконное оказание услуг имущественного характера,
предоставление иных имущественных прав по указанию должностного лица иному физическому или юридическому лицу.
Организациям рекомендуется предусмотреть порядок предоставления подобных выплат, включая,
например, их обязательное предварительное согласование подразделением по предупреждению коррупции, ведение соответствующей отчетности, проведение периодического аудита таких выплат.
При этом юридическими лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30
процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), и иным категориям организаций, не допускается осуществлять пожертвования политической партии и ее региональным отделениям (
пункт 3 статьи 30
Федерального закона от 11 июля
2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").
Использование информации ограниченного доступа
В ходе исполнения трудовых обязанностей работник может получить доступ к информации ограниченного доступа, в том числе к инсайдерской информации. В определенных случаях разглашение или использование такой информации может принести работнику и (или) связанным с ним лицам существенную личную выгоду. Например, обладая сведениями о планируемой сделке, которая повысит стоимость акций определенной компании, работник может приобрести эти акции сам и (или) посоветовать сделать это своим родственникам. Организациям рекомендуется ознакомить работников с требованиями действующего законодательства в данной сфере, в том числе с положениями статьи 185.6
Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также закрепить соответствующие правила использования информации в трудовых договорах и локальных нормативных актах организации.
Проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка
При выстраивании в организации системы антикоррупционных мер следует учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только непосредственно внутри организации, но и вне ее, в первую очередь - в ходе взаимодействия организации с различными контрагентами: деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения тех или иных работ, оказания услуг,
клиентами, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. В том числе организации целесообразно иметь в виду, что возможны ситуации, при которых организация в связи с взаимодействием с недобросовестным деловым партнером может стать участником антикоррупционного
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 19 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
расследования, проводимого правоохранительными органами.
В целях выявления и принятия мер по минимизации таких рисков организациям рекомендуется обеспечить внедрение оценки добросовестности контрагентов - процедуры, которая в специальной литературе получила название дью-дилидженс (от англ. due diligence).
Целью проведения такой оценки является подтверждение того, что организация-контрагент в своей деятельности руководствуется общепринятыми этическими стандартами ведения бизнеса и придерживается принципов нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
Базовая процедура дью-дилидженс предполагает сбор и анализ находящихся в открытом доступе, в бесплатных и платных базах данных сведений о контрагенте, позволяющих оценить:
- деловую репутацию контрагента;
- финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы контрагента, позволяющие надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого делового партнерства/заключаемого контракта;
- связи организации с должностными лицами, в том числе иностранными должностными лицами;
- принятые контрагентом меры по предупреждению нарушений, в том числе коррупционной направленности.
1) Деловая репутация компании-контрагента может оцениваться в ходе сбора и анализа следующей информации:
- общей информации о компании - страна регистрации, территория ведения бизнеса, отрасль,
организационно-правовая форма, штатная численность и т.п. Анализ указанной информации необходим для того, чтобы выявить наличие повышенных рисков коррупции, связанных с территориальными и отраслевыми особенностями бизнеса компании, с участием в ее создании государственных структур, а также фиктивные компании, например, которые официально являются действующими, но при этом в их штате полностью отсутствуют сотрудники;
- сведений о выдвижении обвинений, проведении расследований, судебных процессов в отношении компании и ее работников, в том числе в связи с совершением коррупционных правонарушений, наличии компании в "черных списках", реестрах лиц, отстраненных от участия в закупках в связи с обвинениями в коррупции, публикаций в СМИ на предмет наличия возможных коррупционных проявлений в компании-контрагенте. Такая информация необходима для формирования представления о склонности компании-контрагента и ее отдельных работников к коррупции, а также о готовности компании принимать меры по недопущению совершения подобных нарушений в будущем.
2) Оценка наличия у организации-контрагента надлежащих ресурсов предполагает поиск и анализ информации о финансовом положении организации, о наличии у организации опыта аналогичных работ,
оказания услуг, о наличии в организации необходимых человеческих ресурсов, обладающих надлежащими знаниями и умениями и т.п. В данном случае рекомендуется использовать не только находящуюся в открытом доступе информацию, но и запрашивать необходимые сведения непосредственно у организации-контрагента, например, финансовую отчетность с тем, чтобы идентифицировать возможные имевшие место неправомерные выплаты и, соответственно, риски недобросовестного поведения контрагента в будущем.
3) Оценка наличия связей контрагента с должностными лицами призвана выявить риски ее вовлечения в коррупционные схемы, связанные с подкупом таких должностных лиц, в том числе иностранных. В этой связи при проведении процедуры дью-дилидженс следует обратить внимание на:
- бенефициарных собственников компании - реальных конечных выгодоприобретателей;
- наличие должностных лиц непосредственно в самой компании;
- возможные связи с должностными лицами, их родственниками ключевых работников компании, их
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 20 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
В целях выявления и принятия мер по минимизации таких рисков организациям рекомендуется обеспечить внедрение оценки добросовестности контрагентов - процедуры, которая в специальной литературе получила название дью-дилидженс (от англ. due diligence).
Целью проведения такой оценки является подтверждение того, что организация-контрагент в своей деятельности руководствуется общепринятыми этическими стандартами ведения бизнеса и придерживается принципов нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
Базовая процедура дью-дилидженс предполагает сбор и анализ находящихся в открытом доступе, в бесплатных и платных базах данных сведений о контрагенте, позволяющих оценить:
- деловую репутацию контрагента;
- финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы контрагента, позволяющие надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого делового партнерства/заключаемого контракта;
- связи организации с должностными лицами, в том числе иностранными должностными лицами;
- принятые контрагентом меры по предупреждению нарушений, в том числе коррупционной направленности.
1) Деловая репутация компании-контрагента может оцениваться в ходе сбора и анализа следующей информации:
- общей информации о компании - страна регистрации, территория ведения бизнеса, отрасль,
организационно-правовая форма, штатная численность и т.п. Анализ указанной информации необходим для того, чтобы выявить наличие повышенных рисков коррупции, связанных с территориальными и отраслевыми особенностями бизнеса компании, с участием в ее создании государственных структур, а также фиктивные компании, например, которые официально являются действующими, но при этом в их штате полностью отсутствуют сотрудники;
- сведений о выдвижении обвинений, проведении расследований, судебных процессов в отношении компании и ее работников, в том числе в связи с совершением коррупционных правонарушений, наличии компании в "черных списках", реестрах лиц, отстраненных от участия в закупках в связи с обвинениями в коррупции, публикаций в СМИ на предмет наличия возможных коррупционных проявлений в компании-контрагенте. Такая информация необходима для формирования представления о склонности компании-контрагента и ее отдельных работников к коррупции, а также о готовности компании принимать меры по недопущению совершения подобных нарушений в будущем.
2) Оценка наличия у организации-контрагента надлежащих ресурсов предполагает поиск и анализ информации о финансовом положении организации, о наличии у организации опыта аналогичных работ,
оказания услуг, о наличии в организации необходимых человеческих ресурсов, обладающих надлежащими знаниями и умениями и т.п. В данном случае рекомендуется использовать не только находящуюся в открытом доступе информацию, но и запрашивать необходимые сведения непосредственно у организации-контрагента, например, финансовую отчетность с тем, чтобы идентифицировать возможные имевшие место неправомерные выплаты и, соответственно, риски недобросовестного поведения контрагента в будущем.
3) Оценка наличия связей контрагента с должностными лицами призвана выявить риски ее вовлечения в коррупционные схемы, связанные с подкупом таких должностных лиц, в том числе иностранных. В этой связи при проведении процедуры дью-дилидженс следует обратить внимание на:
- бенефициарных собственников компании - реальных конечных выгодоприобретателей;
- наличие должностных лиц непосредственно в самой компании;
- возможные связи с должностными лицами, их родственниками ключевых работников компании, их
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 20 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
родственников;
- сведения о контрагентах компании на предмет аффилированности с должностными лицами.
4) Оценка наличия у контрагента надлежащих мер по предупреждению коррупции предполагает анализ внедрения в компании антикоррупционной политики и антикоррупционных инструментов.
В результате проведения оценки контрагента должно сформироваться понимание того, какие коррупционные риски могут возникнуть в ходе взаимодействия с ним. Свидетельствовать о наличии коррупционных рисков могут, например, следующие факты:
- в компании отсутствует персонал, который может оказывать предусмотренные контрактом услуги,
выполнять работы;
- счет (счета) компании находятся в оффшорных зонах;
- контрагент просит предоставить оплату частями на несколько различных счетов;
- в финансовой отчетности компании содержатся необъясненные выплаты третьим лицам,
информация об оказанных третьими лицами услугах без предоставления подтверждения реального оказания таких услуг;
- контрагент финансирует деятельность политических партий;
- работники компании имеют связи с должностными лицами или их родственниками;
- сотрудники компании-контрагента ранее занимали должности в государственных (муниципальных)
органах, курирующих или иным образом связанных со сферой деятельности компании, и т.п.
Информацию о деловых партнерах можно проверить и (или) узнать на различных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". <7>
--------------------------------
<9> Примерный перечень ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых можно проверить и (или) узнать информацию о деловых партнерах, представлен на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.
В крупных предприятиях, обладающих достаточными ресурсами, для проведения оценки контрагентов может быть разработано и внедрено специализированное программное обеспечение,
позволяющие вести внутреннюю базу контрагентов компании и автоматически отслеживать возможные коррупционные риски при взаимодействии с ними.
При этом необходимо понимать, что выявленные риски сами по себе не говорят о необходимости отказаться от отношений с контрагентом: как и в случае проведения внутренней оценки рисков,
организации следует учесть вероятность реализации таких рисков в конкретных условиях (в зависимости от страны, отрасли, иных обстоятельств), возможности их предотвращения или минимизации, и только по совокупности всех факторов принимать решение о продолжении или отказе от сотрудничества с данным контрагентом.
Кроме того, одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки.
При ее включении в договоры рекомендуется предусматривать основания для расторжения договора или применения иных мер ответственности в случае, если контрагент нарушит антикоррупционную оговорку и (или) окажется вовлечен в неправомерную деятельность.
9>7>6>6>
- сведения о контрагентах компании на предмет аффилированности с должностными лицами.
4) Оценка наличия у контрагента надлежащих мер по предупреждению коррупции предполагает анализ внедрения в компании антикоррупционной политики и антикоррупционных инструментов.
В результате проведения оценки контрагента должно сформироваться понимание того, какие коррупционные риски могут возникнуть в ходе взаимодействия с ним. Свидетельствовать о наличии коррупционных рисков могут, например, следующие факты:
- в компании отсутствует персонал, который может оказывать предусмотренные контрактом услуги,
выполнять работы;
- счет (счета) компании находятся в оффшорных зонах;
- контрагент просит предоставить оплату частями на несколько различных счетов;
- в финансовой отчетности компании содержатся необъясненные выплаты третьим лицам,
информация об оказанных третьими лицами услугах без предоставления подтверждения реального оказания таких услуг;
- контрагент финансирует деятельность политических партий;
- работники компании имеют связи с должностными лицами или их родственниками;
- сотрудники компании-контрагента ранее занимали должности в государственных (муниципальных)
органах, курирующих или иным образом связанных со сферой деятельности компании, и т.п.
Информацию о деловых партнерах можно проверить и (или) узнать на различных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". <7>
--------------------------------
<9> Примерный перечень ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых можно проверить и (или) узнать информацию о деловых партнерах, представлен на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.
В крупных предприятиях, обладающих достаточными ресурсами, для проведения оценки контрагентов может быть разработано и внедрено специализированное программное обеспечение,
позволяющие вести внутреннюю базу контрагентов компании и автоматически отслеживать возможные коррупционные риски при взаимодействии с ними.
При этом необходимо понимать, что выявленные риски сами по себе не говорят о необходимости отказаться от отношений с контрагентом: как и в случае проведения внутренней оценки рисков,
организации следует учесть вероятность реализации таких рисков в конкретных условиях (в зависимости от страны, отрасли, иных обстоятельств), возможности их предотвращения или минимизации, и только по совокупности всех факторов принимать решение о продолжении или отказе от сотрудничества с данным контрагентом.
Кроме того, одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки.
При ее включении в договоры рекомендуется предусматривать основания для расторжения договора или применения иных мер ответственности в случае, если контрагент нарушит антикоррупционную оговорку и (или) окажется вовлечен в неправомерную деятельность.
9>7>6>6>
1 2 3 4 5 6 7