Файл: Слово. Однокоренные слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
З АСТАВКА                                                   

НАСТУПЛЕНИЕ

ПРИГЛАШЕНИЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ

 

Работа со словами-антонимами.

ЗАдание2_ Образуйте слова  с противоположным значением.

Обра­зец: приклеить - отклеить. Перепишите в тетрадь.

 

ПРИНЕСТИ -...     ВПОЛЗТИ -...        ПРИВЯЗАТЬ

вскочить -..,          привезти -...         впустить -...

ВОГНУТЬ - ...        ВПОРХНУТЬ -...

 

Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных ЗАдание2_Замените каждое словосочетание словом с при­ставкой. Перепишите.

Образец: часы на стене - настенные часы.

час перед рассветом - ...        переход под землей - ...

повязка на руке - ...                камни под водой - ...

шаг без шума - ...                    совет без пользы - ...

 

3.    Развитие пространственных представленийи практическое употребление слов с пространственными приставками.

 

Задание3_Прочитай­те диктант медвежонка Торопыжки и исправьте в нем ошибки.

 

1.   Мальчик вышел в дом.

2.    Птичка перелетела к гнезду.

3.   Ученик списал на доске.

4.   Оля вырисовала в альбоме льва.

5.    Шофер подвел машину ключом.

6.   Коля накрыл дверь ключом.

7.    Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

 

 Работа по графическому оформлению предложений.

Задание4_Прочитайте слова:Составьте из слов предложения изапишите их.

 

1.   Корма, птички, ослабнут, замерзнут, без, и.

2.   Пасечник, кувшин, медом, с, подарил.

3.   Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчел.

4.   Пригодились, орехи, желуди, и, поделок, для.


5.   Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.

6.   Лес, отвели, в, малыши, маме, к, олененка.

7.   Громко, постучал, окно, незнакомец, в.

8.   Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.

9.      Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.




5. Работа по развитию связной речи.

Задание 5. Составьте рассказ-описание. по картинке на стр.6Ученики второго класса состав­ляют рассказ устно с опорой на схему описательного рас­сказа. Учащиеся третьего класса составляют описатель­ный рассказ устно, анализируют его и записывают на индивидуальных листах.

1.Какое время гола наступило?

2.Кто гуляет? Придумайте им имена.

3.Что делает мальчик?

4.А мама?

5.Где сидит кот?

6.Какая у него кличка? (Пушок, Мурзик)

7.Что он делает?

8.На чём лежит собака?

9. Какая у него кличка? (Тузик, Бобик, Шарик, Барбос)

10.Какие листья падают на землю?

11. Какая туча появилась на небе?

12. Почему мальчик с мамой пошли домой?

 

Найдите в рассказе слова с приставками и ука­жите их. Скажите, к какой части речи относятся эти слова. Подберите к словам с приставками родственные слова.

Назовите сначала слова-предметы, а затем сло­ва-действия с приставками.

 

 

ЗАНЯТИЕ 6

 

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

Закрепление материала предыдущего занятия.


Задание1. Прочитайте слова и найдите в каждой группе общую часть, с помощью которой эти слова образованы.

 

1.   лес, лесок, лесник;

2.   кот, котик, кошачий, кошечка, котенок;

3.лист, листовой, листочек.

 

Знакомство с правописанием и значением суффиксов


ЗАдание2Запишите названия их детенышей добавляя

суффиксы -ОНОК-. -ЁНОК-

 

 МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, ЛОСЬ, БЕЛКА, ЕЖ.

 

Задание3. Назовите и запишите названия детенышей жи­вотных и птиц, которые образованы при помощи суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК

 

 ПОРОСЕНОК, ТЕЛЕНОК, ЯГНЕНОК, КОЗЛЕНОК, ЖЕРЕ­БЕНОК.

 

 Дифференциация  суффиксов ИК-, -ИЩ-. -ИН-

Задание 4.С помощью суффиксов -ИК-, -ИЩ-, -ИН-: превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие. Запиши­те названия предметов в две колонки.

РУКА-...                   НОГА-...                   ДОМ-...

СТОЛ-...                 НОС-...                    УСЫ-...

 

Знакомство с суффиксами -ЧИК-, -ОК-.

Задание 4одумайте: кому можно дать суффиксы -ЧИК-, -ОК-? Почему?

 

 СУП, ЗУБ, ГРУЗ, КОН, ДУБ, ГРИБ, УГОЛ, ЗУБ, ЛЕС.

 

Найдите слово, от которого вы образовали не­сколько новых слов.Чем отличаются эти слова? Объясните значение слов.

 

 Работа на уровне словосочетания.

Задание 5.  Мельница «-ТОР-».  Прочитайте загадки, перепишите отгадки в тетрадь, выделите в них общий суффикс. Загадки про диктора и лектора перепишите в тетрадь.

 

1.Человек, который работает на радио или на телевидении
... (диктор)

2.Он в школе самый главный ... (директор)

Он проверяет и продаёт билеты в транспорте ... (кондук­тор)

Он читает лекции для студентов или для ученых ... (лек­тор)

Мельница «-ТЕЛЬ-».

1.Он работает в школе ... (учитель)

2.Он пишет рассказы, сказки, повести, романы ... (писа­тель)

3- Он спасает людей ... (спасатель)

4. Он строит дома и другие здания ... (строитель)

 

6. Знакомство с суффиксами ОНК-. -НИК-, НИЦ

Задание 6.  Назовите предметы посуды, в которых хранятся или подаются на стол эти про­
дукты. Запишите названия этих предметов, выделите суф­фиксы, с помощью которых они образованы.

СОЛЬ, ХЛЕБ, САХАР, МОЛОКО, СУХАРИ, КОНФЕТЫ.

 

Итог. Назовите суффиксы, о которых вы узнали на за­нятии. Что они обозначают? Для чего они нужны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 7

 

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

 

Задание 1.Назовите в словах суффиксы.

куколка, лошадка, мишка

Во всех словах, обозначающих маленькие пред­меты, встречался

суффикс -К-. Суффикс служит для образо­вания новых слов и стоит после корня.

 

2 . Знакомство с суффиксами -ОНЬК-. -ЕНЬК-. -УШК-. -ЮШК-. -ИНЬК-. имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

Задание 2. Запишите, обозначая суффикс и корень. От каких слов образованы?

 

заюшка, лисонька, дедушка, бабушка, медвёдюшка, ежинька, тетушка, дядюшка, лошадушка.

 

Задание 3.Знакомство с суффиксами -ЧИК-. -ЩИК-.С помощью этих суффиксов образовывают слова, обозначающие профессииОтветьте на вопросы.

 

1.     Кто помогает на вокзале носить вещи?

2.     Кто чистит нашу обувь?

3.     Кто носит специальную форму и летает на самолете?

4.     Кто дрессирует зверей?

5.     Кто что-то налаживает?

6.     Кто чинит водопровод?

7.     Кто стреляет из пулемета?

8.     Кто служит в ракетных войсках?

9.     Кто косит газоны?

 

Что общего между всеми отгаданными словами? Запишите ответы. Выделите суффиксы.

 

Развитие навыков словообразования.

 

Задание 4. Догадайтесь, от каких слов образованы профессии.

 

1.     машинист, шофер, пекарь;

2.     футболист, милиционер, токарь;

3.     тракторист, шахтёр, сто
ляр;

4.хоккеист, архитектор, пахарь.

Запишите в тетрадь слова и выучите:

1.Архитектор – чертит план строения зданий.

2.   Токарь – вытачивает детали.

3.Столяр – изготавливает рамы, двери.

  Работа по обогащению словаря и дифференциации слов.

 

Задание 5.Распределите слова, из задания 4, на группы по одинаковым суффиксам. Сколько групп слов получится? Запишите их в тетрадь, выделите суффиксы.

 

 Работа на уровне текста. Закрепление умения суффиксального способа образования новых слов.

 

Задание 4.Прочитайте текст. Найдите слова, в которых есть суффиксыПодчеркните слова с суффиксами, выдели­те их.

Для 2 класса

Кот Пушок и мышки

Кот Пушок спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвос­тики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие.

Стали мышки пробирать­ся на кухню. Тут кот Пушок уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха.

 Пушок прыгнул с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросит­ся, то к другой прыгнет. Да так никого и не поймал.

 

Какую роль играют в словах эти суффиксы?

 

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Состав слова.

 

1.   Закрепление знания о частях слова. Игра: «Что это такое?»

Занятие 1. Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?